Одному крану трудно

ОДНОМУ КРАНУ ТРУДНО
(Из книги «О людях и для людей»)

Одним из самых напряжённых и ответственных участков работы доменного цеха сегодня является участок разливочных машин,а в целом это склад холодного чугуна. О сложившейся здесь ситуации нам рассказывает старший мастер разливочного участка Николай Михайлович Козлов.

При работе всех трёх доменных печей на литейном чугуне увеличилось количество выпусков этого вида металла.И,следовательно,возросла нагрузка на все три разливочные машины.Но особенно большие нагрузки легли на единственный кран (19-76),что работает на складе холодного чугуна.И настолько нагрузка возросла, что чуть ли ни минутный простой крана приводит к сбою в работе всех разливочных машин.А это значит – в работе всего участка разливки!
Сегодня совершается на первой и на третьей печах по семь выпусков в сутки и восемь – на второй.Когда до перехода на литейный чугун вторая печь работала на ферромарганце,то часть этого выплавляемого металла шла не на разливочные машины, а разливалась непосредственно на литейном дворе,в ямах.Это снижала нагрузки на разливочные машины. А сегодня этой передышки для разливки нет.Кроме того вторая печь сегодня при работе на литейном чугуне и в объёме выплавляет металла больше, чем при выплавке ферромарганца.В результате этого с этой же печи на разливочные машины стало поступать ковшей с металлом вдвое больше,что тоже никак не может не вызвать более напряжённой работы на участке разливки.
Напряжённая работа на участке требует потому полной мобилизации всех сил работающих здесь людей и наибольшую эффективность использования здесь имеющегося  оборудования.И если разливочные машины с трудом,всё-таки,справляются с разливкой здесь чугуна,то на единственный кран и крановщиц ложится неимоверная при этом нагрузка.Не меньшая нагрузка ложится и на весь обслуживающий кран персонал, ответственный за исправную его работу на участке.
Профилактический ремонт и прочее обслуживание крана и разливочных машин приходится проводить в моменты производственных маневров,выполняемых непосредственно на складе холодного чугуна.Слесарям для осмотра оборудования крана и для различных профилактических работ отводится самое большее минут тридцать.Если составитель,конечно,опытный,лишь иногда бывает,что и сорок минут, если составитель молодой и у него операция занимает больше времени.С одной стороны – это неплохо для слесарей,но в целом,это тоже задержка в работе разливочного участка.Не слишком опытный составитель не столь быстро может сообразить:как лучше площадки расставить,чтобы удобнее было разместиться на складе.В целом,это ещё одна возможность,резерв улучшения работы разливочного участка в столь сегодня напряжённом ритме работы всего доменного цеха.
И Николай Михайлович Козлов приводит пример непосредственно существующий в данный момент:«…Вот начали мы сейчас производить маневры.У нас сейчас семь площадок стоят под разливочными машинами,гружёные чугуном.И восемь – порожних, что ещё на складе.Итого – всего пятнадцать площадок в работе!Если было бы больше – было бы лучше!Но шестнадцатую никак не вклинить.Тепловоз не вытянет в гору!
И потому опытные мастера в сменах стараются иметь как можно больше порожних площадок при производстве маневров.Вот сейчас,к примеру,у меня их,площадок,на два выпуска с первой и третьей печей хватит.Два выпуска я безболезненно разолью! А в то время,пока разливочные машины будут разливать ковши,мы успеем подготовить и те семь площадок,которые с чугуном появятся на складе.
И этот литейный чугун будет погружен в вагоны МПС и уйдёт,а площадки уже будут эти порожними.В настоящее время,при хорошей и ритмичной поставке вагонов и нормальной работе оборудования участка,мы здесь четырнадцать ковшей разливаем! Ведь для каждой у нас разливочной машины разлить пять ковшей в смену – нормальная нагрузка!
