Ликующая ночь. Глава III

                Глава 3.

     Бабушка обычно на сон грядущий рассказывала Лильке сказки. Это так говорится, что Лильке: между спальнями не было дверей, так что можно считать, что спали все в одной комнате, следовательно, слушали сказки все - и Толик с Ваняткой, и дядька с женой, и неженатый младший дядька.

       Эти ежевечерние сказки были особенными составляющими Лелькиной детской жизни. Бабушка в этом деле была большая мастерица, да и охотница. Не однажды во время какой-нибудь вечерки молодежь попросит  бабу Нюру  рассказать сказку, да заслушаются, да и про песни-танцы забудут.

         А в это время Лелька с пацанами лежат рядком на протопленной печи на толстом овчинном полушубке и тоже слушает. Вот бабушка начинает рассказывать про местного остяка, а Лелька уже нарисовала в воображении его лицо и фигуру, так что смотрит почти мультфильм, и слушает бабушкину плавную речь:

  « Мы Метиска – храбрый воин, как война – мы шмиг в тайга. Кедра ласим, шишка пьем, пурундук а Сельпо сдаем…».
     Лилька знает, что дальше будет с храбрым Метиской, но, затаив дыхание, внимательно слушает. Конечно, это не самое любимое произведение девчонки, она бы, к примеру, по сто раз на дню слушала другую веселую сказочку бабы Нюры, про Нестерку:

      «Жил-был Нестерка, была у него детей шестерка, работать Нестерка ленился, а воровать – гусей боялся. И вот однажды твердо решил Нестерка научиться воровать. Взял он краюху хлеба, пошел в околок, положил хлеб на пенек, и ну к нему красться-подкрадоваться. Ехал мимо того околка барин, увидал Нестерку и говорит…»
       Лилька знает сказку до последнего слова, но слушает, открыв рот.

     Уже будучи взрослой, имея своих детей, Лейла много раз пыталась найти эту сказку в сборниках, но тщетно. И только младшей дочери она прочитала ее в полном варианте, встретив сказку в книге русского собирателя сказок Афанасьева. Надо сказать, что страсть к сказкам Лейла сохранила до конца своих дней.

      Совсем недавно, на юбилее одноклассницы, в спиче я произнесла фразу, вызвавшую протест других гостей: « На правах людей лучше всего знающих юбиляршу …» А я искренне убеждена, что претендую на более глубокое знание человека именно потому, что знаю его с детства.

        Это не я выдумала, что все мы родом из детства, именно там закладываются и формируются основные качества личности, черты человеческого характера, а дальнейшая  жизнь только расставляет акценты и выделяет нюансы.

      Так вот и русские сказки проросли в Лелькиной душе и пустили глубокие корни, именно благодаря им развивалась трепетная и фантазийная творческая душа девочки.

      Помните присказку ко всем или почти всем русским сказкам: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!». Вот так и все сказки Бабушки Нюры  рассказывались для чего-то, с целью морализации. Если в самой сказке явно не прослеживалась эта самая мораль, то бабушка вывод делала сама: видишь, что бывает с плохими девочками, говаривала она, а иногда разбирала поступок сказочного героя по всем «моральным косточкам».

       Особенно часто рассказывала баба Нюра сказки про принца, которого встретит в жизни внучка. Сказки были самые разные, но каждый раз сказка заканчивалась одними тем же. Как только девчонка задавала свой излюбленный вопрос, каким будет принц, не успевала бабушка что-либо ответить, как с соседней кровати Толик страшным голосом вещал:
- А будет он, внученька, маленьким, плюгавеньким и длинноносым! И любить он тебя будет всю жизнь!
-
Бабушка с дядей ругали  Толика, Лиля от обиды плакала. Так со слов Толика в ее головенке запал образ  суженого, и осталось в ее памяти это предсказание.

            Только оно не сбылось. Первая любовь Лильки не был ни маленьким, ни плюгавеньким, ни длинноносым. Коля был писаным красавцем и ухаживал за Лилей полгода.

             В то время мама уже давно забрала  Лильку в город. Жили они в небольшой засыпушке на окраине. Жили одни – мамины отношения с мужчинами никак не ладились. В конце концов, Галина Васильевна решила, что семейная жизнь не для нее, и попытки найти мужика «по себе» бросила. А жить на зарплату гардеробщицы было непросто. Маленький огородик был хорошим подспорьем в их полунищенском существовании.

