Белые чернила
Весеннее солнце жарило нещадно. По раскрасневшемуся лицу на седеющие усы и бороду Артура стекали капельки пота. Устал, не юноша. Он присел на корточки в тень прохладной земляной стены. Посмотрел вверх из свежевырытой могилы. По ярко-голубому небу плыли, словно лебеди, белые пушистые облака. Взлететь бы из роковой ямы, где неотвратимый приговор Смерти ждет каждого, и перелететь к дому, чтобы еще раз не идти между могил, где никакие другие мысли не приходят в голову, кроме одной: неужели придет и мое Время?
В юношеские годы, когда он проходил мимо кладбища, его охватывало гнетущее чувство страха. Даже весной, когда цвела кладбищенская сирень и проклевывалась синева ирисов, когда обновляли свежей краской памятники и оградки и последний приют людской становился не таким мрачным и жутким, Артура все же мутило.
Но постепенно по мере взросления Жизнь приучала к Смерти.
Однажды возле университетского общежития экскаватор рыл траншею и разворотил несколько гробов. Видно, на этом месте лет сто назад находилось кладбище. Студенты - лихой народ мигом достали черепа и всю ночь безудержно носились по комнатам, пугая друг друга. Кто-то предлагал сделать из черепов пепельницу, фонарь, бокал. Не думалось, что это были когда-то люди. Держал череп в руках и Артур (учился он тогда на втором курсе факультета журналистики). Да... не хотелось бы, чтобы его голова служила для кого-то пепельницей. Он верил тогда в высшее её предназначение. Проживет ли он жизнь достойно, будет зависеть только от него самого. Но, как в игре - перетягивание каната, - он держал один конец, а за другой ухватилась судьба. Кто кого?
После окончания университета, отработав три года, он вернулся в родной город. На крупном заводе стал редактором многотиражной газеты. В тридцать лет женился. При родах жена умерла. Не спасли и ребенка. С горя запил и не смог вырулить. С работы, естественно, уволили. Завелись, как вши, новые дружки. Пошли затяжные запои, будто осенние обложные дожди. Жил с матерью в однокомнатной квартире. Потом умерла и мать.
Порой нечего было есть. Тогда он брал газету и шел в ресторан. Заходил в обеденное время, когда толпился народ, дабы успеть перекусить за короткий перерыв, когда официанты не успевали убирать со столов.
Артур непринужденно заходил в зал, выбирал самый неубранный и заваленный посудой стол и, даже если за ним еще сидели один-два человека, все равно присаживался рядом, повернувшись к столу боком. Затем разворачивал газету, запрокидывал ногу на ногу и, откинувшись на спинку стула, делал вид, что изучая прессу, ждет официанта. Потом брал ложку и небрежно, как бы между прочим, зачерпывал остатки чужого супа.
Однажды, когда он отложил газету в сторону и с волчьим аппетитом принялся за похлебку, пригнув голову низко к столу, чья-то рука ухватила тарелку и уверенно потянула на себя... Артур ловко перехватил едва не ускользнувший обед и, не поднимая головы, чаще заработал ложкой. Тяжелая незнакомая рука легла на его плечо. Перед ним стоял верзила в белом коротком халате и поварском колпаке.
- А не прикажете ли кофе подать? - гоготнул «белый колпак» и потянул Артура из-за стола.
- Как вы смеете... - трепыхался Артур.
Верзила поволок его к выходу. Открыв входную дверь, он двинул Артура в спину, и тот растянулся на асфальте.
Жизнь промелькнула, словно короткометражный фильм. Его сокурсники по университету достигали профессиональных высот, разъезжали по за границам, становились редакторами солидных газет и журналов. А он жил, словно писал белыми чернилами по белой бумаге. Он нанимался копать огороды и могилы.
В дни просветлений вновь садился за книги, писал очерки, заметки, ходил по редакциям. Но недолго. Он напоминал лодочника, уставшего бороться с волнами и бросившего весла -пусть несет по течению, куда-нибудь да прибьет.
