Почему отрок Иисус остался в храме?
ОТВЕТ. Почему Господь, будучи двенадцатилетним отроком, остался в храме, - тогда, как родители три дня с великой скорбью искали Его? Чтобы научить Свою Мать и отчима, напомнив им то, что "Он есть Сын Отца", - а они в, свою очередь, "не поняли Его"? - не думаю. Не так поверхностна была, выраженная Иисусом истина, чтобы мудрейшая из людей, Божья Матерь, (научаемая некогда Самим Богом, в лоне Ее находящимся) не поняла ее. Она знала, Кто Ее Сын. Знала, что Он «есть Агнец Божий, Который возьмет на Себя грехи мира». Не первый раз они были в Иерусалиме, чтобы не знать всех мест, где Иисус мог быть, а тем более - того, что Он мог быть в храме.
Посмотрим повнимательнее на Евангельское описание:
«Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.
И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?
Но они не поняли сказанных Им слов.
И Он пошел с ними и пришел в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк.2:46-51).
То, что истинный Отец Иисуса есть Бог, Святая Дева Мария знала. Отцом Иисусу Она называла Иосифа по закону, который почитал и Иисус. Фраза: «отец Твой и Я» очень естественна и привычна, по-видимому, и Иисусу, и Деве Марии, и Иосифу, и всем, ее слышавшим.
Услышав от Иисуса: «зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?», - Дева Мария и Иосиф, думаю, однозначно поняли о каком Отце говорит Иисус, т.к. тайной для Святой Семьи это не было.
Так почему же «они не поняли сказанных Им слов»? Значит это непонимание относилось не к этой, а к другой части вопроса: «Чадо! что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя». Думаю, что именно этот смысл и подчеркивают слова, описывающие их реакцию при виде Иисуса: «И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! …»
Дела Бога у Его созданий вызывают удивление, так, например, святые Серафимы, подобно тройным вспышкам света узрев новые и новые для них совершенства Бога во Святой Троице, всякий раз (и так – без конца) восклицают: «Свят, свят, свят еси Боже!», - в восхищении закрывая глаза свои двумя крыльями.
В непонятном удивлении находятся и те, Кто, как никто даже из Ангелов, был ближе всего к Нему: Его Пречистая Мать и ПрисноДева, Мария, и земной отец-опекун Его, праведный Иосиф.
«Все предано Отцом в руку Его», «Он и Отец – одно», - эти тайны были известны высшему из пророков, Предтече Господа Иисуса, Иоанну Крестителю, - а значит тем более они были известны ближайшим к Нему: Его Пресвятой Матери, Марии, и отчиму, Иосифу. Божественная воля Иисуса была допустить такие обстоятельства, что Он, не предупредив их, остался в Иерусалиме, и что они «с великою скорбью искали Его». Да, они сразу могли догадаться, «что Ему должно быть в том, что принадлежит Отцу Его», т.к. знали о Его Божественности. А поскольку всякая истина от Бога исходит, то Мать Его и удивляется, почему Иисус, Сын Ее, Бог, не открыл эту истину Ей, ведь в виду своей ошибки, они «три дня» «с великою скорбью искали Его».
Пресвятая Дева ничего не делала, что было бы противно воле Божьей, значит эта «великая скорбь» была для них намеренно допущена Богом. Для чего?
Теперь это была радость! Радость обретения Сына и Бога, радость ни с чем несравнимая! Но какие же скорби им пришлось пережить!
Иисус ничего не ответил на это, покорно отдавшись послушанием Своим родителям: Бог решил оставить это пока тайной.
А Мать Его смиренно «сохраняла все слова сии в сердце Своем». «Вот Я раба Господня, да будет Мне по слову Твоему», возлюбленный Сын Мой и Бог Мой! – без слов говорит Своим смиренным поведением Пресвятая Дева Мария Иисусу.
Итак, причинами удивления и непонимания Божьей Матери и праведного Иосифа «сказанных Иисусом слов», думаю, были:
1) то, что Иисус не предупредил их о том, что решил остаться в Иерусалиме;
2) то, что они «три дня» «с великою скорбью искали Его».
Вторая причина в свою очередь содержит еще два вопроса:
1) почему Господь Духом Святым не открыл им, «что Ему должно быть в том, что принадлежит Отцу Его» и т.о. попустил им по человечески ошибиться, в виду чего они в первую очередь «стали искать Его между родственниками и знакомыми», а не отправились сразу в храм?;
2) почему Господь допустил им при этом «великую скорбь»?
В пятой, последней Радостной Тайне святого Розария мы вспоминаем радость Божьей Матери при обретении Ею и праведным Иосифом Сына Своего и Господа нашего, Иисуса Христа, в Иерусалимском храме после того, как они с великой скорбью три дня искали его.
Однако, если внимательно размышлять и над другими радостными тайнами святого Розария (1: Благовещение; 2: Встреча с Елизаветой; 3: Рождество Господа Бога и Спасителя всего, что ни есть, Иисуса Христа; 4: Посвящение Иисуса Богу (Сретение); 5: Обретение Иисуса в храме), то увидим, что все эти радости Божьей Матери были сопряжены со скорбями.
А это уже явный знак Божий, показывающий нам после "прославления Иисуса Христа" Его Божественным Воскресением и Вознесением Его на Небо замечательную истину о Божьей Матери: Божья Матерь все добровольно терпела за род человеческий вместе с Своим Божественным Сыном, Искупителем рода человеческого, а потому Она есть Соискупительница, Царица Небесная, увенчанная в Небе рукою Своего Сына, Господа и Бога нашего, Иисуса Христа.
Итак, смысл "обретения Иисуса Христа в храме Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом" заключается в том, что Господь и Бог наш и всего, что ни есть, БогоЧеловек Иисус Христос, Искупитель рода человеческого, еще будучи отроком, задолго до Своих Страшных Страданий открывает нам Божественную Тайну о Пречистой Своей Матери, как о неразрывно соединенной с Ним, Сыном Своим, Господом и Богом нашим, Соискупительнице рода человеческого.
Пресвятая Богородица есть Соискупительница Искупителю рода человеческого, Иисусу Христу, Сыну своему, Господу и Богу нашему. Аминь.
И всем нам Господь говорит: «В мире скорбны будете, но дерзайте: Я победил мир», а Дух Святой устами ап.Иоанна укрепляет нас, говоря: «ибо вот победа, победившая мир – вера наша» в Господа Бога и Спасителя нашего, Иисуса Христа, Бога всемогущего!
Благословен Бог.
Свидетельство о публикации №215031500174