Словохотов Л. А. Часть работы о Степном

Части из работы Л. А. Словохотова 499-563.

Светлому, неизменному другу Л. Н. Словохотовой
эта работа посвещается Л. С.

Теперь, когда в Издательстве Всероссийского Союза Крестьянских Писателей вышло в свет десятитомное собрание сочинений Николая Александровича Степного, получается впечатление, что он предстал перед читателем во весь зрелый писательский рост и мы имеем перед собой как-бы половодье его литературного творчества. А раз это так, то теперь-то и своевременно озаботиться иллюминировать фронт, позиции и достижения этого долговременного участника армии советской прессы. Теперь-то и своевременно углубленно разобраться в его подлинных замыслах,  перспективах и тем самым попытаться подвести баланс социальной значимости оригинального работника художественной мысли и пера и выдвиженца на литературное поприще из низов народа.
Другой побудительной причиной детальнее расчистить дорогу для всестороннего понимания, исследования и популяризации творчества Н. А. Степного является то обстоятельство, что в конце 1929 года исполняется двадцатипятилетний юбилей неутомимой, напряженной, искренней, культурной работы воли и ума Н. А. Степного у профессионального станка крестьянского писателя.
Выше, по адресу писателя Н. А. Степного брошены были слова, где он назван оригинальным работником художественной мысли и пера.
Остановимся на этом.
Оригинальным человеком обычно принято называть того, кто общаясь с другими, не идет слепо по их следам, а прокладывает  особенный, отличный от других своеобразный путь жизни и на фоне определенной социальной среды и социального окружения, плетет, может быть и не великолепную, но свою корзину мысли.

500.
Человека нельзя рассматривать вне связи и взаимоотношений с окружающей средой. Но так уж судьба случила, что жизненный путь Н. А. Степного — сиротская, одинокая, бедняцкая судьбинушка, - морюшко бед, - насыпная горка всякого рода приключений на территории от минаретов Самарканда до полей Шампани во Франции и обратно. Мятелица, да не одна, вьюга, да не малая, тучи, да грозовые, не раз проносились над головой Николая Александровича.
А если, несмотря на это, на портретах заснято простое открытое, добродушное лицо Степного, а во всех литературных произведениях он хочет пленить вас призывами: «жить всеми клеточками тела и души», и «работать, работать, работать», то объясняется это тем, что Степнойчеловек с особым горизонтом. Личное, в мышиной суете будней, всегда было для него второстепенным и, наоборот, во всякое время и во всякую пору, по компасу своего настроения он был с массами и радостно шел в атаку, как за каждого отдельно взятого униженного и оскарбленного, так и за победимость общественных и коллективных начал жизни.
Вот эта постоянная душевная весна в груди, эта юношеская бодрость Степного, бодрость молодцеватого всадника на бодром осанистом коне и есть првая оригинальная черта мастерства Николая Александровича. Степной автор бодрых книг, книг непоколебимой и мужественной веры в строительство жизни на лучшее.
Оселок, на котором Степной точи и правит острие своего пера — нынешний день и его боевые вопросы по месту нахождения и переживаниям писателя. Поэтому и при свободном выборе темы, Степной, с сердцем художника, работал и работает по стойким психологическим заданиям своей современности. Невольно, вне какой указующей руки, он выполнялтот социальный заказ, который пал на его плечи.
Отсюда, в эпоху безнадежности общественных исканий, чеховских и андреевских тупиков 1906-1907 годов, он находит амоутешение в героических сказках киргизской степи о красе всего урочища Толеобоя-Патиме или о башкирском витязе — силаче батыре Идельбае. На десятилетие позднее, когда многие сограждане Стпного были опоены микстурой воинской славы, он, Степной, в противность господствующим тогда общественным настроениям, выпускает антимилитаристические, направленные против права куска свинца «Записки Ополченца», проведенные Максимом Горьким в газете «Новая жизнь». Когда же, спустя пять лет после того,
501
заволжье проехала колымага смертоносного голода, Степной, не боясь правды-матки, пишет роан «Перевал», где, как иголками колит наши нервы и жжет наше сознание фактами заслушания докладов об исследовании людоедства и строками вроде подобных:
цитата.
Вот эта смелость, мужество Степного отразить, отзеркалить общественные сцены и настроения в период бедственных и стихийных проявлений и составляют следующую характерную черту его творчества.
Нормально художник воспитывается своим классом на протяжении всей жизни его.
У Степного, по автобиографическим данным и книгам его, нельзя установить опредленного динства классового самовоспитания. Сын волостного писаря и мельничихи он весь был боль и ушиб текущего момента. Кровавыми слезами, а не пером написаны им романы - «Семья», «Перевал», «Пролетарий». Подоснова, подстенок, закладка у него фундаментальная, крестьянская, и как сам крестьянин, во время путешествий по деревням и селам Средне-Волжской Области, он и в 1929 году выкрикивает:
цитата


Рецензии