- Артур, ты там живой? - окликнул его сверху мужской сиплый голос. - Поднимайся, давай руку.
Наверху стояли двое мужчин неопределенного возраста. Они помогли Артуру выбраться из ямы.
- Ну, как там, подровнял хорошо? Василич будет доволен? - спросил Сиплый.
- Копал как для себя, - пошутил Артур.
- Рановато тебе еще, - сказал Сиплый и добавил, - с нами тут рассчитались: каждому по червонцу и пара бутылок с закуской. Помянем Василича.
- Помянем, - согласился другой, худощавый со слезящимися глазами, - хороший был человек, хоть и начальник, мать его так... Преставился по теплу, когда кругом такой цвет! А тут врежешь дуба зимой и мерзни в холодной могиле.
Мужики заканчивали вторую бутылку. Сиплый надрывно затянул песню:
И мать-старушка зарыдает,
Слезу смахнет рукой отец,
И дорогая не узнает
Каков танкиста был конец!..
- Да тише, ты, накликаешь... - осадил Худощавый.
- А! Все помрем. Наливай. По мне лучше б в крематории сожгли, урну выдали и порядок. Поставил дома и поминай на здоровье.
- Не скажи, - возразил Худощавый. То хоть кости после тебя останутся. Будут рыть траншеи под фундамент - глядь: кости! О-о! Жил когда-то на свете Венька Околот.
- Бывает, что и костей не остается, - решил поддержать разговор Артур... В Тибете, например, тело умершего рубится на части и скармливается птицам. А ещё где-то съедают своих мертвецов, думая, что в желудке друга лучше, чем в холодной земле.
- В эти места Веньке надо, - зашелся в смехе Сиплый.
- Я бы не хотел, чтобы меня и в морге резали, мать их так. Живем, живем, а зачем, кто знает? - плаксиво рассуждал Венька. - До рождения мрак и после смерти мрак. А посередине -свет. У кого яркий, а у кого тусклый. Зачем, а?
Артур усмехнулся:
- На твой вопрос не ответил ни один философ мира. Наверное, это нужно космосу. Да, мы пришли из мрака в яркий цветной мир. И какое счастье, что нам выпало жить: видеть бескрайнюю цветущую степь и слышать пение птиц, чувствовать прохладу ветвей и испытывать любовь к женщине. И как нам хочется удержаться в этом отрезке света!
- Ну, ты и поёшь - плакать хочется, - гоготнул Сиплый.
- А по поводу мрака я скажу: не стоит ужасаться, - продолжал Артур. - Ведь до рождения мы же не существовали и не делаем из этого трагедии, не вскакиваем ночью с постели в поту и не шепчем с перекошенным выражением лица: «Боже! Какой кошмар: я не существовал до рождения!» Так почему же, думая о мраке после смерти, мы не приемлем естественный уход? Не было нас и опять не будет. Надо только успеть своим светом осветить и согреть и другие жизни людей.
- Мне кажется, что я никогда не умру, - тихо сказал Венька Околот.
- Когда-то и я верил в бессмертие, - задумчиво проговорил Артур, - но стал замечать, что седеют волосы, разрушаются зубы, слабеет зрение, в общем, «процесс пошел». Об этом до ужаса здорово сказал тысячу лет назад Омар Хайям:
Ты еще жив и бахвалишься этим?
Ничего!.. Попадешь муравьям на обед.
- В общем, пожил и будя! Дай другим пожить, - подытожил Сиплый. - И что вы себе башку забиваете разной ерундой. Радуйся, Веня, уже тому, что просто живешь.
Привезли гроб. К копачам подошел распорядитель процессии.
- Как у вас тут дела?.. - спросил он.
- А как удод поет, - ответил Сиплый, - худо тут!
Стенаний слышно не было, лишь истерзанно рыдала музыка. Распорядитель сделал отмашку рукой, и она захлебнулась, всхлипнув помятым альтом и кашлянув медными тарелками.
