Домой в Одессу с чужим паспортом

Светлой памяти моего друга, Анатолия Парышева.

Перед  Пасхой 1993 года наш пароход стоял в Новороссийске. Это был мой первый опыт работы в смешанном экипаже. Греческие капитан и старший механик, четверо наших, двое из Одессы, двое из Новороссийска, и 15 филиппинцев. У всех нас к этому времени сроки контрактов истекли, но компания решила в России заменить только электромеханика  и начальника радиостанции, а обоих механиков запланировали сменить в Греции, на островах.

В Новороссийске мы неожиданно задержались. К приходу приехала  моя жена, побыла несколько дней, и улетела, дома оставалась дочь и работа. В Одессу тогда из Новороссийска еще можно было добраться самолетом. Летал один самолет в день – какой-то полувоенный транспортник с сиденьями вдоль бортов.

Вместо старого электромеханика приехал мой друг, Алик Контаренко, с которым судьба меня сводила уже в который раз. После выгрузки нас перешвартовали на другой причал для погрузки металла. Партии груза запаздывали, стоянка затягивалась. Мы неплохо проводили вечера с Аликом, город был хорошо знаком, деньги в кармане были. Но домой все равно хотелось, одиннадцать месяцев я уже был на борту.

Капитан тоже сменился. Приехал молодой симпатичный грек, я даже пожалел, что не придется с ним работать. Своими первыми действиями он нас просто очаровал. После первого же обеда он обратился ко мне, когда я в одиночестве кайфовал в курительном салоне, примыкающем к кают-компании.

- А где все?
- Кто это все? Русские, что ли?
- Ну да, почему никого нет? Я люблю, когда вместе отдыхают.
- У нас в обед не принято долго тут сидеть. Вечером  соберемся, если хотите.

После ужина мы собрались за столом курительного салона. Вскоре появился Мастер, держа в руках бутылку Джонни Уолкера. За ним по пятам следовал месс-бой с подносом, на котором был лед, арахис, кока-кола и стаканы.

- Ну, так это другое дело! Так можно и каждый вечер собираться, - подумал я. За одиннадцать месяцев рейса мы к такому сервису не привыкли. Греки, мастер с дедом, варились в собственном соку. Новый капитан представился. Сразу же сказал что на “Sea Magic” он работал несколько лет старпомом и знает судно лучше нас. Последний рейс делал на комплексно автоматизированном цементовозе. Отрекомендовался экс чемпионом Греции в прыжках с шестом среди юношей. И вообще, оказался не хвастливым, как может быть, вам показалось, а очень дружелюбным, легким в общении человеком. Экстраверт, без сомнения.

Повезло кому-то! – подумали мы все и каждый в отдельности. На следующий вечер  опять состоялась перешвартовка на другой причал. Часть филиппинцев была под шофе, капитан это заметил.

Тут же, после ужина на другой день собрал он всех азиатов. Мы тоже пришли, из любопытства. Капитан сразу взял быка за рога:

- Поднимите руки все, у кого есть в каюте водка. - Руки подняло подавляющее большинство.
- Ты, ты, ты и ты! Несите все, что есть в каюте сюда. Четверо проштрафившихся  матросов притащили свои запасы и расселись по местам.

- Я понял, что пить вы не умеете. Поэтому отныне ваша водка будет у меня под замком. Будет у вас какой-то семейный праздник, или просто взгрустнется, захочется выпить, приходите. Я понимаю, выпить иногда нужно. Бутылку я вам всегда выдам. Но я должен знать, когда вы будете пить. Потому, что в это время я не смогу на вас рассчитывать. И в других компаниях этим четверым наливать я строго запрещаю! Нарушивший мой приказ немедленно будет списан с судна и отправлен домой. Всем все ясно?

Уникальный подход к ситуации. Ничего подобного я в своей жизни не встречал.

Ну, а я подошел к мастеру, поплакался, сказал, что пора домой, устал. "Easy money, Mike! No job, just watch!"(Легкие деньги, Майк! Работы нет, стой только вахту!). Тогда я вспомнил про Пасху. Попросился домой на праздники. Греки народ религиозный, отпустил меня мастер. На денек.

Паспорта моряков тогда отбирали пограничники, несущие вахту на причале под бортом парохода. Вместо них давали пропуска в город. Был уже шестой час вечера, когда я доехал до кассы предварительной продажи билетов на улице Советов.

