Воспоминание 22. Новое назначение - Березники Перм

       В части было четыре четырехквартирных дома, то есть проживало 16 офицеров с семьями, почти у каждого по двое детей, причем практически одного возраста. Когда дети немного подросли, заботы с ними прибавилось. Особым шиком у них было летом на велосипедах промчаться мимо часового, охраняющего склад с боеприпасами. Часовые жаловались.
       Однажды зимой был такой случай. Должна  была приехать комиссия, солдаты расчистили дорогу от снега, обновили транспоранты с наглядной агитацией. Утром мы поехали встречать комиссию – все было нормально. Когда же мы с комиссией возвращались обратно, мало того, что все щиты с наглядной агитацией были сняты, так еще и дорога в нескольких местах была перегорожена блоками из снега, но так как дети не успели спрятаться, было понятно, чьих рук это дело, генерал их отругал. Хорошо, что у него было веселое настроение и нам это простили, но ухо надо было держать востро, так как постоянно велась «подрывная» работа у нас в тылу.
 
        У меня часто болели зубы. Однажды я пришел в госпиталь, чтобы подлечить их. Вижу, на диване сидит член военного совета генерал Иванов. Он подозвал меня и спрашивает, что означает слово «строить», притом с ударением на букве «и» и продолжает, что вчера он вышел в гражданской одежде на улицу и к нему подошли два  мужика и предложили «строить», он им не ответил, так как не понял. Я ему сказал, что «строить» означает –купить и выпить бутылку водки на троих. Он поблагодарил меня за разъяснение.
 
        В 1966 году меня назначили пропагандистом в город Березники Пермской области, где стоял наш полк. Меня встретили хорошо, предоставили двухкомнатную квартиру на Советском проспекте.
        Я был очень хорошо подготовлен, как пропагандист. Я не писал лекции, а выступал перед коллективом без конспектов. Меня приглашали для выступлений в школах, в библиотеках.
        Об одном выступлении  я расскажу. Меня пригласили выступить перед работниками библиотек города. Встреча прошла очень хорошо. Мне подарили книгу Жукова «Воспоминания и размышления». В то время книги трудно было купить или как говорили – достать.
        Секретарь горкома КПСС попросил написать доклад о победе над Германией в Великой Отечественной войне. Я написал. Мой доклад перепечатали и разослали во все коллективы города. Должность пропагандиста соответствовала званию «майор». В январе 1967 года приехал в полк начальник политотдела корпуса генерал Ремизов. Мы не были знакомы. На совещании политработников он обратил внимание, что я капитан, а не майор. Вскоре, в марте 1967 года,  мне присвоили звание «майор».
 
         А в  начале февраля 1967 года многих офицеров и солдат дивизионов направили учиться в маленький городок недалеко от Гатчины под Ленинградом. Учиться были направлены офицеры из других частей, даже с  Камчатки. Я занимался в группе командиров полков и старших инженеров частей. Инженеры хорошо знали технику, а я, политработник, только ее видел.
         Я  сидел за первым столом, и преподаватель всегда приказывал мне повторять пройденный материал. Я был этим возмущен и пошел к начальнику политотдела этого центра и доложил обо всем. Он  внимательно выслушал и сказал мне, что это больше не повторится. Учились мы три месяца, а затем состоялся экзамен. В классе были развешены схемы во всю стену. Я взял билет и увидел, что ответ на первый вопрос я не знаю, на второй вопрос - немного, а на третий - ничего. В классе можно было  переходить от одной схемы к другой. Я подошел к полковнику с Камчатки  с просьбой, и он мне все объяснил и потребовал, чтобы я повторил. Когда он убедился, что я запомнил, он посоветовал идти отвечать. Я стал отвечать, не знаю, какие оценки мне поставила комиссия, но в справке по всем дисциплинам стояли оценки «хорошо».
 
         В учебном городке были магазины, баня, почта, все к нашим услугам. В магазинах были все продукты, и даже апельсины. Вообще то, из Ленинграда нельзя было посылать продукты. Но нам не запрещали. Покупаешь на почте ящик, идешь в магазин, продавец  взвешивает апельсины,  ты их заворачиваешь в бумагу и укладываешь в ящик, подписываешь , шилом прокалываешь дырки и отправляешь. В середине мая я вернулся в Березники, и  не мог нарадоваться, когда встретился со своей семьей, я так по ним соскучился. Нужно отметить, что снабжение в Березниках было хорошее. В 1969 году сообщили, что нашу часть осенью будет проверять комиссия из Москвы. Комиссия приехала большая, но все обошлось. В 1970 году дочь заканчивала десять классов, сын – третий класс.
 
         В 1971 году, когда мне исполнилось 46 лет, меня вызвали на медицинскую комиссию. Комиссию я прошел успешно, но главврач (полковник медицинской службы), которая должна была давать заключение, прямо  спросила меня, что я собственно хочу. Я ответил, что мне хотят дать направление  для прохождения службы на Сахалине.  Я не знаю, что делать - дочери надо где-то учиться, сын еще маленький, жена тяжело болеет, родственники проживают в Рязанской области и в Москве.  Я все рассказал главврачу, и она подписала заключение, что по состоянию здоровья я не могу служить на Сахалине. Вскоре меня демобилизовали.  Так я закончил свою службу в рядах советской армии в чине майора. На память подарили охотничье ружье и членский билет общества охотников и рыболовов.
                2001 год


Рецензии