Детство часть3

                Детство. Часть3
Конец августа выдался дождливым и холодным. Всё выглядело понуро, сумрачно и скучно. Дороги так развезло, что ноги тонули в грязи выше щиколотки, и Нина старалась наступать там, где была видна хоть какая- нибудь трава. С мешком на голове от дождя она шла встречать скотину, овец и корову, чтобы, не дай Бог, не забрели на чужой огород, тем более в дождливую погоду. Размахивая хворостинкой, гнала корову Зорьку (в деревне у всех были Зорьки и Милки), а овцы брели впереди, понурив головы и изредка отряхивая капли дождя с грязной свалявшейся шерсти.   
   ...Такая погода Нину совершенно не смущала и не расстраивала: впереди ожидалось событие, которое она ждала с превеликим нетерпением: школа. Оставалось всего-то несколько дней, и Нина возьмёт свой портфель с двумя тетрадками, азбукой, пачкой цветных карандашей (её карандашей!), и, конечно же, ручкой и чернильницей, которую мама очень аккуратно поставила в уголок портфеля.
    ...День первого сентября выдался ясным и немного прохладным. Нина проснулась рано от яркого солнечного света, подбежала к столу, где лежало её школьное платьице. Мама помогла одеться, потуже затянула поясок, так как платье  было длинным, достала из укладки, большого сундука с ручками по бокам и тяжёлой крышкой, блестящие чёрные ботиночки со шнурками. 
     Нина шла по дороге, осторожно ступая новенькими  ботинками; сердце так и замирало от радости, портфель тянул руку, но это была очень приятная тяжесть. ... Школа напоминала обыкновенную деревенскую избу с соломенной крышей, но для девочки это было что-то загадочное и необыкновенное. Она прошла плотину, спустилась вниз и оказалась в широком логу, по обеим сторонам которого стояли избы, одна из которых выделялась своей статью: во-первых, она была построена недавно из белого  кирпича, во-вторых, железная крыша, единственная в деревушке, вызывала у всех уважение. Кстати, с этим домом (язык не поворачивается назвать его избой) у Нины связано одно страшное и опять   же  по прошествии времени приятное событие. ...Во время святок, по вечерам, взрослые и дети собирались (естественно, по отдельности) играть в карты. Однажды договорились встретиться у девчонки, которая жила за школой. Темнело рано, хозяева отпускали собак с цепи, которые радостно бегали, лаяли, но не было случая, чтобы они на кого-то напали или (что ещё хуже) укусили. И только дурная слава ходила об овчарке, живущей у хозяев красивого дома, мимо которого Нине пришлось идти. Она шла по глубокому снегу, стараясь наступать в чьи-то следы, затаив дыхание, изредка оглядываясь, на дом, к которому вела расчищенная тропинка. Вдруг от дома огромными прыжками понеслась на неё большая собака. Нина упала  и громко завизжала от страха, уткнувшись головой в снег. Полежав так несколько секунд, она приподняла голову и прямо перед собой увидела собаку, которая, возможно, впервые  столкнулась с тем, что произошло, и тоже стояла в недоумении, потом развернулась и не спеша побежала к дому. Да, Нине было приятно после этого случая: её подруги, да и мальчишки как-то по- особенному стали к ней относиться. ...Нина вошла в школу и огляделась: в сенях стояла деревянная лестница, прислонённая к лазу на чердак; одна дверь вела в класс, а другая, расположенная напротив, в квартиру учительницы. Девочка открыла дверь и  вошла в класс; было светло, в печке трещали дрова, двое ребятишек бегали вокруг длинных парт, которые стояли в два ряда.
     -Здравствуйте, дети, меня зовут Любовь Михайловна, я ваша учительница.