Мужчины в черных пиджаках говорили, каким трудягой был покойный, продолжая на пенсии руководить и отдавать себя без остатка. Гроб накрыли крышкой, вновь заиграла музыка, и Сиплый стал заколачивать гвозди. Стучал он лихо, будто сбивал ящики на тарной базе. Артур подумал, что гвозди надо бы забивать в такт траурной мелодии: «Вам! Вам! Бам-бам!»
Гроб опустили в могилу и стали засыпать землей. Едва Артур успел сделать несколько взмахов лопатой, как ноги его посунулись по сыпучей, сухой глине и он, лихорадочно цепляясь за комья, сполз в яму. Все ахнули. Послышались шушуканья. Вскрикнула вдова.
К краю ямы подошла сгорбленная старуха, вся в черном, будто подбитый волочивший крылья грач и, глядя на Артура, громко сказала: «Дурной знак!» Она смотрела на него сверху вниз пронизывающим взглядом, и чуть заметная улыбка тронула морщины её лица.
Утром Артур решил побегать по редакциям и пристроить свои очерки и заметки. Едва он вышел из подъезда, как в него вонзился взгляд вчерашней черной старухи, которая сидела на скамейке с соседками. Взгляд старухи, как уголь раскалялся, а потом заволакивался «дымкой», словно скрывая какую-то тайну. Реплики старухи касались слуха Артура: «Вот этот, считай, мертвец. Я по запаху чую...»
Встречи со старухой стали раздражать. Артур уже не выходил по утрам, а выглядывал с балкона вниз и ждал, когда разойдутся. Скоро он перестал выходить из дома. «Если действительно произойдет то, о чем вякнула старуха, то почему именно со мной? - недоумевал он. - Чушь собачья!»
Навязчивая мысль о смерти, как заноза, засела в мозгу. Как-то поздно вечером он подошел к входной двери, чтобы проверить запоры и машинально выглянул наружу. В ужасе содрогнулся: у лифта стояла черная старуха. Он пересилил себя и вышел на площадку.
Старуха откровенно рассматривала Артура. Ему показалось, что она даже тихо хихикнула! Он подошел к ней вплотную.
- Пошла вон! - в истерике выкрикнул Артур и с силой толкнул её в грудь. Старуха, кувыркаясь, покатилась по ступенькам, как подбитая курица. Внизу, на следующей площадке, она затихла.
Артур, испугавшись, с оглядкой спустился к старухе: жива ли? Она лежала вниз головой с закрытыми глазами. Он наклонился и тронул её. Старуха приоткрыла веки и прохрипела: «Ты - мертвец...»
... Утром он выглянул в окно: внизу у подъезда стояла милицейская машина и толпился народ. Раздался звонок в двери. У порога стоял Сиплый и Венька.
- Готовься, дружок. Завтра будем копать. Макаровна ско-чевряжилась, - сообщил Сиплый.
- Жаль, что ты не пьешь, а то б поговорили, - добавил Венька.
«Неужели я её убил? Не может быть», - думал Артур.
Он пытался отвлечься, но - безуспешно. Целый день промаялся и только к вечеру уснул.
Ему приснилась его свадьба. Во дворе у подъезда накрыты праздничные столы. Народа собралось много: все веселятся, шутят и улыбаются. А он, молодой в новеньком черном костюме, держит за руку свою невесту. Она в белом платье. Воздушная, кружевная фата прикрывает лицо. Артур нежно гладит её маленькую, почти кукольную ручку, которая почему-то холодна. Кричат : «Горько!» Напротив его мама, улыбаясь, кивает головой, как бы говоря: «Ну, что же ты, сынок, засмущался? Все будет хорошо». Артур прижимает к себе невесту и открывает фату, целует новобрачную... но что это? Под фатой - старуха. Она хохочет и не отпускает Артура.