Билеты были, но брать их нужно было немедленно. Паспорта не было. И пришла мне в голову безумная мысль купить билеты по паспорту моего однокурсника, живущего неподалеку и работающего в отделе автоматики Новороссийского пароходства.

Анатолий Парышев, к несчастью, уже покинувший наш мир, был моим другом с училища. Старше меня, он долго оставался холостым и квартировал на Новороссийской набережной на так называемой брандвахте в крохотной каютке. Часто бывая в Новороссийске, я всегда навещал Толика. Обычно мы брали "Перец резаный" или баклажанную "заморскую" икру, бутылку водки и колбасу, которую мой друг изобретательно жарил с яйцами на  самодельной треугольной сковородочке, которую ставил  на закрепленный в  перевернутом состоянии  электроутюг. Вспоминали друзей, рассказывали о своей, очень разной работе.

Но это было в прошлом. А тогда я попросил у него паспорт на полчаса, чтобы взять билет. Кассирша выдала проездной документ, не обратив внимания на то, что фото в паспорте явно было не мое. Отдавая Толику паспорт, я решил, что он мне еще пригодится и выпросил его у товарища опять, теперь уже на четыре дня.

Посадка в самолет прошла без малейших затруднений. Багажа у меня не было, только портфель в руках. Я подал в окошко паспорт Парышева, а сам нацепил очки и уткнулся носом в газету.

Хуже было в Одессе. По прилету было объявлено, что наш борт – первый, на который распространяются все правили зарубежных рейсов. В самолет вошли представители пограничной  службы и стали проверять билеты и сличать их с  паспортами. Я сразу же надумал сказать, что выронил где-то билет. Но двух человек передо мной (тоже без билетов) завернули куда-то  в сторону, разбираться.

Растерявшись, я не  нашел ничего более умного, как объявить, что паспорта у меня с собой нет.
- Как это нет? А где же он?
- Дома. В Новороссийске. Жена забрала, чтобы перепрописать в милиции. - С каждым словом я завирался все больше.
- Да как же вы за границу летите без паспорта?
- Ну какая это заграница? Одесса – это же дом родной. Я тут учился 5 лет.
- А кто может подтвердить вашу личность?
- Тут у вас работает в аэропорту моя знакомая. Она может.
Ладно, идите за ней. Меня отвели к какому-то высокому чину, который отпустил меня в зал встречающих, но без портфеля.

Тамару, жену моего друга, я не нашел.  Не ее смена была. Начальник, опять заставив меня повторить мою нелепую историю, заявил, что отправит меня обратно.
- Куда это обратно? Мне не надо обратно. Я уже прилетел.
- Нам на Украине подозрительные личности не нужны. Скажите спасибо, что в милицию вас не сдаю. Полетите домой!
-У меня денег нет.
-Как же это нет? В чужую страну без денег не летают. Ничего, я вас бесплатно отправлю. Через полчаса вылет. Пропустить через границу я вас не могу. Без паспорта – не могу!
- А с паспортом?
- Ну, у вас же нет паспорта!
- Да есть у меня паспорт! Даже два есть! –  выложил на стол свой паспорт моряка и паспорт Толика с билетом.

Большой начальник в изумлении уставился на меня:
- Так что ты мне голову второй час морочишь? У меня что, других дел нет, кроме, как с тобой разбираться?
Я рассказал ему теперь уже другую, настоящую, правдивую историю.

- Да почему же ты сразу, в самолете ничего не объяснил?
- А кому там было объяснять? Загребли бы за полет по чужому паспорту.
- Ладно, иди уже. Тебя, небось, дома заждались уже.
- Это точно.

В Новороссийск я возвращался по своему паспорту, гордо показывая его всем официальным лицам. Скрывать мне было нечего.


Рецензии
Люблю морскую тематику и море. С удовольствием почитаю еще

Эми Ариель   04.10.2017 11:37     Заявить о нарушении
Перечитал и я свой рассказ за компанию. Один из моих первых. Спасибо, Эми!

Михаил Бортников   04.10.2017 12:05   Заявить о нарушении
Вот и я так иногда за компанию перечитываю

Эми Ариель   04.10.2017 12:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.