рассказы

 Валентина БОБКОВА
ТАКАЯ ПОГОВОРКА У ВАНЮШКИ БЫЛА
(Рассказ)
- А внука своего я всё ж хочу Иваном величать,- настоятельно сказал дед Иван, когда в их семействе разгорелся спор вокруг имени появившегося на свет младенца. Родители новорождённого как-то сразу смирились, а вот внуки всё ещё продолжали спорить.
- Я за то люблю Ивана, что головушка кудрява,- вспоминая песни застолья, напевала своим звонким голосом внучка Полина.
- Иванами да Марьями  гордилась ты всегда,- подыгрывая старшей сестре, подпевал внук Паша.
- Был ещё на Руси царь Иван Грозный,- не уступая внукам, напомнил дед Иван.
- Дедуль,- неожиданно спросила Полина,- а почему нас обзывают Иванами?
- Не обзывают, Поля, а величают так нас,- с гордостью заметил дед Иван. – Из наших Иванов богатыри вышли, да ещё какие!
- Что за спор, а драки нет?- шутя, спросила мама, которая всё это время занималась с малышом.
- Мамуль, ты окончательно решила мелкого назвать Иваном, как деда?-  спросил Паша.
Мама улыбнулась, одарила ласковым взглядом спорщиков и, неожиданно для всех, заговорила стихами:
- Что в имени твоём, Иван, хочу я знать.
Я сына этим именем вольна назвать.
Иван в России – ветеран.
Надеюсь, с именем твоим – Иван,
Он будет смел не по годам.
В наш дом принёс он радость нам.
Однажды скажет: «Прав мой дед!»
И наш Иван оставит на земле заметный след.
Мои дети – свет в моём окне,
Моя совесть и опора мне.
Слушая невестку, дед Иван прослезился.
- Сколько себя я помню,- сказал он,- у нас в роду было три Филиппа, Владимира и Дмитрия, четыре Максима, Ермола, Василия, Кирилла и Николая, пять Павлов, Михаилов и Александров, а вот Иван в роду – я один.
- Дедуля, не обижайся, пожалуйста,- сказала Полина, обнимая деда,- мы тебя очень любим. Если ты хочешь нашего братика назвать Ваней, мы его так и назовем, правда, мамочка?
Так в этой семье стало два Ивана.  К четырём годам Иван младший удивлял взрослых своими вопросами и ответами, ловко лазал по деревьям и, сидя на суку дерева, всегда напевал одну и ту же дедову частушку:
- Моя милочка с провилочки,
На спиночке – горбок.
Ручки, ножки – по соломинке,
Во рту – один зубок.
И вот полез как-то Ванечка на черёмуху, чтобы поющего соловья лучше разглядеть. Залез на самую вершину дерева, а соловья там и не оказалось. Глянул вниз лазутчик, испугался и давай реветь. Плач услышала бабушка.
- Ты куда, пострелёнок, залез? Да как тебя угораздило на макушку взобраться,  что ты там не видал? – причитала бабушка.
- За соловьём я полез, а он улетел,- ответил Ваня.
- За соловьём он полез…,- сердилась бабушка,- соловей только весной в черёмухе поёт, да и то, когда она цветёт,- а как спускаться будешь?- спросила бабушка.
- Меня дедушка Ваня снимет,- сказал малыш.
- Тебе рановато по деревьям так высоко лазать, ты ещё маленький,- сказала бабушка,- понял, Ванюшка?- спросила бабушка.
- А что понял Ванюшка – ничего не понял, бабушка,- гнусавым голосом ответил внучек.
Такая поговорка теперь не только у деда Ивана, но и на все случаи жизни у Ванюшки была.               
БЫЛ ПЕТРОВ ДЕНЬ
С большим желанием и удовольствием, в дремотной тишине четвёртого «А» класса писал Ванюшка сочинение «Самый лучший день летних каникул».
Ванюшкина радость этого лета вместилась на одной страничке тетрадного листа. И это была всего лишь одна июльская ночь.
«Был Петров День,- писал Ванюшка,- и мы чудили. В кустах черёмухи пел соловей, а мы деревянной вертушкой стучались в форточку к бабушке Сони. Она не спала. Сидела у окна, слушала стук нашей вертушки и весело смеялась.
