Огненных дел мастер

ОГНЕННЫХ ДЕЛ МАСТЕР
(Из книги «О людях и для людей»)

Разыскивая в котельно-монтажном отделении ремонтно-механического цеха Ирину Чуракову,я вдруг услышал о ней вот такие слова:«Работает-то она хорошо,но с … характером!Может и не станет вам о себе рассказывать…». Это несколько обескуражило меня и осложнило мои планы.Однако,это обстоятельство ещё более меня раззадорило и заинтриговало,укрепило в желании добиться именно этой встречи и «разговорить» строптивую Ирину.«Это очень хорошо,– подумалось мне,– что она с характером,даже просто замечательно,у таких людей суждение своё имеется,то есть, свой взгляд на жизнь,пусть даже он и не всегда совпадает с общепринятым взглядом!..».
…Кузнечный участок.Отгороженный железными листами угол.Он жил своей обычной привычной и размеренной рабочей жизнью.Ухали молоты,сотрясая всё здание отделения,ярко пылали печи-горны.На толстой чугунной броне пола остывали готовые поковки,постепенно теряя свой огненный цвет.У одного из механических молотов я вижу группу кузнецов,среди которых замечаю небольшого роста хрупкую молодую женщину в ладно подогнанной рабочей одежде.Она ловко управляла ударами молота с помощью ручки-рычага.И я никак не мог сразу не догадаться:«Это ведь она!».
Однако,я молча ждал и не подходил,наблюдая издалека,пока они работали,хотя мне очень не терпелось пристать к ней с вопросами.Но случилось так,что,закончив бить,эта самая строптивая женщина сама заметила меня и подошла ко мне,так что мне не пришлось особенно и напрягаться.Она широко и открыто улыбнулась,да так,  что от этой улыбки заискрились на её миловидном лице весёлые искорки в глазах. «Красивая женщина!»,– невольно залюбовался я,но что-то, несмотря на улыбку, создавало какое-то между нами напряжение – на этом её лице ещё не стёрлась тень глубокой сосредоточенности и какого-то внутреннего беспокойства.Скинув рукавицы, она подошла к небольшому железному столику и обратилась к стоявшей тут же другой работнице – Нине Зябриковой:«Ты ещё не была в новом магазине,что открылся вчера в цементной столовой,говорят – там красота!..». И тут же,кивнув в мою сторону, бросила:«Этот корреспондент и к тебе,наверное,тоже!..».
«Что-то,всё-таки,её тревожит?– промелькнуло у меня в голове,– может я действительно некстати?..».Но беседа втроём к моей радости состоялась и пошла сама собой, причём самым непринуждённым образом..Видимо,говорить о себе Ирина просто стеснялась,вот откуда и было напряжение,приглашение к беседе своей подруги Нины Зябриковой.Так что все мои опасения насчёт неудачного интервью, оказались напрасными.Помогало беседе и то, что и я когда-то сам работал в этом цехе и Нину Зябрикову очень хорошо знал.Хотя вначале и Зябрикова,не говорю уже о  Чураковой,не очень-то были настроении на беседу,но потом уж так  разговорились, что и не остановить,почувствовав во мне родственную душу,своего рабочего человека.И вот тогда уж без всякой утайки начали они говорить о том,что их беспокоит,и что тревожит,то есть,о своём самом наболевшем:
– Конечно же,разве вы напишете,что молоты у нас совсем старые? Менять их давно надо!Но мы к ним привыкли,силу удара чувствуем интуитивно.Менять-то их,конечно, надо,хотя нам их очень даже жаль!Они нам,как родные.Профессия наша называется – машинист молота!Не поверите,чувствуем мы их,как людей,иногда воздействуем на наши просто молоты психологически!Только вдруг подумаешь:«Нужно чуть-чуть стукнуть!..».И рука,кажется,ещё не шевелится!А молот-ТО сам уже ударил,и точно, как надо!..
…И вот вновь Ирина у молота.Передышка закончилась.Кузнецы Алимов и Селетков придерживают ярко-красную поковку большими кузнечными клещами.Ирина бьёт!В это время её работу комментирует Нина Зябрикова:«…Размеры поковок мы на глаз чувствуем.Силу удара рассчитываем в зависимости от крепости металла.И от марки стали тоже.Иногда сильнее ударишь,но один раз!Иногда слабее,но два раза! Подряд. Так что от опыта здесь зависит очень многое!..».
– А кузнецы-то,тоже,наверное,подают какие-то команды?
– Конечно.Но делать этого им почти не приходиться.Мы и без команды уже всё понимаем.Сколько лет уже здесь отработали?!Ирина вот уже шесть лет!
– И не только кузнецов понимаем с полуслова,– вступает в разговор,завершив выполнение очередной производственной операции,Ирина,– даже иногда с ними спорим:какой удар сделать?Ведь и мы сегодня не менее кузнецы,чем они.Спорим мимикой!Команды выражаются по-разному:движением головы,глазами,выражением лица.
– И всё-таки,– удивляюсь я,– как вы решились освоить такое мужское дело?
– Судьба,наверное,– слегка вздыхает Ирина,– а вообще-то,я окончила педагогическое училище,четыре года работала воспитателем в детском саду.Но ездить-то приходилось в Криволучье?!Это очень далеко!А здесь муж говорит:«Что ты мучаешься!Давай к нам в цех!..». Он тогда здесь работал строгальщиком.
– Как же,как же,знаю! Чураковых,кто не знает в цехе?!Да и на заводе тоже?!Он и сейчас здесь работает?
– Нет.Формовщиком перешёл работать в цех фитингов.Как ни как,у нас трое детей, семью обеспечивать надо!Вот потому и я ушла из крановщиц в машинисты молота.В цехе работаю уже четырнадцатый год.Не отпускал меня из крановщиц начальник цеха: «Пока замену не подготовишь – не уйдёшь!». Четырёх человек подготовила и ушла.
– Ирина,ты родилась в нашем посёлке?
– Нет, я родилась в Макеевке.В школу пошла с шести лет.Когда училище окончила, мне и семнадцати лет не было,на работу не брали,до совершеннолетия.Заведующая детским садом меня на работу взяла под свою личную ответственность.
– Педагогика помогает в жизни?
– А как же,детей воспитываю!Ведь их у меня трое!
– Маленькие?
– Старшей дочери девятнадцать лет.Девятиклассница.Средней дочке шесть лет. Последнему ребёнку три года.
– Тяжело с детьми,в наше-то время?
– Что вы, конечно!Если бы завод не обеспечивал продуктами питания – пропали бы! Только этим и живём!Сахар,консервы,мясо и так далее.
– Успеха вам и счастья,здоровья!
– Спасибо!
А.Бочаров.
1993.               


Рецензии