Жизнь по блату

Сдружился я в старших классах школы с одноклассником Юрой Тымонюк. Хороший был парень. Родители у него врачи. Папа, Владимир Иванович – хирург, кандидат медицинских наук, местное светило. Мама, Берта Михайловна – врач-терапевт, работала заместителем главного врача городской больницы №40, в лучшей больнице г.Свердловска. Папа вскорости ушел из семьи, женился на молодой женщине и уехал жить на Украину. В новой семье у него родился сын. После ухода мужа, Берта Михайловна стала относится к Юре с особым трепетом и решила для себя: чтобы не случилось в ее жизни, но она сделает все для того, чтобы ее сын закончил институт и занял достойное место «под солнцем». Благо возможности у нее для этого были. Юра рос умницей и добрым парнем, и будущее у него могло бы быть прекрасным, но мама внушила ему , что он находится под ее надежным прикрытием и для него все двери открыты. Он усвоил, что по жизни  ему особо напрягаться не надо. Мама все проблемы решит. Это и сгубило Юру, как личность и как человека.                Помню, как в школе на протяжении четырех лет мы с ним соревновались, кто кого перерастет. То он меня обгонял, то я его. Росли мы оба интенсивно, оба были высокие и рост был примерно одинаковый. Соревновались мы и в учебе, но с учебой и у него, и у меня не все было гладко. И здесь победителя не было. Но это соревнование нам шло только на пользу, мы стали лучше учиться. Однако главное соревнование между нами развернулось на другом поле. Мы оба и не подозревали, что это невидимое и неощутимое соревнование является самым важным в нашем развитии и становлении. Вопрос заключался в том — какими личностями мы станем, да и станем ли? Как выяснилось позднее, все же мне повезло перерасти Юру, как личность. Теперь я знаю почему - за моей спиной не было мамы с огромным административным ресурсом. Надеяться было не на кого, надо было напрягаться и думать, как самому всего добиваться.                И я усиленно занимался, готовясь к поступлению в институт. Юра же расслабился, хотя тоже готовился. Подали мы заявления в Уральский Политехнический Институт (далее УПИ), я на Радиотехнический факультет, мой друг на Строительный факультет по специальности «Водоснабжение и канализация». Почему он выбрал эту специальность – непонятно. Видимо мать его имела какие-то связи в данной отрасли и посоветовала сыну поступать на эту специальность, обещая комфортную учебу и быструю карьеру. Юра прислушался к маме, но, к сожалению, не оправдал ее ожиданий. Сокращенно эта специальность называлась "ВИК". Он шутил: «Воняет и капает». Так он к ней относился. Поступил он легко, набрав при поступлении пятнадцать баллов по основным предметам (математика письменно, математика устно, физика письменно) и пять баллов по не основному предмету – сочинение. Оценка эта в подсчет конкурсных баллов не входила. Однако общий результат был максимальный. Для молодого человека, закончившего школу далеко не на «отлично» и имевшего в аттестате и «тройки», это было невероятно. Но я не удивился этому. И вот почему.                Письменной экзамен по математике проходил в один и тот же день по всем факультетам. Я все задачи решил и рассчитывал на пятерку. После экзамена мы встретились Юрой и выяснили, что нам попался один и тот же вариант. По дороге домой мы стали перепроверять друг друга и выяснили, что одну задачу ( их было всего шесть)  Юра решил не правильно. Помню в ней было какое то супер сложное математическое выражение с неизвестными X, Y, Z. Надо было вычислить чему это выражение равняется при конкретных числовых значениях неизвестных. Я упростил выражение до предела, затем подставил значения неизвестных и легко получил ответ, как сейчас помню, «1». Мой друг не увидел этого решения, сразу ввел в выражение числовые значения и с помощью Таблиц Брадиса стал проводить вычисления. Вычисления были очень сложные. Естественно получил он результат приблизительный «0,98». Но это был неправильный ответ. Мы заехали к нему домой и рассказали об этом его маме. Она меня быстро выпроводила домой. Через пару дней объявили результаты: у меня и у моего друга оказалось по «пятерке».  Я знал, как сильно снижают оценки просто за описки, а здесь была не решена целая задача. Позднее у меня на вступительном экзамене по устной математике произошла описка. Правильно решил задачу и, переписывая результат в ответ, допустил описку. Преподаватель, которому я сдавал экзамен, тут же поставил вопрос о «тройке». Мне пришлось доказывать ему, что я знаю математику. С трудом я получил оценку «четыре». Вот такие дела.  Я не удивлялся уже, когда Юра все вступительные экзамены сдал на «отлично». Юра не говорил вслух, про блат, но и так все было понятно. Зависти к к нему я не испытывал, ведь  он не отнял у меня заветное место. Я гордился тем, что самостоятельно решил проблему поступления в институт, но осадок от этого в глубине души у меня остался.                