Не очерствеют души...

                Не очерствеют души…

           Видимо, от того, что уже довольно долго живу на этом свете и многое повидала на перекрёстках жизненных дорог, всё же ещё хочется чего – то такого, что заставило бы поразмышлять, посмотреть на определённый аспект или ситуацию, увидеть человека или людей с новой, неизвестной мне ещё стороны. Хочется, как можно дольше смотреть на Мир своими глазами…  Согласитесь, это большое счастье – всё видеть, слышать, знать. И радоваться этому.
Так это делает жительница соседнего со мной подъезда Леночка Фёдорова. Сейчас ей 55, но все, кто её знает, продолжают называть её только «Леночка». Вот уже двадцать лет, как она овдовела: муж бесследно исчез, уехав на Север на рыбалку, оставив Лену с четырьмя детьми. Как она, бедная всё успевала, когда они были ещё совсем маленькими!? Работа медсестры наложила на неё свой отпечаток. Она очень близко к сердцу принимала несчастья других. По работе ей приходилось видеть  людей, абсолютно по – разному ведущих себя в критических ситуациях.
Отделение хирургии – это то место, где боли очень много всегда… В одно из дежурств Лена стала свидетелем того, как по «Скорой» привезли мальчика лет 10 – 11. Оказалось, что он ещё месяц назад заболел, и его мама стала лечить парня сама, дома. Сначала – таблетками, потом – уколами…  Время шло, малец слабел,  плохо ел и угасал на глазах. Когда утром мать решила поставить ему очередной укол, то увидела, что правая нога его стала чёрно – синей, а на месте старых уколов образовался нарыв.  Она и тогда не позвонила «03»… Ушла на работу, оставив его одного. Юра понял,что этот день станет последним в его жизни. Превозмогая боль, ползком он кое – как выбрался на лестничную площадку и стал стучать во все двери. Так он попал в « грязную» хирургию. Диагноз был страшным: гангрена обеих конечностей! Правую ногу почти по самое бедро отняли сразу же. Левую – двумя неделями позже, до колена. Состояние мальчишки было крайне тяжёлое. За это время к нему ни разу никто не приходил… 
Лена с первого дня стала, по – возможности, ухаживать за ним. Каждую свободную от работы минуту бежала к нему, такому слабому, бледному, худому и несчастному. Говорят же, что несчастье закаляет! Вот и этот мальчонка тянулся к жизни изо всех своих маленьких  сил. Он медленно, но, всё – таки поправлялся, учился быть без ног, стойко превозмогал боль, когда ортопед в первый раз попробовал закрепить протез на одной из ног.
Лена, узнав, что мать Юры не намерена забирать его домой, решила поговорить с ней. Но женщина категорически не шла на контакт, сказав, что никогда не любила его… А теперь, когда он никчемный физически – зачем он ей вообще!? Оторопев от услышанного, Лена решила, что должна найти хоть каких – то родных Юры! Зайдя в очередной раз в его палату, она поинтересовалась о родственниках мамы. Ответ Юры чуть не лишил её сознания. И его «мама», и он сам – детдомовские! Лена растерялась, запаниковала, не могла долго прийти в себя…
Шло время. «Мама» Юры написала официальный отказ от дальнейшего опекунства над ним, и вскоре уехала работать вахтовым методом. Тогда Леночка и решила, что этот ребёнок не должен снова оказаться в детском доме. Стала собирать бумаги, прошла столько инстанций и бюрократических препонов, что другой бы давно бросил всё это, но…не она. Наконец, усыновление оформлено и, казалось, всё позади. Но на этом испытания в жизни сердобольной женщины не закончились.
Накануне своего 45-летия, вернувшись домой с дежурства, она обнаружила повешенным одного из своих сыновей ( они у неё были двойняшки). Ему не было и шестнадцати… Они с братом учились в речном училище и всё, казалось бы, было хорошо. Лишь однажды его брат как – то осторожно сказал  матери, что тот стал рассеянным, задумчивым и однажды в училище упал в обморок… .  Лена поговорила с сыном, но он заверил её, что готовился тогда к зачёту и не выспался. Теперь, когда случилось это несчастье, выяснилось, что у сына бывали приступы эпилепсии, чего он очень стыдился и каждый раз умолял очевидцев ни кому не говорить о случившемся. Лена очень казнила себя за то, что из-за хлопот с Юрой упустила здоровье сына, не заметила, как он изводил себя за своё состояние.
Но…время лечит! Дочери уже исполнилось 25, и её личная жизнь складывалась довольно удачно. Сыну – скоро 16, мечтает продолжить учёбу в Академии водного транспорта в Новосибирске. А младший – 13 летний, грызёт науки камень в школе. Юра в их семье  «прижился» сразу, и заимел ласковое прозвище «малыш». Но, как и в любой семье, бывало всякое: ссоры, слёзы, недопонимание… Они всё преодолели, пережили и научились ценить самое дорогое – семью, каждого её члена с его достоинствами и недостатками.
Шли годы. Вот уже сыновьям 26 и 23, а « малышу» - 20! Он теперь один остался с мамой; старший – исполнил свои мечты и теперь ходит по морям. Младший – после техникума отслужил срочную и работает на заводе в Кургане. « Малыш» - упёртый и настойчивый мальчишка, обучился массажному делу, взял в аренду кабинет и лечит теперь людей, вкладывая в любимую работу всё своё умение, душу и сердце, как когда – то сделала по отношению к нему мама – Лена, которую он, не переставая, боготворит и называет только «мамочка».
Накануне 8 марта вышла на балкон с целью наведения порядка после зимы, и вижу такую картину: выходит Юра и начинает развешивать на верёвки бельё. Делает всё так тщательно, аккуратно и красиво, как далеко не каждая женщина и умеет… Потом проводит рукой по перилам балкона, что – то говорит себе под нос и тут же тряпкой протирает пыль. Такой вот хозяйственный и чистоплотный вырос парень!
Говорю ему: «Куда мамочку – то подевал, сам с бельём занимаешься?» А он мне: «Да вы что, не знаете мою маманьку? Побежала опять куда – то, без неё там не обойдутся..! А я решил стирку затеять, пусть хоть перед праздником свободней будет. Люблю ей сюрпризы делать…приятные!»

