Светлой памяти Владимира Даля

ОТ АВТОРА

С самого детства я любила сказки, и не только слушать, но и сама рассказывать. Мне вспоминаются далекие военные годы. Темно в комнате, на окнах - светомаскировка, слабый колеблющийся огонек коптилки отбрасывает бледно-желтый, мерцающий свет на лица моих слушателей. Мне восемь или девять лет, и я рассказываю очередную сказку. А мои слушатели - всё взрослые люди, соседи по дому, боязливо ожидающие объявления очередной воздушной тревоги. Я фантазирую вовсю. И в моей сказке веселый, удалой солдат Ванюша каждый раз непременно побеждает злобного колдуна с тысячью ногами и тысячью головами. И войне сразу же приходит конец.
Потом началась моя взрослая, серьезная, суетная жизнь, и о сказках как-то забылось. Но вот однажды на библиотечной полке я случайно натолкнулась на книжку в синей, тисненой золотом обложке. Открыла и уже не могла от нее оторваться. Это был сборник пословиц и поговорок Владимира Ивановича Даля.
Во мне всегда жил этот особый интерес к острому народному слову-словцу, возможно потому, что я много ездила по стране, бывала в самых дальних и, казалось бы, забытых Богом и людьми, глухих ее уголках. И везде я с интересом прислушивалась, как говорит народ. А наш народ умеет говорить. С виду вроде бы простой, малограмотный человек, уж какое тут высшее образование, а язык - яркий, образный, так что невольно позавидуешь. Если ты ленив, то обязательно скажет: «Тебе только мух ловить, да в лапоть звонить». А уж коли ты оплошал, то и тут найдет, что сказать: «Эх, Зиня, не ходи разиней». Или и того образней: «Хватился шапки, как головы не стало».
И вот, когда держала я в руках томик Даля, произошло удивительное, необъяснимое для меня самой, соединение пословицы со сказкой. А ведь мне казалось, что сказка уже окончательно ушла из моей жизни, однако, яркий образный язык народных пословиц, с великой любовью собранных в книге Даля, открывал мне вновь дорогу к НЕЙ.
Так вот и родились мои сказки ПО ПОСЛОВИЦАМ В. ДАЛЯ


Рецензии