Потом мы лесенкой разложили берёзовые дрова моего дедушки до самого соседского дома, в котором жила лесник тётя Дуся. У лесничего Виталия Борисовича мы забрали бидон с солидолом. На этом бидоне крупными буквами написали: «МЁД» и отнесли его на другой конец деревни, к дому кумы Виталия Борисовича – Фёклы Константиновны.
В нашем саду мы нарвали сладких яблок, целое большое ведро, и отнесли на крыльцо к тёте Наташе Мальчук, потому что у неё дети ещё совсем маленькие, а таких сладких яблок в её саду нет.
На рассвете мы разожгли костёр,  пекли картошку. Потом гармонист Петруха играл на гармошке.  Девчонки плясали под Петрухину гармошку «барыню», «цыганочку», «польку», «краковяк» и танцевали вальс «Амурские волны». Мальчишки смотрели на них, громко хлопали в ладоши и хохотали. Под конец мы пели под гармошку Петрухи «Подмосковные вечера».
Праздник удался на славу! И я уже не грустил, что не приехали в этот выходной мама и папа. Мне так было весело, как никогда. Вот какие бывают в деревне весёлые праздники! А если бы их не было, было бы скучно на всей земле».
Проходя между рядов школьных парт, учительница остановила свой взгляд на Ванюшкиной тетради и ахнула: «Боже, мой! На дворе уже давно двадцатый век, а он про Петров День пишет! И это твой самый лучший день летних каникул?!».
Перечеркнув крест-накрест красным карандашом сочинение, учительница вынесла суровый, с двумя восклицательными знаками, приговор Ванюшкиной истории Петрова Дня: «ПЕРЕПИСАТЬ!!».
- Понял, Ванюшка?- спросила учительница.
- А что понял Ванюшка, ничего не понял, бабушка,- подумал про себя будущий писатель, и две его слезинки, из правого и левого глаза, упали на перечёркнутое сочинение.
 «Бывают плохие советы, которые может дать только хорошая женщина»,- так говорил мудрец из прошлого – Альфред Капю. Моя учительница, я больше, чем уверен, была таковой. И сегодня, на стыке двух веков, понимаешь ещё одного мудреца – индийского писателя Тагора: «Если закрыть свою дверь для всех заблуждений, то и правда останется снаружи». Не так ли?

ВОТ С НЕБА ЗВЁЗДЫ ГЛЯНУТ
И ЯРЧЕ ЗАСИЯЕТ МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
- Вы только поглядите на этого горе-рыбака,- ещё издали стала причитать Ванюшкина бабушка,- и это, называется, он рыбу ловит? Небось, своим храпом всех карасей распугал в пруду.
- Эх, бабушка,- очнувшись, бормочет Ванюшка,- такая фантастика приснилась!  Такой интересный ты мне сон перебила!».
- У тебя фантастика на уме, а у меня пчёлы роятся, и дед, как на грех, в лес за лыками ушёл. Бежим, Ванюшка,- просит бабушка,- а то рой улетит.
- Знала б ты, бабуль, какой интересный сон не дала доглядеть,- уже на бегу сожалеет Ванюшка.
- А ты запиши свой сон в тетрадку,- успевая бежать за внуком, советует бабушка,- а концовку мы с тобой придумаем. А как озаглавишь свою фантастику?- спрашивает бабушка, глубоко  дыша.
- А очень просто,- отвечает Ванюшка,- двумя строчками из стихотворения поэта твоей юности:
- «Вот с неба звёзды глянут
И ярче засияет Млечный путь».
- Обязательно всё это запиши в тетрадку, понял, Ванюшка?- не отставая от внука в беге, шутя, говорит бабушка.
Ванюшка так же, шутя, отвечает:
- А что понял Ванюшка – ничего не понял, бабушка.
Бабушка и внук быстро угомонили пчёл, попили с их мёдом чай, и, как это частенько бывает, пошли в беседку отдохнуть. Ванюшка в этот момент всегда читает или рассказывает сочинённые им на рыбалке рассказы или стихи, бабушка внимательно слушает, не перебивая его, а уж потом-то советует или критикует.
