Сурская экспедиция - часть 2

               
 

                Сомы.
          Далее сплав до Бессоновки. Шеф с нами простился – у него экзаменационная сессия в университете. Встреча  с ним  намечена у железнодорожного моста около станции Сура, где в нее впадает правый приток река Инза.
             Сплыли до Бессоновки и в нескольких километрах ниже, на противоположном от поселка берегу, разбили лагерь. Здесь будем ждать Вечканова, которого А.И. обещал направить к нам по приезде в Саранск.  Уже в сумерках  мимо нас на малых оборотах мотора проплыла лодка с парой мужиков. Вниз. Потом вверх. Заглушились и по течению сплавом мимо нас. Поздоровались и спросили: «Кто такие и надолго ли здесь?».
   
     Поняв, что надолго, поднялись чуть выше и в двух десятках метров от лагеря стали выбирать невиданную для нас ранее снасть. Вот тут и началось самое интересное.  В сущности это был огромный вентерь (верша) с двойным  воронкообразным заходом. Кольца из  тальника диаметром не менее полутора метров. Длина самой ловушки 4-5 метров. Изготовлена из крупноячеистой сетки. С обеих сторон от входа - воронки  полотна - крылья  из такой же сетки высотой как сама ловушка. Каждое крыло длиной около трех метров с несколькими перемычками из тонких жердинок. Все это закреплено на трех мощных кольях, которые были вбиты в дно так, что их верхние концы были под поверхностью воды. Один в хвосте, другие по краям крыльев. Низ снасти по крыльям и переднему кольцу снабжен грузами. Ловушка так и называлась – крылена.
 
       И вот рыбаки ее сняли с кольев, собрали кольца вентеря  в один пучок и с трудом перевалили через борт огромный шевелящийся сетной мешок в котором черно от здоровенных сомов. Это было нечто! Девчонки тут же попросили: «Дяденьки? А дайте нам самого маленького?». Дали. Он потянул на девять килограммов.  А значит будет у нас великолепная уха и шикарная сковорода!

     Но к ним нужно дополнение. А потому  я на легком фанерном «Зяблике» с Зоей и Ниной отправился в село Грабово, что было на несколько километров ниже нашего лагеря. Оставили одну из девочек сторожить лодку, а вдвоем с другой пошли через обширные луковые плантации в сельмаг.
   Пришли. А продавщица по срочным делам ушла в соседнюю деревню и напарнице ключей не оставила. Вот такая незадача.
   Но выход нашли.  Направили нас по адресу, где шла стройка, и хозяин точно имел самогон для плотников. Купили у него четыре бутылки по водочной цене и довольные сделкой направились к лодке.

    По пути надергали охапку лука на плантациях. Как ни странно, частных! В тех местах население на приусадебных участках и прочих сельхознаделах,  выращивало лук-репку для продажи. Знаменитый Бессоновский сорт.
    Пока шли к реке стемнело. Завелись и пошли в сторону лагеря. А нас уже заждались. На встречу на  поиски сплывала шлюпка. На веслах Павел.  Я заглушил движок.
- У вас все нормально?
- Нормально.
-  На буксир взять? (Это я ему)
- Не надо. Давай к лагерю.

   Встал одной ногой на кормовую скамейку, поставил газ на полный и резко дернул пусковой шнур.
   А с реверса мотор-то не снял! А он завелся сразу. Я улетел за корму, а лодка рванула в темноту. Паша меня быстро выловил, а мотор где-то вверху заревел у берега и заглох.

      Девчонки от резкого толчка повалились на дно, но  Зоя, оценив ситуацию, добралась ползком до румпеля и направила лодку на берег. А Нина в этом экстриме не выпустила бутылки, что прижимала к телогрейке и сохранила все. Вот такие были у нас боевые подруги.

    А потом  был шикарный вечер у костра под аккомпанемент соловьиных и наших песен. В основном, налегали на Высоцкого: «В королевстве, где все тихо и складно и др…»
   А потом была моя ночевка в зарослях шиповника на краю лагеря – до палатки не добрался.

