Из хроники царствования короля Мардруна II

(сказка)

   Было ль это – не было ль... Скорее всего не было, иначе об этом писали б в больших умных книгах, в большом количестве стоящих рядами на полках библиотек. А так как ни в одной из этих книг ничего такого не описано, значит этого не было.
   Когда-то, очень давно, где-то в шестом веке от рождества Христова правил в Англии воинственный и беспощадный король Мардрун II. Собственно, если верить старым книгам, в те времена и названия такого «Англия» не было и единого королевства тоже. А были тогда множество маленьких королевств. И шли между этими королевствами бесконечные войны. Казалось бы, чего воевать, живи и живи себе спокойно, но человеком всегда движет жадность, и ему мало того, что у него есть, и хочется захапать побольше.
   Мардрун II был истинным сыном своего времени. На границах его королевства постоянно шла война. Не успевал Мардрун II отвоевать кусок земли на севере, как какой-нибудь сосед, воспользовавшись военными действиями короля, урывал себе кусок земли на востоке или западе. И снова надо было вести войну с кем-нибудь из соседей. Дошло до того, что никто не знал границ королевств, и потому с тех времён не сохранилось ни одной карты. У каждого короля его королевство было там, где он находился со своим войском в данный момент.
   Так и случилось тем далёким летом в пятьсот шестьдесят каком-то году, когда король Мардрун II повернул своё уставшее войско на юг, где по донесениям его верных слуг лежали плодородные земли, плохо охраняемые, потому что не менее воинственный южный король вёл войну совсем в другой стране. Не воспользоваться этим случаем было бы непростительно. Так уж диктовали нравы того времени – коль сосед зазевался, воспользуйся его оплошностью.
   Войско, звеня латами и кольчугами, устремилось на новые земли. Там, где прошли войны Мардруна II, остались разорённые деревни, вытоптанные поля, сожжённые леса. Зная, что спокойно заниматься земледелием всё равно не дадут непрерывные войны, крестьяне присоединялись к войску. Им всё равно было за кого воевать. Но так как на земле никто уже не хотел работать, то и есть было нечего. Голодали все, даже король не мог похвастаться, что всегда был сыт.
   Когда в войске узнали, куда они идут походом, то очень обрадовались, ведь новые земли сулят возможность запастись провизией, отъесться до отвала. И неважно, что не все дойдут до плодородных земель. Зато выжившим повезет.
Так передвигалось войско, пока не дошло до дороги через лес, за которым лежали южные земли.
   На лесной опушке стоял маленький невзрачный домик. Да и не домик вовсе, а так – жалкая лачуга. Король уже хотел было направить войско по лесной дороге навстречу завоеваниям, которых так жаждало нетерпеливое войско, но тут из лачуги вышла совсем ещё юная девушка и обратилась к королю:
   - Ваше Величество, дайте передохнуть Вашему уставшему войску. А пока оно отдыхает, я скрашу Вашу остановку своей незатейливой беседой.
   Удивился король столь смелому и, в то же время, наивно-простому обращению к нему и решил послушаться совета.
   Солдаты разбили бивак, сам же король пошёл с девушкой в лачугу.
   - Кто ты, юное создание? — спросил Мардрун у хозяйки.
   - Я дочь простого крестьянина, меня зовут Ровенна.
   - Ты молода, статна, красива. Такой девушке негоже сидеть в глуши.
   - Наш удел крестьянский, так угодно Богу.
   - Всё поправимо, я холост и с удовольствием возьму тебя в жены. Мне нужна такая неприхотливая жена. В походе нет дворцовой роскоши, да тебе она и не нужна.
   - А почему ты до сих пор не женат?
   - Я дважды был женат, но мои жёны были слишком изнежены. Они сидели в замке и предавались праздной жизни, пока я воевал. Первую из них я приказал сжечь на костре. Ее звали Гранделла. Как она, бедняжка, кричала, когда огонь объял её холёное тело. Обвинение в колдовстве – это тяжёлое обвинение. Мы тогда как раз проиграли битву, и был предлог от нее избавиться,
   - А вторая жена?
   - Вторую я не стал так мучить. Морелле просто отрубили голову за измену.               
   - Ты уличил её?
   - Конечно, нет. Кто же рискнет изменять мне. Она мне просто надоела со своими капризами.
   - Твоё сердце ожесточили эти никому не нужные войны. Сколько можно воевать? Скоро совсем не останется пахотных людей, все станут солдатами. Тогда что? Кто будет кормить всех? Оглянись вокруг, поля зарастают бурьяном, скот весь перебили, в деревнях остались только вдовы. А ты и остальные короли ведёте войны, не зная, из-за чего вы дерётесь, что делите. А пытался ли ты представить себе, что можно жить, не воюя.
   - Нет, - ответил король, - сколько я живу, мы всегда воевали. Сначала мой дед, потом отец. Настал мой черёд, и я стал во главе войска.
   - А ты поднатужься, подумай. Ведь это так легко представить, что нигде не гибнут люди, что колосятся поля, цветут сады, все сыты и счастливы.
   Долго говорили король Мардрун II и крестьянская девушка Ровенна. В конце беседы хозяйка сказала:
   - Ты предложил мне выйти за тебя замуж, но как я смогу решиться на это, зная, какая судьба постигла твоих жен?
   - После того, что ты мне рассказала, я хотел бы остановить войны, но как это сделать? Ведь как только я остановлю войско, на моё королевство нападут со всех сторон.
   - Пошли гонцов ко всем королям Англии, предложи им встретиться и обсудить эту проблему. Пусть всё останется так, как есть на данный момент, и каждый пусть довольствуется теми землями, которые у него сейчас под властью.
   Призадумался король:
   - Хоть ты ещё юна, но в твоих словах премного мудрости. Я попробую собрать королей. А сейчас ты поедешь со мной. В моём замке мы обвенчаемся.
   Войско было очень удивлено, когда король приказал возвращаться в замок. Многие из солдат за всё время службы ни разу в нём не были.
   Через четыре дня состоялось венчание. Вряд ли Ровенна хотела замуж, да кто ж тогда спрашивал женщин об их желании. В замке по поводу свадьбы устроили пышный пир, во время которого король Мардрун II подавился рыбной косточкой.
   Под утро он умер.
   Через неделю, почти сразу после погребения короля, его королевство было завоёвано тремя из наиболее расторопных соседей.
   Война продолжалась ещё несколько веков. Не нашлось более ни одного человека, который стал бы прислушиваться к словам Ровенны. Её дальнейшая судьба известна, история умеет прятать свои следы. Я надеялся всё же обмануть её и разузнать, что было дальше. Пытаясь выяснить, что же случилось после смерти Мардруна II, я нашел упоминание об этом короле в одной из книг кельтского эпоса. Но там говорится, что у Мардруна II было две жены: Гранделла и Морелла, что он был воинствен и жесток, и что он приказал казнить обеих своих жён. О Равенне в этой хронике ничего не упоминается.
   Когда я продолжил свои поиски, то наткнулся на справочник, содержащий сведения обо всех английских королях со времен мученической смерти спасителя на кресте. Но в этой книге король Мардрун II вообще не упоминается, как нет упоминаний ни о каких королях с таким именем.
    Так Леди История мстит тем, кто ей не доверяет.

04.09.94


Рецензии