Игра с судьбой

Ритмичный стук колес поезда действовал усыпляюще. За окном проносились живописные пейзажи, один красивее другого. Мрачный густой лес сменился бескрайним зеленым лугом. Вдруг откуда-то сбоку вынырнула узенькая речушка, над поверхностью которой клубился сизый утренний туман. Она бежала сначала вдоль железной дороги, а потом резко свернула в другую сторону и исчезла из виду. Я смотрела в окно и чувствовала, как мои веки тяжелеют, и я медленно погружаюсь в сон.

- Судьба! Как же людям нравится это слово! Даже тем, кто совершенно не понимает его смысла, - громкий хриплый голос, раздавшийся неподалеку, вывел меня из задумчивости.

Напротив меня сидела женщина лет сорока пяти с пышной копной вьющихся черных волос. Она была чем-то похожа на цыганку, да и одета соответствующе. Длинная разноцветная юбка почти закрывала обувь, в ушах раскачивались массивные серьги, и чуть ли не на каждом пальце сияло по золотому кольцу. Она держала в руках раскрытую газету, одна из заметок которой, видимо, и вызвала этот возглас возмущения у моей попутчицы. Заметив мой взгляд, она пояснила:

 - В статье на тему судьбы женщина делится историей своей жизни. Она встретила своего мужа возле бака с помоями, когда пошла выносить мусор. Они счастливо прожили много лет, вырастили детей, а теперь воспитывают внуков. Женщина уверена, что такова была ее судьба… Интересно, что бы она рассказывала, если бы в тот день мусор пошел выносить ее младший брат, что он обычно и делал, - добавила цыганка, отбросив газету в сторону.

Я не была настроена на беседу, поэтому ничего не ответила. Но незнакомка, казалось, и не ждала от меня ответа, продолжая беседовать сама с собой:

- Люди – удивительные создания. Когда происходит нечто необъяснимое, не поддающееся их логике, они почему-то всегда называют это судьбой. И даже не имеет значение, счастливое это событие или трагическое. А вы что думаете по этому поводу?

- Я… не знаю. Не задумывалась, если честно, - растерялась я от неожиданного вопроса.

- Ну, вот видите, - с укором покачала головой цыганка. – И многие не задумываются. Кто-то утверждает, что верит в судьбу, кто-то ее отрицает, но мало кто может объяснить, а что же это вообще такое.

- А вы верите?

Обычно я не веду бесед на возвышенные темы с незнакомыми людьми, но внешний образ и голос этой женщины почему-то действовали на меня гипнотически, заставляя внимательно вслушиваться в каждое ее слово.

- В судьбу – нет. Я верю в случай.

- А разве это не одно и то же?

- Вовсе нет. Судьба – это предопределенность, которая лишает нас права выбора. Случай же, напротив, предоставляет широкий простор для возможностей. Судьба – то, что должно произойти и обязательно произойдет. Случай – то, чего не должно происходить, но это происходит.

- Я не совсем понимаю, что вы хотите сказать, - я уже начала жалеть, что ввязалась в этот разговор, но какая-то необъяснимая сила вынуждала меня задавать все новые вопросы.

- Смотри, - женщина начала копаться в свое необъятной сумке и спустя несколько мгновений достала оттуда колоду игральных карт и протянула мне. – Вот. Проверь, все ли в порядке. Можешь пересчитать.

Я тут же вспомнила все когда-то услышанные мной истории о том, как цыганки с помощью гипноза обманывали доверчивых встречных, и поспешила возразить:

- Я не играю в карты. И гадать мне тоже не нужно.

- Да, не бойся ты так, - усмехнувшись, ответила цыганка. – Не собираюсь я делать ни того, ни другого. Я лишь хочу на наглядном примере объяснить значение моих слов.

В тот момент любопытство одержало верх над моим разумом, и я взяла карты из рук незнакомки. Колода оказалась совершенно обычной – тридцать шесть игральных карт. Такие можно купить в любом киоске. Я вернула их цыганке. Ловкими движениями она перетасовала колоду, раскрыла ее веером и снова протянула мне.

- Возьми любую карту.

Я послушно повиновалась. Вытянутая карта оказалась королем бубновой масти.

- Видишь? Так работает случай, - пояснила цыганка. – У тебя был выбор из тридцати шести различных вариантов. За каждым из них скрывалась своя особенная возможность. Но вероятности выбора каждого из них были абсолютно равны. А теперь я покажу тебе, как работает судьба. Вытяни еще одну.

Я снова взяла наугад карту и, перевернув ее лицом вверх, увидела точно такого же бубнового короля, которого вытянула несколько мгновений назад и по-прежнему держала в руках.

- Что это значит? – спросила я. – В колоде точно не было двух одинаковых карт – я проверяла.

Цыганка довольно заулыбалась.

- Ты получила не то, что выбрала сама, а то, что выбрала за тебя я. Такую же роль играет и судьба в жизни человека. Она лишает нас собственной воли, ограничивает жесткими рамками. Мы думаем, что принимаем решение, но на самом деле от наших решений ничего не зависит. Все наши усилия бесполезны. Любой выбор – лишь иллюзия, в действительности его никогда не существовало… даже если бы мы стали играть в открытую.