                Самоволка - самоволочка.
    А наутро по договоренности с коллективом, я по-тихому  уехал в Саранск. В краткосрочную самоволку.  Все бы хорошо, но вот после прощания со своей девушкой шел домой и между главным и лабораторным корпусами университета встретил своих очень хороших друзей. Заболтались. И вдруг! В нашу сторону  идет Шеф! А я же на Суре! И он уже в нескольких метрах!
   Мгновенно перескочил через невысокую ограду и залег в цветочной клумбе. Прошел. Не заметил? Ну не мог не заметить!
      Не мешкая на ночном поезде уехал до Лунино и в устье речки Шукши, как и договаривались, нашел своих.

    А они дружной компанией жили, как на курорте. Погода благоприятствовала. Купались, загорали и рыбачили в свое удовольствие. У вечернего костра душевные беседы о днях прошедших и разные экспедиционные байки. А Вечканов, в сущности, наш препод, устраивал тесты на сообразительность, типа:
-  А кто на первом месте не по классификации, а по смыслу? Чибис или куропатка?
  - Ломаем головы. Даем разные предположения.
  А он, подняв палец вверх, а в другой руке руке держа кружку, мудро изрекает:
  -Это может понять только биолог, кто знает латинские названия видов. А потому, первая здесь куропатка – «Пердикс - Пердикс», и только потом чибис – Ванелиус - Ванелиус!
  Мы были поражены глубиной его научной мысли и перспективами дальнейшего совершенствования своих знаний.

     А 14 июня был ровно месяц после начала нашей экспедиции и мы его отметили большой ночной рыбалкой. Ловили  бреднем с косы на косу, пересекая по отмелям  наискось реку с берега на берег.

    Бродили одни мужики. У одного из нас на шее висел транзистор, а там  шел репортаж футбола из Мексики. В 1\4 финала мы сражались с Уругваем. Проиграли в дополнительное время 0:1. А могли бы в полуфинале с Бразильцами встретиться!
     А вот рыбалка была великолепной.
 
  Поутру с Вечкановым мы поплыли в ближний затон, где с вечера поставили сетку. И очень несерьезную. Всего-то сороковочку, но с режовником. Подплыли, а кол дальний всплыл и весь на виду.  Начали с того дальнего  конца. Есть!  Подлещик, язь, окунь, щучка.. И вдруг под лодкой заворочалось что-то огромное! Подтягиваем осторожно, а там крупный сомина!

   Зацепился  за режовник трехстенки грудным плавником. Запеленали его основным полотном и перевалили в лодку! Вот это улов! Хозяин Суры в 30 кг весом! Не знаю, как сейчас, но в 2007 году я на кафедре в музее видел его голову в большой банке (аквариуме) с формалином.
     Вечером этого дня провожали в Саранск Вечканова и Павла. И с ними отправили  разрубленного монстра, а в придачу много всякой другой рыбы. Это подарки для наших преподавателей, друзей, родных и близких.
   Моей мамочке достался хвост сома и она до сих пор с восторгом вспоминает его гастрономические качества.

                Добываем гуся.               
     А мы отправились дальше.  Решено сделать большой дневной переход до намеченной стоянки, где должны были встретить Шефа у ж.д. станции Сура.  Остановились один раз ненадолго у какого-то деревенского моста для заправки бензином. Причалили за кустами.
   Девчонок с канистрами и с рыбой на обмен отправили на мост, а сами спрятались под настилом.  Молодые  шофера ловились «на живца» безупречно и бартер происходил очень быстро.

   А ближе к вечеру подплывали к большому селу Ильмино, что на высоком правом берегу. 
  На широком, тихом плесе белым бело от стай домашних гусей. Плыли без начальников и решились на авантюру. План был такой. В целях экономии ненадежного моторесурса  первая шлюпка шла под мотором, а за ней на буксире другая. Я на передней тихим ходом въезжаю в гусиную  стаю, Слава лупит дощечкой от ящика гуся по шее, девчонки со второй лодки его перехватывают и сразу начинают ощипывать. Ну, а я газу – до отказу.
   Грешны, конечно! Но так свежатинки после месяца на консервах и рыбе захотелось!

