Дом без крыши

Умерли у Ивана родители, и он остался один в доме. Дому тому уж не менее ста лет было. В незапамятные времена его строили, кривой он был, того гляди набок завалится, с худой, дырявой, как решето, крышей и такими же дырявыми окнами, сквозь которые по осени, будто паровозный свисток, свистел налетающий ветер. Благо, что теперь было лето: дождь прольется, а солнце тут же и высушит. И ветер, конечно, в разбитых окнах частенько свистел, но как-то по-доброму, походил этот свист больше на соловьиное пение.
Давно уже надо было Ивану заняться домом, когда еще живы были  его старики-родители. А он все на печке дремал. Соберется бывало отец с духом, скажет:
- Ты чо, Иван, все спишь? Дом-то того гляди на голову свалится…
А мать тут же боязливо замашет на него руками:
- И-и, старик, ты сам-то чо? Пущай отдохнет да отоспится. Жизнь-то у Ивана вся впереди, еще успеет, наработается…
И остался Иван один. Не захотелось ему с печи слезать, непривычно как-то. Набросил он на себя то, что рядом под боком лежало, да и задремал. День дремал, два дремал, на третий день загудело, заурчало у него в пустом животе. Перетащил он тогда на печку все оставшиеся в кладовке банки с вареньем, не забыл и ложку прихватить, да самую большую. Залезет ложкой в банку, наберет полную и - в рот. Потом лежи себе сколько хочешь да гляди в потолок. Потолок черный, прокопченный, изрисованный множеством забавных картинок. Если приглядеться, то одно и то же пятно можно принять и за медведя, и за барыню в шляпке, и за гриб, затерявшийся в густой траве. А надоест смотреть в потолок, перевернись набок и спи себе, хоть до утра.
Смотрел, смотрел на Ивана живущий за печкой сверчок и ,наконец, решился. Старая хозяйка радовалась его незатейливой песенке, бывало скажет: «Ишь ты, застрекотал, голубок!» - а этот лежит себе, бревно-бревном. Подскочил сверчок к Ивану, помялся, поскреб лапкой свой гладкий полированный затылок и выпалил: «Прощай, ухожу, не поминай лихом!»
- Уходи, уходи, - говорит Иван. - Что с тебя взять? Не нужен ты мне вовсе!
- И уйду!
И ушел сверчок жить в соседний дом, веселить детвору, которой было там полным- полно.
А к вечеру, глядя на сверчка, забеспокоилась и старая мышь. Голодно стало в доме. Не то что сухой корочки, но и свечного огарка нельзя было теперь сыскать ни в одном его углу. Забралась старая мышь на печь к Ивану, горестно обхватила лапками исхудавшую мордочку, помедлила, помолчала. И выкатилась из ее замутненного голодом, полуслепого глаза горькая слеза.
- Прощай, Иванушка! Ухожу!
- Иди, иди! Давно бы так! Скребешься, скребешься… Тоска от тебя да и только…
- И уйду!
Сползла старая мышь с печи и поплелась искать хлебную да сытную жизнь.
А ночью случилась беда. Налетел ураганный ветер, да такой злой, такой напористый. Сорвал он с Иванова дома крышу и унес в неведомо какие края. Проснулся Иван среди ночи и увидел вместо черного прокопченного потолка  -  ночное небо, все словно просыпанным горохом усеянное множеством звезд. Прикрыл он голову тем, что лежало рядом, повернулся набок и опять заснул.
Если б ветер не сорвал в ночи крышу с дома, то все так бы и осталось. А тут солнце, взойдя, заглянуло к Ивану и обомлело. Лежит на печи, прикрывшись тряпьем, грязный, лохматый, обросший человек. Постояло над ним солнце, подумало, тяжко вздохнуло: «Не иначе как больной!» Торопилось, спешило солнце, множество дел ожидало его на Земле. Однако на прощанье пожалело Ивана и обогрело своим добрым теплым лучом.
Заглянуло солнце к Ивану на следующее утро. Глядит, а он уже проснулся. Сидит, выскребает варенье из очередной банки. А ложка так велика, едва в рот влезает. Подивилось солнце, развело руками, пожало плечами: «Вот те раз!» Не понравилось ему все это. И так запечалилось, так загрустило солнце, что спряталось за облака и целую неделю не показывалось, а когда выглянуло снова,  видит: сидит Иван все в той же позе, свесив ноги с печи, и на коленях держит банку с вареньем. Ложка вывалилась у него из рук, а слезть за ложкой с печи ему лень. Вот он и достает варенье из банки рукой и, как медведь лапу, руку свою лижет.
Рассердилось солнце, собрала свои лучи и сожгло Ивана. И осталась на печи рядом с пустой банкой из-под варенья всего лишь горсточка серого пепла.

1. Без дела жить - только небо коптить.
2. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
3. Кто много лежит, у того бок болит.
4. У него лень за пазухой гнездо свила.
5. Хорошо ленивого по смерть посылать.
6. Кабы мужик на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал.
7. Отчего казак гладок? - Поел да и на бок.


Рецензии