Ануш! Сновидение об Арарате Роман 1-3

1. ГЕНОЦИД АРМЯН В ТУРЦИИ
3. Четыре года живём мы в неволе

Артаган... Турция... Геноцид...
Кого спасти? бегите, дети...
И через горы Арарат пошли –
Семья, которую в горах волки догоняли.

Среди них старшенькая была,
Ей почти одиннадцать,
А остальные меньше, меньше,
И даже двух на спине она несла...

Их было девять.
Не все дошли, а кто дошёл –
Всей жизнью ей обязан.
Она спасла их от палачей и довела
В Махинджаури.

  И не знаю, в кого я такая вымахала? Мне было всего
одиннадцать, а на вид все двадцать можно было дать,
вокруг рта небольшой чёрный пушок усиков, срощен-
ные широкие брови, большая грудь и грушевидная фор-
ма тела. Я даже размер обуви носила большой, и поэ-
тому отец всегда шил мне на заказ. Менструацию ещё
не видела, и четыре года у них жили в неволе. За это
время я изучила грузинский язык, даже, вернее, не гру-
зинский, а сванский, так как нас не оставляли одних,
чтобы мы не сбежали. Научилась готовить грузинские
блюда. Они привозили уже красную фасоль, муку и раз-
ную зелень, а я тихо стала хозяйничать на плите прямо
у костра... между двумя камнями. Но когда приходила
ночь, я была нарасхват, когда они были все, устраивали
очередь и хотели за ночь попасть ещё раз, постепенно
меняясь. Я стала замечать, что мне тоже приятно было,
но не со всеми. Овец спускали вниз по пастбищу, и мно-
гие уже отдыхали дома у себя в деревнях. Но самый мо-
лодой, как я поняла, его звали Нугзар, он меня никогда
не оставлял. Всегда, когда приходил, приносил конфет-
ку или шоколадку, когда он должен быть в ночь у меня.
В день моего рождения, а мне исполнилось пятнадцать
лет, я заметила, что меня кровило (менструация), муж-
чины не подошли ко мне, сказали, что и я созрела. Я
страдала – ощущала сильную боль в животе, и около
меня был лишь Нугзар, как будто бы сам перенося мою
боль. Мужчины отправились на всё лето опять к семьям
и детям, а мы остались с Нугзаром. Он так привык к нам
и, мне кажется, стал уже понимать по-армянски. Когда
мы разговаривали, во всяком случае, вмешивался в раз-
говор, но отвечал по-грузински.

    К сентябрю я заметила, что у меня растёт животик.
Он сразу же понял, что я беременна, и нагрузил все
вещи на лошадь, до прихода его родственников пасту-
хов и повёз меня и всех нас вниз на станцию, там сели
на поезд. Сколько времени прошло, не помню, потому
что всю дорогу спала. Когда вышли, был город Ахалци-
хе. Он повёл всех нас к своей двоюродной сестре, кото-
рая и так жила в трудностях. Но он обещал привозить
продукты и мясо. Она уступила нам сарай, где раньше
была у неё коза. Очень маленькое место, солома вместо
матраса, но мы рады были, что оказались среди людей,
и я смогла отправить письмо отцу и матери. Получила
ответное письмо от отца: «Мать изнасиловали и забра-
ли с собой турки. Меня выгнали из дома, сейчас сплю в
чулане. В надежде, что скоро мы встретимся. «То место»
ещё не трогал. Но надеюсь на скорую встречу. Фабрику
давно забрали. Кидают остатки, как собаке, помои на ве-
чер, за то, что учу, как работать на станках, и ремонтирую
их». Я ничего ему не рассказывала и не писала, что слу-
чилось с нами. Не рассказала даже, что была беременной
и сын умер ещё не родившимся. Он и так нервничает и
беспокоится. Прошло много лет, я уже получила паспорт,
всех перевезённых мною детей устроили в детские дома,
постарались в один.
   Нугзар один раз уехал и больше не возвратился, мо-
жет, его женили? Ничего не знаю, может, ночью напали
волки, а кто его знает, что на уме у мужчины? Может,
пожалел, что была беременна от него, решил остаться со
мной ради ребёнка, но когда увидел, что и его нет, решил
уйти навсегда. В 1941 году началась война, несколько раз
подавала заявку на фронт. Меня не брали, так как бежен-
ка из Турции, но перевели в Тбилиси, где я помогала в
переводе с французского и английского языков. Мужчин
я сторонилась – после того, что со мной произошло в
горах. Шарахалась, если даже кто-нибудь просто хотел
смотреть на меня. После войны с мужиками стала про-
блема, и я уже ни на что не надеялась.
С Постановлением ГКО СсР № ГОКО-5859 от 11 мая
1944 года некоторые народы были выселены с террито-
рии Крыма, и им разрешили вернуться на родину в 1956
году. Я очень обрадовалась и ждала отца. У нас появи-
лась возможность позвать отца из Турции. Я сама лично
встречала его в Батуми, где мы остались с ним жить. Уже
он хотел немного развернуться, а всех нас собрали, по-
садили в товарный эшелон как врагов народа и послали
далеко в Алтайский край. Не только нас, а собрали всех
остальных пятерых детей. Но всё равно тот, кто хотел
работать, тот работал. Отец очень быстро стал водите-
лем, я же кухаркой в столовой, и все быстро нашли себя
на целине.
Там же отец находит мне жениха, тоже из «ахпаров»,
приехавших из Бейрута. Небольшое застолье, русское
«горько!» за столом – и я уже у него в постели. Он не на-
шёл, что искал, и я ничего не рассказала. Захочет – будем
жить, не захочет – это будет так. Но он не сказал даже
отцу, что не была девица. Он полюбил меня, и я родила
ему троих детей. Двоих мальчиков и одну девочку.
Амнистия! – но отец не дожил до неё. Мы возвраща-
емся в Батуми, но долго там не задержались. Уехали в
Армению. Купили участок большой под строительство в
Спитаке. Своя земля. Свой огород, высокогорная мест-
ность с хорошей природой. У нас в саду было только
тридцать два дерева, «ереванские абрикосы» – большие,
в куриное яйцо, сладкие на вкус.

  Землетрясение в Ленинакане, Спитаке. 7 декабря 1988
года. В результате землетрясения до основания был раз-
рушен город Спитак и 58 сёл. До основания разрушен
наш дом тоже. Я практически остаюсь одна с дочерью,
которая успела забежать в подвал, и её с трудом отту-
да доставали. Полная разруха и страдание. Сколько раз
должны быть гонимыми с насиженных мест, часто уже
думала я. А 1990 год – падение рубля и инфляция, обмен
50-рублёвых и 100-рублёвых купюр. А затем развал Со-
юза, и никто больше не поможет поднять Спитак. Пона-
добятся года на восстановление. Я прошу политическое
убежище в Германии, и нам не отказали. Мы с дочерью
уезжаем сначала в Германию, затем во Францию, покупа-
ем там дом, ведь у нас ещё был сохранён золотой запас
отца, который баснословно рос в цене.


http://www.proza.ru/2015/03/15/206
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2015
Свидетельство о публикации №215031500206


Рецензии
Сколько же на долю Ануш выпало!
У нас тоже в деревне есть Ануш из Спитака
С уважением

Просто Гроссмейстер   14.09.2017 11:24     Заявить о нарушении
Спасибо!Леночка!Всего хорошего!С теплом,Нина

Каменцева Нина Филипповна   14.09.2017 19:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.