Маковское

                Полетели однажды в Маковское. Это деревня постарше Енисейска, первопроходцы вышли на Енисей именно из Маковского, они же и основали наш городок.
                Посадочная площадка в Маковском – минимальных размеров для посадки на колесах. Нужен точный расчет при заходе на посадку над частоколом торчащих пихт и листвяков, а перед самым торцом – еще и высокая городьба от коров, по местному, поскотина. Над нею надо было проходить невысоко, и этим тренировался глазомер и вырабатывалась пилотская твердость духа.
                Командир, с которым в этот раз довелось лететь,  был сложного характера, одна из черт которого явственно выпирала: у него всегда был кто-то виноват. А он, естественно, всегда прав.
                Сделав полагающийся круг над площадкой, мы увидели, что конус ветроуказателя висит, чуть пошевеливаясь: ветерок был метра два-три в секунду. Но если заходить против ветра надо было через лес и эту поскотину, то с маленьким попутничком можно было зайти через прилегающую  с другого торца болотину. Пилотировал капитан, я, как положено, мягко держался за управление, за чем он очень строго следил.
                Заход он построил корявенько, не успел погасить скорость. Я подсказал; он цыкнул: человек страшно не любил, когда ему указывают.
                Ну, сажай сам, я помолчу. Яви мастерство.
                Командир, видя, что скорость велика, пораньше выпустил закрылки, самолет вспух; стало ясно, что намечается перелет. Он заломил скольжение, чтобы энергичнее потерять высоту. Но вблизи от нескольких торчащих на болотине сухих листвяков не выдержал и выровнял машину раньше времени, так и не добившись исправления траектории снижения.
                Земля набегала, скорость была чуть больше расчетной, самолет шел чуть выше  чем надо, попутный ветерок подгонял, самолюбие не позволяло дать газу и уйти на второй круг; он додавил машину и приземлил ее на скорости, на два колеса. Поскотина приближалась, внутри все сжалось: выкатываемся!
                Метров за пятьдесят до поскотины командир, в отчаянной попытке замедлить бег, резко дал ногу и зажал тормоза. Опустившийся было хвост мотанул на сто восемьдесят, крыло накренившейся машины чиркнуло по земле, самолет затрясло, и в туче пыли мы остановились хвостом вперед.
                Как выдержали амортстойки, одному богу известно. Перепуганные пассажиры выскочили из машины, за ними выскочил капитан, обежал лайнер, осмотрел законцовку крыла… царапины… обошлось… 
                Я вышел следом, внутри все тряслось. Капитан, с белыми глазами, подбежал ко мне  и с гневом произнес сакраментальную фразу:
                –   А ты чего смотрел?
                Я потом подобные слова от иных капитанов слышал не раз. Да и только ли я.
                Особенностью Ан-2, как и всех самолетов с хвостовым колесом, было стремление машины юркнуть в сторону и развернуться, особенно, когда на пробеге пилот чуть упускал прямолинейность движения. Я подобных картин насмотрелся еще в летном училище и всегда старался строго выдерживать направление; бог меня миловал от подобных казусов.
                А тут я увидел, как командир использовал этот, видимо, привычный ему способ, для предотвращения выкатывания.
                По мне, так лучше уж выкатиться на малой скорости на несколько метров, ну, порубив винтом  жерди, чем на скорости загонять самолет в капотирование. Мы ведь чуть не перевернулись.
                Больше нам летать вместе не довелось. Но урок я усвоил: если уж берешься – так покажи руками! И умей сам отвечать за свои решения.

                *****


                Продолжение:  http://www.proza.ru/2015/03/16/1007


Рецензии
Уважаемый Василий Васильевич, здравствуйте!
Вспомнился один рассказ. Возможно, он будет Вам интересен, в тему.
Дам ссылку: http://www.proza.ru/2011/01/29/1446

Анатолий Шуклецов   27.02.2017 23:06     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Анатолий!

Хорошо написано. Мне эта психология отчасти знакома. Может, обучаясь "от противного", я строил отношения в экипаже совсем по-другому.

http://www.proza.ru/2015/03/17/555

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   28.02.2017 03:58   Заявить о нарушении