Цыганка перевернула карты лицом вверх – вся оставшаяся часть колоды состояла только из бубновых королей.

- Ну, а если ты начнешь упорствовать и откажешься принимать решение, то судьба все равно сделает это за тебя… Проверь кармашек в своей сумке.

- Что? – я не поверила своим ушам.

- Проверь внешний карман своей сумки, - со вздохом повторила незнакомка.

Все это время я плотно прижимала к себе сумку и была готова поклясться, что к ней никто больше не прикасался. Я расстегнула молнию внешнего кармашка и вынула оттуда очередного бубнового короля. У меня закружилась голова.

- Как такое возможно?

- О, это просто пустяк по сравнению с тем, что может вытворять с нами судьба. По крайней мере, так считают те, кто в нее верит, - скромно ответила цыганка, хотя было видно, что она очень довольна произведенным эффектом. – Ладно, давай назад карты.

Убрав колоду, незнакомка замолчала. Я тоже не решалась нарушить тишину. В голове вертелся какой-то вопрос, но я никак не могла собрать свои мысли воедино, чтобы его сформулировать.

- Предположим, разницу между случаем и судьбой я поняла… Но откуда вы знаете, что судьбы нет? – только и смогла сказать я.

- Я и не знаю. Никто не знает, - пожала плечами цыганка. – Но иначе сама жизнь потеряла бы всякий смысл.

Она ненадолго задумалась, а потом добавила:

- Жизнь – это игра. При рождении мы можем получить несколько козырей, но только если повезет. А что будет дальше, зависит от нас самих и от случая.

- Но ведь иногда обстоятельства складываются совершенно непостижимым образом. Иногда ты думаешь, что успех уже у тебя в руках, и тут же все резко обрывается. А бывает и наоборот: вдруг начинают происходить самые благоприятные события в тот момент, когда ты меньше всего на это рассчитываешь. Разве это не судьба? – я, наконец, попыталась выразить словами свои сомнения.

- Все намного проще, чем ты думаешь, - ответила цыганка. – В жизни игральных карт гораздо больше, чем тридцать шесть. И играешь в них не только ты. Колода постоянно тасуется миллиардами рук. Мы вынуждены делать свои ходы в беспрерывном хаосе, в котором порой рождаются удивительные сочетания. Это непросто, так как ситуация может измениться в любой момент, и просчитать ее на несколько ходов вперед практически невозможно. Но, на мой взгляд, это все же гораздо интереснее, чем проживать жизнь в соответствии со строгим планом, написанным кем-то другим.

Я задумалась. В памяти у меня начали всплывать какие-то разрозненные воспоминания о событиях моей жизни, которые произвели на меня неизгладимое впечатление своей непредсказуемостью. Были те события неизбежны, или все могло сложиться по-другому? Теперь это уже не имеет никакого значения. Прошлое ушло, а будущее никогда не наступит. Всегда будет существовать только настоящее, значит только оно имеет значение. Но даже о настоящем мы почти ничего не знаем. Мы вынуждены принимать все решения в слепую, руководствуясь лишь своими предположениями, которые с большой вероятностью могут оказаться нашими заблуждениями. Все, что нам остается – надеться на счастливый случай… или на счастливую судьбу…

Голова у меня закружилась еще сильнее. Я закрыла глаза.

- Девушка, вы выходить собираетесь? Или в депо с нами поедете? – услышала я резкий голос прямо над ухом.

Я открыла глаза и огляделась. Я сидела одна в пустом вагоне, крепко обнявшись с собственной сумкой. Надо мной стояла женщина-проводник с недовольным лицом.

- Ну, наконец-то, проснулась! Нашла, когда спать. Конечная остановка, мы дальше не едем.

- Хорошо-хорошо. Поняла, - сказала я, поднимаясь на ноги, которые сильно затекли. – А цыганка когда вышла, не заметили?

- Какая цыганка? Не видела я сегодня никаких цыганок, - нахмурилась проводница.

- Ладно, извините. Наверное, мне приснилось, - пробормотала я и заковыляла к выходу.

- Девушка, с вами все в порядке. Что-то у вас вид нездоровый?

- Все хорошо, не беспокойтесь. Просто укачало.

Я вышла на улицу и жадно вдохнула свежий воздух. Сон окончательно прошел, и я уже почувствовала себя значительно лучше. Голова больше не кружилась, взгляд прояснился. «Цыганка… была ли она вообще, или мне все это приснилось? А вдруг это действительно был гипноз, и поэтому мне сейчас так плохо», - пронеслось у меня в голове. Я судорожно полезла в сумку. Так, документы на месте, деньги на месте… А это еще что такое? Сквозь подкладку я нащупала какой-то картонный прямоугольник. Я быстро расстегнула молнию во внешнем кармане и вынула оттуда карту – короля бубновой масти.


Рецензии