Слушала я его и так тепло сделалось на душе. Так радостно стало за  парня, что не обозлился на весь Мир из – за своей неполноценности, не стал попрошайкой уличным… Помню, Лена ещё года четыре назад мне сказала о том, что «малыш» как – то невзначай вспомнил, что у его бывшей мамы 8 марта – День рождения. Сказал, что, если бы она была где – то неподалёку – сходил бы к ней, поздравил, цветы бы купил… Ещё сказал, что ни обиды, ни зла на неё не держит. И ещё о том, что ведь она не виновата, что любить не умеет! А всё это потому, что и её никто никогда в детстве не любил, родителей своих она не знала, плохо ей было, наверное…!
Тогда я долго над этим думала. Нет, никого не осуждала – права судить не имею. Просто удивляет великодушие и доброта этого парня, способность простить, казалось бы, такое, что и прощать нельзя..!  « Тётя Таня, приходите ко мне на сеанс массажа! – Это будет моим вам подарком к 8 марта! А что, многие мамины знакомые уже побывали в моих руках, - хвалят…. Говорят, что у меня пальцы ласковые и кулаки пуховые! Да – да, так и говорят, приходите! Только заранее скажите, чтобы у меня « окно» было. Народу много сейчас, пока дачный сезон не начался. А потом, с огородами-то, некогда хворать!   С наступающим вас!»
Так мало человеку надо для того, что бы не чувствовать себя одиноким, ни кому не нужным! Достаточно нескольких тёплых слов, чтобы захотелось жить дальше, видеть каждое утро восход солнца, радоваться каждому дню, который, возможно, привнесёт в жизнь знакомство с новым человеком, способным поменять твоё отношение к окружающему миру, к проблемам в семье и многим другим вопросам.
Считаю, мне очень повезло в том, что я знаю такого человека – маму «малыша». Она для меня эталон русской женщины с большим и добрым сердцем, каких, конечно, много на земле. И пока такие люди есть среди нас – Мир будет жить. Ведь доброта – была  и остаётся главным в отношениях людей, и, надеюсь, наши души никогда не очерствеют!


Рецензии