Смазь

Скульпторы могут создавать скульптуру в одиночку, если высекают её из цельного камня или вырезают из цельного куска дерева. Эта работа по принципу "отсекания всего лишнего" не допускает ошибки и требует исключительного мастерства. В основном же скульпторы лепят скульптуру из глины, что позволяет выполнять корректировку по ходу работы. Но завершенная таким образом фигура является пока макетом, её надо перевести в какой-то другой материал - гипс, бетон, пластмассу, бронзу, чугун, и вот здесь к работе приступают специалисты другого рода. Сначала надо сделать гипсовую форму с глиняного макета, причем сборно-разборную, чтобы её можно было снять с макета, а потом снова собрать, но уже пустую внутри. Тогда в нее можно будет залить гипс, бетон и тому подобное. Если скульптура должна быть металлической, то в гипсовую форму сначала зальют горячий воск, потом восковую фигуру покроют огнеупорным песком, воск выплавят, и уже тогда получится форма, куда можно будет залить жидкий металл. Вот такая непростая технология. 

Ничего этого я не знала до знакомства со скульптором, тем самым, который вылепил потом мой бюст (вы, наверно, читали об этом). Однажды утром, проснувшись от звонка в дверь, я не сразу сообразила, что нахожусь в его мастерской. Накинув халат, я открыла дверь и увидела симпатичного мужчину с чемоданчиком в руках.
- Ваш муж... или...- начал он.
- Или, - помогла я ему, - но это не хуже. Он предупредил меня, что придет... я не запомнила название вашей профессии, какое-то странное слово.
- Форматор, - подсказал он, - ударение на последнем слоге. Я должен снять форму со скульптуры...
- Знаю, знаю, - остановила я его, - пойдёмте, я вас провожу, и, если можно, позвольте мне понаблюдать немного за вашей работой.

Расположившись на столе возле скульптуры, он достал из чемодана какие-то коробочки, бутылочки, инструменты, и половинку детского резинового мячика средних размеров. А может быть это был и не мячик, а такая мягкая миска в виде полусферы. Вначале в небольшую баночку он налил керосину, я это поняла по запаху, добавил туда вроде бы стеарину, еще чего-то и стал размешивать.
- Что вы делаете? - спросила я.
- Это будет смазь, - ответил он.
- Мазь? - поправила я его.
- Нет, мы называем это смазь.
Смазь. Смешное слово. Я взглянула на него - он был красив, но той красотой, которую называют смазливостью. Вот и прозвище тебе подходящее, Смазь. Так я и стала его про себя называть.
Тем временем он взял карандаш и стал проводить на лице скульптуры какие-то линии. Не дожидаясь моих вопросов, он начал объяснять:
- Гипсовую форму надо будет потом снять, а тут - смотрите какой сложный рельеф: глазницы, губы, складка между щекой и губой, уши. Если все прямо так залепить, форма не снимется, правда ведь? Вот и приходится разбить её на мелкие участки.
Я присмотрелась и поняла, как он назначал  границы участков.
- Начну формовку вот с этого участка, - и он огородил его пластилиновым заборчиком высотой сантиметра полтора-два. - Теперь замешиваю гипс, вот в этом резиновом блюде. Так, заполняю гипсом все до верху, теперь надо подождать.
- Пока гипс встанет? - догадалась я.
- Встанет - это из другой оперы, вы знаете, из какой. А гипс - схватывается.
Я почувствовала, что краснею, но Смазь не смотрел на меня, будучи поглощен своей работой.
- Здесь важно не пропустить момент, пока гипс еще не совсем затвердел. - Он убрал пластилиновый заборчик и стало видно, что края гипса, повторившие форму мятого пластилина, совсем не ровные. Острым ножом и твердой рукой он отрезал неровную бахрому по периметру, а потом специальным ножичком вырезал круглые углубления посередине толщины гипса. - Это присканты, - объяснил он. - Гипс при заливке соседнего участка заполнит эти углубления и образует бобышки, а чтобы все это не слиплось, я смазываю края и присканты смазью. Присканты обеспечат потом точную сборку всей формы. Понятно?
Здесь он стал удалять остатки затвердевшего гипса со стенок резиновой миски, и оказалось, что сделать это очень легко, сминая её руками.

Я все поняла, но еще не раз наблюдала за работой форматора. Скульптор это заметил и однажды сказал:
- А не хочешь ли попробовать себя в этом ремесле? Объект не сложный.
- Что ты имеешь ввиду?
- Я надумал создать свой автопортрет, вернее, одну его деталь. Но существенную.
- ???
- Свой детородный орган.
- И как ты это себе мыслишь?
- Ты отформуешь его прямо с натуры. Встанешь около, обнаженная, понятно, зачем.
Я слегка опешила, но нашлась:
- Гипс при затвердевании нагревается. Выдержишь?
- Аа, это я не учел, - сказал он разочарованно. - Придется сначала лепить. Но тогда разденься, все-таки, чтобы помочь мне снять размеры.

Скульптор осуществил свой замысел, и получилось неплохо: на небольшом пьедестале гордо красовался его предмет, словно ракета на стартовой площадке, а у его подножья улегся он же, но в спокойном состоянии и с соответствующей подвеской. Некоторое время эта миниатюра простояла в мастерской, вызывая любопытные взгляды, но когда скульптор выгравировал на ней свои инициалы, сразу посыпались предложения и скульптура перешла в руки достойнейшего ценителя.

Однако, на этом та история не закончилась. Недели через две после того, как я рассталась со скульптором, мне позвонил Смазь и попросил меня посмотреть сделанную им скульптуру. Обратиться к специалисту он стеснялся, так он объяснил свою просьбу. Оказалось, это была миниатюра, очень похожая на то произведение моего скульптора, но с деталями более внушительных размеров. В ожидании моей реакции он уточнил:
- Все сделал сам.
- Молодец, - похвалила я.
- Точная копия оригинала, - пояснил он, глядя мне прямо в глаза. - Не интересуетесь?
Я улыбнулась ему в ответ: - Нет, спасибо, дорогой, меня больше не волнует этот вид искусства. Но я уверена, что вы найдете своих ценителей, а скорей всего они у вас уже есть.

Не подумав, я со смехом рассказала этот эпизод своей лучшей подруге. Но она даже не улыбнулась и сказала с грустью: - Встречаются друг с другом интересные, талантливые люди, но их интересы так часто не совпадают...

 


Рецензии