- Сижу я, бабуль, на рыбалке,- говорит Ванюшка,- и, вдруг, слышу какие-то незнакомые звуки в воде: «Кварк, кварк, кварк». Смотрю в воду, и только своё и удочки отражение вижу. А звуки усиливаются. У меня голова закружилась. Неожиданно меня потянуло в воду. Но я в считанные секунды оказался не в деревенском пруду, а высоко в небе. Подо мной бурлил океан, вот только какой из четырёх, мне до сих пор не понятно. Я был сильно удивлён, что сижу на такой большой высоте, на серебряной птице, похожей на нашу ласточку, и крепко её обнимаю за шею. Мне казалось, что я прилип к ней, как магнит к металлу. Но птица не была металлической. Я подумал, что мне всё это снится. Ущипнул себя за щёку. Больно стало щеке. Нет, думаю, это не сон. И так страшно стало. Смотрю, ещё один летательный аппарат показался, на солнышко похожий. Точно такое солнышко я когда-то в детском саду рисовал. Вижу: моя удочка крючком зацепилась за один лучик этого солнышка и довольная, параллельно со мной летит.
- Надо же,- думаю я,- какие интересные летательные аппараты, нам бы такие на Землю. И кто же их придумал?- спрашиваю я самого себя.
- Скоро всё узнаешь, не торопи события,- отвечает мне внутренний голос. И как тут было не засомневаться: «А вернусь ли я обратно, на Землю? А что родители подумают? И в первую очередь  - ты, бабуль».
- Вернёшься,- отвечало мне эхо в воздушном пространстве,- с родителями мы всё уладили,- успокоило меня эхо. И летательный аппарат серебристой ласточки меня так нежно обнял своими крылами, словно, я оказался в объятиях своей мамы. Страх моментально исчез, и я с невероятной силой оторвался от неба и оказался в воде. Удивительно, но вода не мешала мне дышать, открывать и закрывать глаза.
- Где это я, и кто всем этим заправляет,- только такие сейчас мысли вертелись у меня в голове.
- Ты в гостях у Океантов.
- Как это у вас всё интересно получается. Я, земной человек, а у вас чувствую себя как рыба в воде?
Мы тоже когда-то жили на твоей земле. И у нас были свои ценности.  Мы дорожили ими. Главное, мы не любили бездельничать. Основой нашей мудрости было терпение. Стараясь о счастье других, мы находили своё собственное. Когда на землю прилетели чужаки, нас спасло не чудо, а наши успехи в науке, наша нравственность и культура. Космос помог нам перебраться в другой мир.  Ты у нас – не случайный гость, ты избранный и обязан шагнуть в неизведанное и положить начало эре межпланетных цивилизаций.
- Я ещё не дорос до науки и физику знаю плохо,- честно признался я.
- У нас ты быстро повзрослеешь,- намекнули мне и сообщили, что их один океантический год равен нашим двадцати.
- Если мне сейчас шестнадцать, то здесь через год мне будет тридцать шесть земных лет,- подумал я,- мама с папой состарятся, бабушка совсем старенькой станет, когда я вернусь.  Ленка, небось, замуж выйдет, у друзей дети родятся и уже в школу пойдут. Такая тоска напала, но тут на выручку пришла моя удочка. Знали бы вы, каким для меня было впечатляющим зрелище, когда я увидел свою удочку-робота, идущую мне навстречу.
- Обалдеть можно!- воскликнул я вместо приветствия.
Удочка засмущалась и начала оправдываться:
- Я твоя вещь и боюсь, что ты будешь злиться. Ведь я без твоего согласия стала роботом.
- Ого!- воскликнул я,-  да ты ещё, и говорить умеешь? Отправить бы тебя сейчас на землю, вот переполох-то был бы! Сенсация!
- Ты, правда, не злишься? И я могу свободно собой распоряжаться и больше не ловить рыбу?
- Да где ты здесь видишь рыбу?- сказал я удочке,- её здесь и в помине нет, и не было.  Так, что рыбалка уже отменяется. А что ты ещё от меня хочешь?- спросил я удочку, видя, что она всё ещё чем-то встревожена.