      Дошли до железнодорожного моста. Спустились чуть ниже и встали лагерем. До встречи Шефа оставалось три дня и мы больше отдыхали, чем работали. И устали все уже, конечно, да и места для бредневого лова были неподходящие. Ставили сетки, Слава набирал орнитологический материал, а я полностью отдался удочкам и закидушкам.  Сомята в пределах 1-3 кг ловились отлично. И я даже договаривался с пастухами, что со стадами бродили в окрестностях на привычный бартер. Рыбку менял на продукты и немного на самогоночку.

                Березниковская  переправа.
           Поплыл встречать Шефа. Стоял на берегу у моста и терзался – видел он меня тогда в Саранске или не видел?
    Приехал он с Аллой Михайловной Лукиной преподавателем - гидробиологом с нашей кафедры.  Вроде, никакой на меня неординарной реакции, а может просто виду не подал?
 
      Планировали до окончания маршрута  сделать пару станций, но все нарушила погода. Резко похолодало, мелкий дождь шел почти непрерывно, и Шеф принял решение заканчивать экспедицию.  Наш лагерь находился в районе села Сабаево. До конечного пункта  было около 50 километров и одним дневным переходом мы  рассчитывали завершить наш поход.

    Но устала и техника. Единственный работающий мотор  (10-ти сильная «Москва») капризничал с небольшими перерывами.
    Причина была в бензине, что нам сливали из своих баков деревенские шофера. Вот и приходилось мне, не приставая к берегу, вытаскивать мотор на широкую кормовую скамейку головной шлюпки, снимать и чистить карбюратор, ставить движок на транец и какое-то время вести на буксире наш караван.
     Потом опять карбюратор на чистку, а все в это время работают веслами. И все  это под непрерывным холодным дождем.

    Но вперед. Только вперед. Дошли до Больших Березников. Впереди строится временный мост  на правый берег. Он еще не готов и мы на веслах направились в свободный проем.
   Громкое предупреждение Шефа; «Володя! Трос!»
   Я, занимаясь мотором, резко выпрямляюсь, получаю тросом под лопатку и вылетаю за борт.  Быстро выбираюсь в лодку.  С меня льет ручьями. Среди строителей моста веселье и шутки в наш адрес.
   Это уже перебор! Шеф командует: «Всем к берегу. Выгружаться! Быстро ставить палатки, разводить костер! Ночуем здесь!» 
     Я тем временем быстренько разделся. Нашли мне сухое, а Шеф отдал свой крытый плащевкой полушубок и налил спирту из НЗ. Жизнь стала налаживаться.

    А пока разбивали лагерь и готовили ужин, я слил из расходного бачка бензин с грязью и водой, промыл бачок, пропустил горючее через марлю (сетки не было) и на следующий день наш караван без приключений доплыл до нашей базы и причалил к берегу под громкое Ура-а-а!!! личного состава!
    Экспедиция 1970 года завершена. За 45 дней исследовано более 350 км верхнего и среднего течения реки Суры и ее притоки.



    На фото подходим к плотине в Пензе во время налетевшего шквала. Я лидер каравана.

   Окончание;   http://proza.ru/2015/03/15/1044

       
 
      
      
      
    

 


Рецензии
Так вот он какой - житель улицы Имени героя Неизвестного Островтянинова! Хорошо!

Мы были поражены глубиной его научной мысли и перспективами дальнейшего совершенствования своих знаний.

И я!

Юрий Игнатюгин   22.06.2019 13:04     Заявить о нарушении
А про Вечканова есть продолжение после моего посещения юбилейных торжеств на биостанции летом 2016 года. Сначала материал выставил, а потом убрал - главные участники живы. Но тебе пришлю на майл.
А Островитянов не НЕИЗВЕСТНЫЙ герой, а заслуженный экономист, что в молодые годы участвовал в разработке модели колхозного строя.

Владимир Островитянин   22.06.2019 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.