Он понимает, что свадьба - сон. Вскакивает с кровати, ищет выключатель, щелкает. Но света нет. Ему становится страшно. Он пытается кричать, напрягая силы. Кричит и, услышав свой голос, просыпается.
В квартире душно. Распахнул балконную дверь и вышел наружу. Солнце продирается сквозь каменные дебри зданий, отражается бликами в зеркальных стеклах.
Артур посмотрел вниз, и неотвязные мысли нахлынули вновь: «Жизнь и Смерть - две тайны... Они волновали людей во все времена. Волнуют и сегодня. И будут волновать вечно!
Люди, испытавшие клиническую смерть, уверяют, что якобы освобождались от физического тела и перемещались в пространстве. Затем попадали в темный тоннель, в конце которого виден божественный свет. А что же после света? Что дальше? Молчок. Всё чушь! Абсурд. Все это галлюцинации живого мозга, который умирает последним, после остановки сердца и дыхания. А если душа переселяется из одного тела в другое, то почему сознание не помнит о предыдущей жизни. Что толку в душе, если нет сознания? Сознание в мозгу, а мозг истлевает...»
Артур сжал перила балкона. Он жив: видит солнце, небо, ощущает дуновение ветерка, слышит пение птиц. А старуха мертва. «Человек один и человек другой. Как понять? Что значит «Я», и что значит «Он?» - продолжал размышлять Артур. - «Я» -то, что я чувствую, что созерцаю в данный момент. Остальное же за пределами моего зрительного восприятия не «Я», это -«Он». Такое впечатление: если я «Его» не вижу, значит «Он» (другой) будто и не живет, и не существует вовсе. Умирает кто-то, а я живу и буду жить дальше. Со мной ничего ужасного не приключится. Почему же? Потому, что это «Я». Такое вот простое объяснение. Какая наивность! А иного объяснения нет. И вместе с тем понимаешь, что ты - Божья тварь, частичка природы».
Внизу ранний жилец выносит мусор, другой пытается заводить легковой автомобиль. Скоро проснется весь дом, и в суете дня все окунутся в мелочные заботы. Им будет не до голубого бездонного неба, не до вишневого огромного солнца, не до полета мыслей. Полет...
Он где-то читал, что те, кто погибал в горах, сорвавшись вниз, в последний миг своей жизни испытывали состояние преображения. Они летели «сквозь светлые, голубые, величественные небеса».
«Может, выпрыгнуть? Испытать ощущение полета? - мелькнуло у него в голове. - Да глупости какие... Что я - идиот?..»
Он все же взобрался на перила балкона и выпрямился, придерживаясь одной рукой за верхний край двери. Какое-то магическое любопытство заставило его посмотреть еще раз вниз. Приторно-сладкое чувство страха пропитало Артура. «Прыгну, - он резко вдохнул полной грудью. Задержал дыхание. -Нет, нет, нет!» Отшатнулся назад. Голова слегка кружилась.Горели щеки. Так что же такое Смерть? Какие ощущения? Кто объяснит? Ни-кто! Только он сам сможет испытать и познать, что Это такое.
Оттолкнулся от перил. Уже падая, он еще раздумывал: прыгать ему или нет? Поток воздуха на несколько секунд перехватил дыхание. Невольно вырвался крик - длинный, как автомобильный сигнал. Глаза широко раскрылись. В воздухе его завалило на бок, затем на спину.
Сердце билось гулко и ровно, будто бой часов, отсчитывающих время...
Артур неуклюже лежал на влажном от росы асфальте с мертвенно-бледным лицом. Его широко раскрытые глаза смотрели вверх, правая рука заломилась, ноги раскинулись в стороны.
Подбежал мужчина, заводивший автомобиль, следом - другой, бросив ведро с мусором. Первый, пораженный увиденным, тупо твердил: «Ни хрена себе!» Второй, тронув лежащего за плечо, вкрадчиво спросил: «Ну, ты чё?..»
Артур с трудом приоткрыл рот:
- Придет и ваше Время...
Свидетельство о публикации №215031601133