А вот для крана сегодняшние нагрузки – чрезмерные.Это уж для них слишком!То, что три печи льют и три разливочные машины разливают – он один весь этот металл «перелопачивает»!Вот отсюда и возникает такая необходимость строительства второго склада холодного чугуна.И место для него есть подходящее!За третьей разливочной машиной!
Что ещё для этого нужно? «Чугуновозки» изготовить,оснастить новый кран хорошей магнитной шайбой и уменьшить,тем самым,нагрузку на имеющийся склад холодного чугуна!На склад,назовём его №1,уменьшить нагрузку хотя бы тонн на пятьсот, шестьсот в сутки! И если мы выполним строительство второго склада к этой уже зиме,то завод будет работать свободно,ритмично,без всяких задержек выпусков металла,без всяких нарушений технологического процесса на доменных печах.
Тогда и у нас будет время для профилактики и ремонтов кранов,разливочных машин. Вот тогда пойдёт нормальная планово-предупредительная ремонтная работа.А сейчас – постоянные маневры на складе!И через каждые два часа – доклады сменного мастера о количестве разлитых ковшей,площадок,вагонов и о прочем.А время на доклады – это тоже потеря времени!..».
Реально ли построить до зимы склад?!А это,смотря как,строить?!Сейчас,конечно, строить не так просто.Во-первых,нужна техника.Прежде всего,экскаватор.А вот с этой техникой сегодня – сложность.Во-вторых.Грунт на площадке,где должен быть новый склад,неоднороден,ведь на этом месте и свалка заводская была,и копровый цех,и многое другое.Так,что в этом грунте и железо есть,и стружка металлическая, и чугун.Потому и фундамент под новый кран делать сложно.Но,всё-таки,поставить здесь,как,ни было бы трудно нам,под кран четыре или пять колон просто необходимо.
Снабдив же новый кран магнитной шайбой,мы получим возможность не иметь на складе грузчиков.Достаточно для этого материально заинтересовать крановщиц,а в этой профессии,как известно,преобладают в основном женщины,то они более дисциплинированы и в отличие от мужчин большинстве своём они не пьют на работе, то тогда и не будет никаких нарушений и участок может работать вполне стабильно.
В целом же,строительство ещё одной четвёртой разливочной машины – это уже, конечно,неизбежное будущее всего разливочного участка.А вот строительство второго склада холодного чугуна в доменном цехе – не только неизбежное,а уже и сегодня самая жёсткая необходимость сегодняшнего дня!Второй склад уже сегодня  просто необходим для нормальной работы доменного цеха!
Есть и новое сегодня в работе участка разливки.Это применение стальных мульд. «Что можно сказать о стальных мульдах?– переспрашивает мой вопрос Николай Михайлович,– они стоят у нас на третьей разливочной машине.Стоят уже более трёх лет.Они,действительно,хороши при разливке литейного чугуна,легче.И потому меньше нагрузка на звенья,на валики.Да и на всю саму машину!На электродвигатель, шестерни и на прочее,что крутится в ней.Используя стальные мульды при их хорошем качестве изготовления,можно и скорость работы разливочной машины увеличить.
А вот чугунная мульда служит всего лишь три месяца.Мало.Это её недостаток в сравнении со стальной мульдой.Но она хороша при разливке ферромарганца.У стальной мульды более тонкое донышко,она быстрее изнашивается от ферромарганца. Другой полюс у чугунной мульды – она делается в нашем литейном цехе.За её приобретение заводу денег платить не надо…».
Людей на участке разливки и складе холодного чугуна хватает.Штат заполнен полностью.И людей хороших здесь,работящих,немало.Вот,к примеру,мастер Андрей Васильевич Селезнёв.В его бригаде работает машинист разливочной машины Алексей Михайлович Тарасов.Это очень ответственный и вдумчивый работник.С хорошим знанием своего дела.Замечательные здесь трудятся крановщицы:Татьяна Печникова, Любовь Овчинникова,Елена Сорокина,Жанна Антошина.Нельзя не отметить хорошую работу и рабочего склада холодного чугуна Андрея Алдошина.А также и многих других работников участка разливки и склада холодного чугуна.
А.Бочаров.
2003.               


Рецензии