      Богатство и бедность – слова не из детского лексикона тех лет. Дети редко видят материальную сторону жизни. Лелька была девочкой скромной, и ей вполне хватало того, что могла дать мама.

       Не было у девчонки сколько- нибудь хороших вещей, смотрелась она при внешней привлекательности серым воробышком, взгляды прохожих скользили мимо ее черноглазой неулыбчивой физиономии на пальтецо не по размеру и старомодные ботинки, и перемещались на что-либо более яркое и впечатляющее.  Сама Лиля была уверена, что ничего особенного из себя не представляет.

       Говорят – не родись красивой, а родись счастливой. Может быть и так, хотя лучше и красивой, и счастливой. А чтобы женщина была красивой, ее этому надо учить с детства, воспитывать в дочери самооценку, чувство собственной значимости.

         Галина Васильевна этого не знала, ей было достаточно того, что Лилька трудолюбива и послушна. Придет мать с работы в восемь часов, а у дочки ужин немудрящий готов, в доме прибрано. А что еще надо?

       Да и Лильке ничего больше не надо было - смыслом ее жизни была мама. Галина Васильевна была единственным человеком в жизни, кого Лелька любила безоговорочно и преданно. Долгие зимние вечера проходили тихо и однообразно – обе читали, но очень редко беседовали о прочитанном. Иногда  Лилька вышивала, еще реже рисовала. В доме все стены были увешены портретами мамы и бабушки, словно других родственников у них не было. Ни одного мужского лица.

        Кстати, о папе. Папу Лелька ненавидела, ненавидела до исступления, и это вопреки всему тому, что говорила ей мама. А она о Дато плохо не говорила. Каким-то шестым чувством, Галина поняла, что нельзя порочить мужчину, которого выбрала, чтобы  ребенок не поинтересовался, почему его мама полюбила плохого парня.

         Сказка о мамином принце вкратце выглядел так. Дато очень любил маму, но родители велели ему жениться на армянке. А у них принято слушаться родителей. Но папа любит и маму, и Лейлу до сих пор, хоть и живет очень далеко. А дальше она рассказывала о том горном селе, где живет папа, вернее пересказывала то, что говорил ей Датик, и что видела сама, когда попыталась найти неверного любовничка.

     Лелька, как натура впечатлительная, все мамины басни запоминала и проигрывала.

Представляла она, как впервые встретит отца, как  и что ему скажет. Наверное, поэтому в детстве Лельке часто снился сон. Снилось всегда одно и тоже, являясь по сути продолжением предыдущего, как бы второй серией: будто она живет с папой в этом самом горном селе. Все говорят на чужом языке, но Лелька все понимает.

       Папа  часто усаживает ее к себе на плечи, и они подолгу гуляют по окрестностям. На склонах гор растет скудная трава, но там, где почвы побольше, растут удивительные высокие цветы, сплошь унизанные желтоватыми розочками. И название их похоже на слово «роза».

       В одном из снов Лелька видела землетрясение. Это папа так сказал, когда земля под их ногами дрогнула, будто кто-то изнутри стукнул по ней большущим молотком. Папа объяснил дочке, что этого бояться не нужно, что землетрясения на Кавказе бывают довольно часто.

        Во сне Лелька всегда была маленькой и отца очень любила. Но когда она просыпалась, она его ненавидела с утроенной силой. Она понимала, что он ее лишил того, что она видела в этих снах. Он лишил ее своей любви и поддержки.

     Однажды она сказала маме о том, что хотела бы увидеть своего отца. Галина Васильевна, не понимая истинную причину этого желания, отдала Лельке тот адрес, который у нее был. А спроси она, зачем дочь хочет познакомиться с отцом, получила бы обескураживающий ответ: чтобы плюнуть ему в лицо. Только спросив, можно было рассмотреть, какие черти водятся в омуте Лелькиной души.

          Между тем внешне это никак не проявлялось. Ученицей Тайдонова Лиля была хорошей, учителя маму не тревожили. За все восемь лет обучения была мама в школе всего несколько раз.

      Кроме основной школы Лиля с отличием закончила и вечернюю художественную студию при каком-то ДК. Правда подвизаться на этом поприще не захотела и по-прежнему любила рисовать только людей, особенно мужские шаржи. И по-прежнему они были едкие и злые. Именно в них выплескивалась вся муть Лелькиной души, ее боль и ненависть к самому дорогому человеку на свете – к отцу. Лиля рано поняла это и особенно своим талантом не гордилась.


Рецензии