Почему, мама?

      Пасмурно. Я сижу у окна в электричке. Вот она остановилась, а через минуту в вагон вошла женщина лет тридцати пяти, а рядом с ней, но не держась за руку, шёл ребёнок. Класс четвёртый. Они сели неподалёку от меня.

      Поезд тронулся. Вскоре за окном совсем стемнело, по стеклу забарабанил дождь. Почему-то мой взгляд постоянно возвращался к женщине с ребёнком. Сначала я подумал, что это мальчик, но присмотревшись, понял, что ошибся. Это была девочка, просто из-за коротко постриженных волос она походила на мальчишку. Но явно не это было причиной моего внимания.

      Взгляд. Взгляд этой девочки. Какой-то не по-детски задумчивый и печальный. Девочка села не рядом с мамой, она даже не смотрела в её сторону. Мать время от времени бросала обеспокоенный взгляд на ребёнка, но в целом не особо обращала внимание на своё чадо. Однако минут через пять женщина спросила:

      — Как у тебя дела в школе?

      — Нормально, — абсолютно безразличный ответ. Девочка даже не посмотрела на мать. Как странно. Может, они в ссоре? — Оценки хорошие, не дерусь, веду себя хорошо, с учительницей не припираюсь.

      — Ты выглядишь подавленной, — обеспокоенно заметила мама. Дочь глянула на неё как-то недоверчиво, усмехнулась уголком губ и пожала плечами, вновь отвернувшись к окну. Порывшись в своём рюкзачке, она достала оттуда довольно толстую книгу. По обложке я узнал «Властелина Колец». Необычный выбор для ребёнка. Хотя сейчас этот фильм очень популярен.

      — Не читай в поезде. Здесь плохое освещение. — строго сказала мама. Дочка не обратила на неё никакого внимания, а просто достала маленький карманный фонарик, прикрепленный к брелку, и стала светить им на страницу.

      — Что происходит? — голос матери стал требовательнее. Девчушка молчала пару минут, дочитывая страницу, а потом вдруг захлопнула книгу и спросила:

      — Почему ты ушла от папы?

      Женщина плотно поджала губы, взгляд её из обеспокоенного стал холодным.

      — Я уже говорила, это тебя не касается, — ответила она. Дочь в упор посмотрела на мать, сверля её упрямым взглядом ярких серо-голубых глаз. Это было не обычное детское упрямство. Нет. Что-то другое мелькало в глазах этого ребёнка. Обида. Досада. Вопрос.

      — Нет, касается. Я не хочу жить с ним. С твоим мужем.

      — Когда мы переезжали, ты этого не говорила. Вы же были друзьям, — заметила мать. Я понял, что это уже не первый их разговор на данную тему. Я осмотрелся. Лампа надо мной перегорела, поэтому я и выбрал это место. Люблю темноту. Так что меня не было видно, если не присматриваться. А больше в этом вагоне никого не было.

      — Да, были. И мне стыдно, что это так, — тихо проговорила девочка, опустив голову. Я сидел сбоку от них, на противоположном ряду сидений, и видел, как у девчушки в глазах блеснули слёзы. Я не понимаю, в чём дело.

      — Не устраивай истерику, — также тихо проговорила мать. Дочь никак не отреагировала, просто глубоко вздохнула и отвернулась к окну. — Тебе никто не запрещает видеться с отцом. Ты сыта, хорошо одета, у тебя есть дом. Что же тебе не нравится? — продолжала мать.

      — Да, я вижусь с отцом. Вот только он живёт за тысячу километров, и встречаемся мы раза три в год.

      До меня начало доходить. Похоже, родители девочки развелись, и мать с дочерью и новым мужем переехали в другой город.

      — С каких пор ты так к нему привязалась? — холодно спросила мать. — Раньше ты часто обижалась на него.

      — Потому что он – мой отец. Это нормально для ребёнка, мам, хотеть быть с папой.

      — А с матерью ты быть не хочешь? — чуть повысила голос женщина. Зачем вы давите? Ребёнок и так не плачет из последних сил, неужели не видно. У меня у самого трое своих, так что опыт общения с детьми немалый. Я хорошо их понимаю.

      — Я хочу семью. Вот и всё, — несмело прошептала девочка. Никогда я не слышал столько тоски в голосе ребёнка. Ни раньше, ни, к счастью, позже.

      — Она у тебя есть. Я, Влад и твой брат.

      — Нет. У вас есть семья. Я хочу к отцу.

      — Я твоя мать, и мне лучше знать, что нужно моему ребёнку, — твёрдо ответила женщина, глядя на всё ещё не смотрящую на неё дочь, и не замечая, что с каждым сказанным словом у ребёнка в глазах появлялось всё больше слёз. — Если ты хотела жить с отцом, то почему сразу этого не сказала? — строго спросила мать.

      — А ты меня спросила? Или послушала бы шестилетнего ребёнка? Ты ведь лучше знаешь, что мне нужно.

      Девочка вновь достала из портфеля книгу и углубилась в чтение, пряча мокрые глаза, а мать отвернулась и стала задумчиво смотреть в окно. Я понял, что она уже не в первый раз проигнорировала своего ребёнка.


Рецензии