Впервые в жизни я столкнулся с понятием "блат" и понял, что наше общество, декларируя равноправие людей, на самом деле эти равные права не обеспечивало. Происходило это благодаря стараниям жуликов и проходимцев всех мастей во всех отраслях общества, включая государственную власть. Общество прогнило за красивым фасадом идеи. Я до сих пор считаю, что ничего лучше, чем идеи социализма, мир не придумал. Но, в Советском Союзе, к глубокому сожалению, в процессе реализации люди эту идею обгадили и превратили в служанку своих мелких интересов. И после этого эти же люди стали вопить в голос, что идея социализма плохая. Но об этом я еще напишу в другом рассказе.                Ничем хорошим для Юры такое поступление в институт не закончилось. Он посчитал, что и в институте можно валять дурака, мама прикроет. Не получилось. Проучившись полгода и завалив полностью первую сессию, он весной вынужден был уйти из института с первого курса. Его отчислили за неуспеваемость. Мамины связи здесь уже не сработали. Вот такую печальную роль могут сыграть вроде бы благополучные родители в судьбе ребенка, если возьмут все его проблемы на себя. Я это понял после нашего поступления в институт, и мы с Юрой стали отдаляться друг от друга. Я не мог себе позволить относиться к жизни так, как он. Пытался ему объяснить это несколько раз, но он отмалчивался, не обсуждая со мной свое отношение к блату, не раскрывая подробностей. После исключения из института я потерял Юру из виду. Но слышал от общих знакомых, что с мамой он разошелся во взглядах и практически не общался, жил самостоятельной жизнью, где-то работал, женился, быстро расстался с первой женой. Дальнейшую его судьбу не знаю.                Конечно можно относиться к блату по разному. Кому-то блат только помогает добиться быстрого результата, но человек при этом не расслабляется и продолжает упорно работать. В этом случае блат может быть и на пользу. Но это скорее как исключение. Кому-то, таким как Юра, блат равнозначен смертельному приговору в карьере и судьбе. Все мы разные. Многие люди в своей жизни пользовались блатом для достижения своих больших и маленьких целей. Некоторые из нас не имели такой возможности и добивались успеха самостоятельно за счет концентрации воли и интеллекта. Некоторые имели возможность использовать блат, но предпочли честный путь.                Если посмотреть принципиально, то блат — это ржавчина, которая разъедала наше общество изнутри. Блат — это натурализованная форма коррупции по принципу — ты мне, я тебе. Но часто блат использовался и для незаконного обогащения. Дефицитные товары продавались на Барахолках в тридорого. Таких людей тогда называли спекулянтами, а сейчас их называют деловыми людьми. Никто не вспоминает, что тогда спекулянты фактически отнимали у населения то, что должно было ему принадлежать по праву и перепродавали этому же населению, получая огромную выгоду. Торговля в то время жила очень богато. Учиться не надо. Устройся продавцом в любой магазин и будешь сыт и обут, и на развлечения останется. Это при зарплате продавца в восемьдесят рублей.                Когда достижение успеха становится зависимым не столько от собственных возможностей человека, от его усилий и знаний, а от протеже, от наличия «связей», кумовства, тогда к руководству на предприятиях, в организациях, в стране приходят не компетентные люди и многие важные процессы развития общества тормозятся. Помимо прочего закрывается доступ к руководству компетентным и честным людям. В обществе возникает устойчивое ощущение несправедливости. То, что должно распределяться между всеми членами общества  в зависимости от вклада, распределяется между довольно узким кругом людей по совершенно другому принципу. В этом случае стремление человека к достижению успеха за счет собственных усилий становится не модным и бесперспективным занятием. Блат — это проявление коррумпированности общества, показатель его застоя и разложения. В этих условиях социалистический строй в нашей стране был обречен.    Не надо быть идеалистом — коррупция была, есть и будет при любом обществе. И в нашей России коррупция существует. Другой вопрос об ее уровне. Если общество погрязло в коррупции — это одно дело. И совершенно другое дело — если общество способно бороться с коррупцией, сделав наказание за это преступление неотвратимым и жестким. В этом случае коррупция находится на минимальном уровне и какого-то большого влияния на развитие общества не оказывает.                Эти мысли пришли ко мне уже в зрелом возрасте. А в молодости я просто остро ощутил несправедливость и мерзость этого явления. Жизнь по блату — это жизнь взаймы перед совестью, моралью и, если хотите, перед будущим. А долги рано или поздно придется отдавать... За все надо платить...

                17.03.2015г.


Рецензии
Как правило, люди, живущие "по блату"- большие хапуги и наглецы, и многие из них совершают преступления из-за своей вседозволенности, я из тех, кто выбивался в "люди" путем проб и ошибок, но совершенно самостоятельно, карьеры большой не построила, хотя потенциал был, но и не жалею об этом, считаю, что главное, в жизни любой женщины- это родить детей, вырастить их и быть добрым человеком.

Мила Потапова   06.06.2015 10:18     Заявить о нарушении