- Иногда, Ванюшка,- издалека заговорила удочка,- мне так хотелось с тобой поспорить и даже поругаться. Но на земле я была твоей вещью и выполняла все твои желания. Ты как хотел, так и обращался со мной. Мог запутать леску, оборвать крючок, бросить меня на землю, забыть на берегу…
- Ну, ладно, хватит об этот, теперь ты не моя вещь, ты принадлежишь уже Океантам. Они тебя сделали и ходячим, и говорящим роботом. Мне ты сейчас больше нравишься.  Это здорово! Правда.
Неожиданно, удочка спросила меня:
- Ты помнишь загадку: «Что быстрее всего на свете?».
- Конечно, помню. Мысль быстрее всего на свете.
- Вот и Океанты так говорят. Они предлагают тебе голос поменять на мысль.
- Как это возможно?- удивился я.
- Тебе нужно вживить вот эту малюсенькую, с маковое семечко, капельку.
- Вживить?- испугался я,- ну, нет, я крови боюсь.
- Здесь у них всё по-другому, без крови,- стала убеждать меня удочка-робот,- капелька просто прикладывается ко лбу – вот и всё.
- Я приложил капельку ко лбу и не заметил, как она исчезла. Я поймал себя на мысли, что расту, как на дрожжах и с каждой минутой взрослею. Мне не зачем было теперь открывать  рот, чтобы что-то промолвить или проглотить еду. Мысли опережали все мои желания и само собой отыскивали собеседника. Моим питанием стали солнышки, которые подпитывают энергией Океантов и, вероятно, удочку-робота.
- В чьей же власти всё это находится?- лихорадочно думал я.
Ответ пришёл незамедлительно:
- Всё во власти Творца,- слышу я Откровение.
- А вы ему помогаете?- слетело у меня с языка.
- Мудрецы – друзья Бога,- услышал я и оказался в музее Океантов. А на пороге этого музея я застыл от неожиданности. У входа меня встречала Баба Яга на метле. И мне казалось, что я с Небес спустился на Землю. Я устремился к Бабе Яге. Хотя и была она в наших сказках отрицательной  героиней, но сейчас для меня это не имела никакого значения. Мне так захотелось с ней поговорить. Подхожу к ней всё ближе и ближе, а она, как в сказке, взяла и растворилась. Вместо неё стоит летательный аппарат в виде кометы с хвостом. Чтобы убедиться, что Баба Яга мне причудилась, я несколько раз постучал по летательному аппарату и по экспонату Океанта. Огляделся я по сторонам  и снова вижу до боли знакомое лицо ещё одного сказочного героя – Старика Хоттабыча. И мне захотелось на Землю слетать на его ковре-самолёте. Я забыл про всё на свете: про сверх умных  Океантов, про то, что они за мной наблюдают, про свою здесь миссию.
- Может, шепнуть Старику Хоттабычу,- всерьёз думал я,- одно из его заклинаний, может он вспомнит нашу землю и согласится незаметно слетать со мной. Такая фантазия разыгралась в моей голове и такая тоска напала, что  словами передать невозможно.
- Подойди поближе к ковру-самолёту,- получил я приказ.
Подхожу и что же я вижу? Снова мираж, снова обманчивый призрак. А несколько минут назад был же мираж счастья.
- То, что было для нас прекрасным далёко,- снова я слышу чьё-то Откровение,- для людей на Земле было лишь мифом. Когда мы пытались землянам показать свой первый летательный аппарат, люди подумали, что их бес попутал. Так появилась у вас Баба Яга. А у нас были серьёзные намерения. Ну, а с ковром-самолётом было проще. Люди благоразумней стали. Сначала сказку о нём сочинили, а теперь летающей тарелкой или неопознанным летающим объектом называют. Самое лёгкое – давать советы другим, самое трудное – познать самого себя. Как видишь,- говорят мне,- у нас нет ваших сказочных героев – ни волшебников, ни фей, ни дьяволов. Есть только реальный, высокоорганизованный мир. Мы пытаемся вашу жизнь на  Земле приблизить к той, которую задумал Творец. Но, к сожалению, пока не всё удаётся. Людям много дано подсказок, но они никак не могут ими воспользоваться. Плачут над вымыслами писателей и поэтов, а на подлинные свои страдания зачастую взирают спокойно и равнодушно.   В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и всё, что угодно, но только не  себя самих.