Нина даже закрыла глаза: так она была красива, не похожа на деревенских девушек; узкой тёмно-синей юбки чуть ниже колена она никогда не видела, ведь в деревне носили длинные платья с широкими развевающимися подолами. А светлая кофточка с большим кружевным воротником и рядом блестящих  пуговиц на длинном рукаве? Волнистые русые волосы мягко касались плеч.  Серые глаза выдавали страх, любопытство, интерес к маленьким деревенским жителям. Когда расселись по местам, начался первый в жизни маленькой Нины урок. За партой сидели по четыре человека: она оказалась у стены, сначала это место ей не понравилось, но потом, немного позже, поняла своё преимущество - по крайней мере, хотя бы с одной стороны у неё было личное пространство. Всё было готово к уроку: чернильницы аккуратно вставлены в специальные углубления на парте, ручка с пером для нажима, карандаши, раскрытая тетрадь лежали прямо перед Ниной. Все сидели тихо, не шевелясь и сложив руки, даже Пашка притих, который, не зная ни одной буквы, досконально знал, что происходит в деревне, и ни одно событие, будь то взрослые разборки или среди детей – он был, как говорится, тут как тут.   
     Учительница говорила о том, как надо вести себя на уроке и в школе в целом, как держать ручку и что делать, чтобы чернила не капнули на тетрадь, и ещё предупредила, что чернила с ручкой потребуются позже, а сейчас они будут рисовать...
    Проходили дни, Нина уже бойко читала по слогам, в тетрадке с косыми линиями писала буквы, ей нравилось, что их было много (не то что цифр – всего-то девять!), и с этого момента письмо стало главным школьным предметом. Она ходила в первую смену вместе с третьим классом, поэтому на одном уроке можно узнать что-то новенькое из программы третьеклассников или, наоборот, прослушать и не понять своё. Вначале трудно было приспособиться: например, решая задачку,  научиться не слышать интересный рассказ учительницы по природоведению. 
   ...В школьной библиотеке было всего два – три десятка книг, среди которых большинство так называемых книжек – малышек, по нескольку раз перечитанных. По субботам для Нины был праздник: выдавались книжки на дом для внеклассного чтения. Самой любимой книгой была сказки «Коза – дереза», и когда она приносила её домой, брат Ваня смеялся:
   - Мам, глянь, Нинка опять «Козу – дерезу» принесла, как ей не надоело читать одно и то же.
    - Ты не смейся, чем гонять по деревне, сел бы да почитал что – нибудь, а то опять на собрании хоть со стыда провались из – за вас, больше всех ругают меня, надо отца послать, пусть послушает, может, поумнеете потом, - но Ваня последних слов уже не слышал, только мелькнула в окне его лохматая голова.   
     -Читай, моя золотая, читай, выучишься, уедешь в город, человеком будешь,- мама погладила по голове Нину и отправилась по делам, которые у неё никогда не заканчивались.
    Нина достала из портфеля книжку и положила перед собой. Буквы на обложке уже поистёрлись, в правом нижнем углу она расслоилась и так потрепалась, что даже не прикрывала страницы, но для девочки это было неважно. Листая страницу за страницей, она рассматривала давно знакомые чёрно – белые картинки  и предвкушала наслаждение от предстоящего чтения. Если Нина гуляла на улице, то всё равно думала о том, как придёт домой, залезет с ногами на лавку, прислонится спиной к тёплым кирпичам печки, возьмёт сказки... Она помнит, на какой странице остановилась читать, какая картинка на ней, что там ещё подрисовали многочисленные читатели, и,  перевернув её, увидит кем – то начерченную звёздочку на макушке самой высокой ели, около которой стоял Иван – царевич, держа в руках лягушку со стрелой во рту.
Возможно, эта первая книжка сыграла немаловажную роль в её дальнейшей судьбе, а что положительную, так это точно.
   


Рецензии
"Детство"это воспоминания о первых послевоенных годах маленькой девочки,переболевшей полиомелитом,но жившей активной жизнью в глухой деревушке на 34 двора. Скорее всего, это будет интересно тем, кому за 60 и кто жил в деревне. Возможно, заинтересуется и молодёжь и захочет узнать,а как жили и (что очень важно- выживали) 9детишки,абсолютно не имея никаких благ современной цивилизации?

Лидия Зубова 3   27.01.2017 13:34     Заявить о нарушении