Россия спасена

               
                Е к а т е р и н а в своем кабинете.

           П а н и н (стремительно входит). Пугачев прорвался к Казани! сжег и разорил город! Теперь он движется на Москву, надо  педпринять срочные меры. Немедленно!
Е к а т е р и н а. Сейчас же отправлюсь в Москву и встану  во главе защитников древней столицы!
П а н и н. Этим вы только осложните обстановку, ваше величество... Необходимо назначить главнокомандующего из числа опытных военных деятелей, снабдив его чрезвычайными полномочиями. Я уже предлагал вам кандидатуру своего брата...
Е к а т е р и н а. Кандидатура вашего брата на эту должность будет рассмотрена на Военном Совете.
П а н и н (передает папку Екатерине ). Вот! здесь все  необходимые документы. Ознакомьтесь, ваше величество. (Уходит.)

          Екатерина пробегает оставленные Паниным документы. Потемкин входит.

Е к а т е р и н а. Батя, зачем тебе надо было с Паниным соглашаться? Из его бумаг видно, что он из братца своего хочет сделать диктатора с беспредельной властью. Если я это подпишу, то и сама окажусь в опасности.**  Но вам до всего этого нет никакого дела!
          П о т е м к и н. Ежели вы считаете, что я вам глупые советы даю, то поступайте сами, как знаете. Я же был и останусь преданным слугой вашим. (Отворачивается от Екатерины, скрестив руки.)
          Е к а т е р и н а. Ну, вот и надулся. Больно расчванист ты стал, батенька. Гяур! москов! козак!.. петух! Чем стоять так по-петушинному, предоставь мне свои резоны, какие бы убедили меня.
П о т е м к и н. Зачем они вам, коли вы всё равно не слушаете?
          Е к а т е р и н а. Перестань дуться, батя! Сделай улыбку сейчас же! а то и я надуюсь. Благо есть из-за чего.
          П о т е м к и н. Матушка дорогая! мне всего приятней твоя служба и употребление своих способностей для твоего блага.  Но если ты считаешь…
         Е к а т е р и н а. Резоны говори, батя, резоны!
          П о т е м к и н. Вот вам мои резоны. Вы хотите ограничить власть Петра Панина. Чего проще.  Велите Румянцеву* на борьбу с мятежниками  Суворова отрядить, а мы закрепим здесь за ним Московскую дивизию, которую неподвластной Петру Панину сделаем. Кто-кто, а уж Суворов под Петром Паниным ходить не будет.
          П а н и н (вбегает). Государыня, от Румянцева получена долгожданная весть о мире с турками!
Е к а т е р и н а (крестится). Наконец-то!  Россия спасена! С пугачевским бунтом, считайте, покончено.

…………………………………………………………………………………..
*Румянцев Петр Александрович, фельдмаршал, командующий Крымской армией.
**Мне неизвестно, поддерживал ли Панин кандидатуру Потемкина при его назначении на должность главы военной коллегии, но, как следует из этих исторически достоверных слов Екатерины, свою часть договора с Паниным она не выполнила. (См. рассказ №3)

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а





            


               


               
               


Рецензии