- И когда же мы перестанем  винить не себя?- спросил я.
- Не скоро.
Ответ был неутешительный.
- А теперь – шутки в сторону,- серьёзно сказали мне,- выходи из образа своих дальних предков. У тебя мало времени. Чтобы вернуться на Землю с большим багажом, ты должен изрядно здесь потрудиться, поработать мозгами.
Так моё пребывание в Океантии в двадцать земных лет, было не напрасным. Учёным я стану позже и сумею удивить мир и изменить представление о Вселенной, освободить человечество от страха, потому что оно поймёт истину: для чего живёт человек. А с небес в это время совсем по-другому будут глядеть на нас звёзды и ещё ярче засияет Млечный Путь.


МАРУСЯ В ОБРАЗЕ
Оттолкнувшись от чужой идеи рассказать смешные детские истории, я расскажу о маленькой девочке – белокурой, с голубыми, как небеса, глазами. Зовут её Марусей, Маней, Машенькой. Ей четыре года и она моя соседка по даче.
ФЛОМАСТЕРЫ
Была одна забавная история с фломастерами. Маруся, как всегда, приезжая на дачу к бабушке Вале и дедушке Мише, брала с собой фломастеры. Их ей дедушка на День рождения подарил. В этот раз, когда Маруся ими рисовала, бабушка Валя, шутя, возьми да и скажи: «Маруся, какие у тебя красивые фломастеры! Я тоже, такие же фломастеры хочу».
Маруся покачала головой, удивлённо посмотрела на бабушку и с серьёзным видом ответила: « Я бы дала тебе порисовать фломастерами, но боюсь, они испортятся от твоей старости».
Да, умеют малыши пользоваться настоящим и удивлять нас своими ответами.
АЙ, ДА ПУШКИН!
«Сказку о попе и о работнике его Балде» А.С.Пушкина Маша знала уже в четыре года. Вот идут они как-то с бабушкой в сельпо мороженое купить. Проходят мимо церкви, Маша спрашивает: « Бабушка, это здесь работает поп толоконный лоб?». Бабушка от неожиданности крестится, думая про себя: « Ай, да Пушкин, ай, да сукин сын!».
ДЕТСКИЙ ЛЕПЕТ
- Мама,- спросила четырёхлетняя Манечка,- когда я вырасту большой и выйду замуж, ты бабушкой будешь?».
Дети всегда правы, и только потом виноваты – гласит мудрая мысль. Вот почему родители всегда чувствуют большую ответственность перед своими детьми, ответственность за их надежды и опасения и радуются их детскому лепету.

МАРУСЯ В ОБРАЗЕ
Когда четырёхлетняя Маруся просыпается ранним утром в образе киски, собачки, зайчика или лисички, она смотрит на мир таким ясным взором, что в ней самой, вместе с пробуждением, просыпается радость и любовь ко всему живому на Земле.
 «Жизнь должна и может быть неперестающей радостью»,- это сказал наш классик Лев Николаевич Толстой. Если вы такой же радости желаете своим малышам, старайтесь всегда оказывать их детским мечтам и забавам величайшее уважение.
ЛЕТИ НА ЗВЁЗДОЧКУ
Гуляет Маруся с бабушкой вечером в саду. Внучка и бабушка любуются августовским звездным небом.
- Бабушка,- спрашивает Маруся,- а у тебя есть мама?
- Есть,- отвечает бабушка.
- А где она?
- Она улетела на звёздочку,- отвечает бабушка, глядя на небо.
- А почему она улетела на звёздочку?- удивлённо спрашивает Маруся, вглядываясь в небо, усыпанное  звёздами.
- Потому что старенькой стала,- отвечает бабушка.
- А ты? Старенькая?- спрашивает Маруся.
- Старенькая,- не задумываясь, отвечает бабушка, которую совсем недавно проводили на пенсию.
- Ну, тогда лети на звёздочку!
***
Уходим мы на пенсию с пометкою «по старости»,
А сердце и душа ещё такие молодые!
Зачем, скажите мне, на милость,
Кадровики марают наши книжки трудовые?!


Рецензии
мне очень понравились рассказы и сказка. Казинский Антон, учащийся.

Антон Казинский   16.03.2015 16:59     Заявить о нарушении