История 63. Про перестройку

История шестьдесят вторая
Про Перестройку и про меня в Перестройке


Уверен, что мои читатели в своём подавляющем большинстве прекрасно помнят  перестроечные времена. Эх, как всё было интересно и захватывающе-авантюрно! Жили-жили себе по заветам Ильича, а тут бац — и, как оказалось, неправильно жили! Так неправильно, что сами себе врали, дескать, живём мы лучше всех людей на Земле, а в особенности — лучше папуасов с островков Киритимати, которые кроме кокосовой копры да рыбы ничего в своей жизни не ели, не говоря уже о, скажем, колбасе «Останкинской» или о сырках «Дружба». У нас-то ведь всё это было почти в изобилии, хотя кое-что, конечно, продавалось либо по талонам, либо из-под прилавка. Но надо смотреть правде в глаза - той Правде, которой мы не могли насытиться все перестроечные годы — у нас ведь до Перестройки Правды почти не было! Всё было — нефть, газ, бензин (которого, впрочем во время посевных и уборочных работ тоже почти не было), даже секс временами присутствовал, а вот Правда подкачала.

Вспомните, как прилипали мы к экранам телевизоров, к радиоприёмникам ВЭФ, как жадно расхватывали газеты во время горбачёвских съездов! Мы, изголодавшиеся по Правде, вдруг неожиданно утонули в ней «с ручками». Оказывается, и Сталин с Берией были кровавыми убийцами, и голодомор в России и на Украине был и не единожды! И великие учёные и любимые народом артисты прошли через ГУЛАГ, а некоторые до него и вовсе не дошли!

Правда! Демократия! Свобода слова! Нам не верилось, что правда — Правда, что  свобода слова — свобода Слова, что демократия - …
Приехали, слазьте.

В 1986 году трудился я молодым старшим помощником капитана на танкере «Румбула». Я уже упоминал о нём неоднократно в своих «историях» и повторяться о многотрудностях работы на нём не буду. Напомню только о том, что возили мы на промысел в район Центрально-Восточной Атлантики (ЦВА) топливо промысловому флоту и работа эта мне очень нравилась! Во-первых, потому что «забойный» график — промсуда стоят в очереди, а мы, сами такие очень важные, грозно указываем им — кто за кем и когда должен подходить к нам на бакштов. Во-вторых, потому что на раздаче топлива ты чувствуешь себя нужным очередному промысловику, а значит и всему флоту! В третьих, мы вносили своё посильное участие в кормление Страны рыбой! В четвёртых, ну, это так... к слову... - каждые две недели заход на Канары, а это отоварка, пиво и быстротечный отдых после напряжёнки на промысле.

В самый разгар борьбы с пьянством мы зашли в очередной раз в Лас-Пальмас за топливом. Отстояв вахту и имея пару-тройку свободных часов, я и матросы моей вахты пошли в город. К слову — уже отменили «русские тройки» и в увольнение можно было ходить даже по одиночке! Но нам это было непривычно до неприличности. Уже то, что ты мог САМ выбрать себе попутчика, а не идти в группе с товарищами, назначенными первым помощником (комиссаром), казалось вершиной свободы!
Накупив часов «Сейко» с семью мелодиями по цене рупь за ведро, мы отправились на индусский базарчик попить пива с орешками. Там всегда тусовались моряки с судов, стоящих в ремонте на судоверфи «Остекан». В этот раз в глаза бросилось их малое количество — человек пять, не более. Они насторожились, увидев нас, но, когда мы заказали пиво, ребята успокоились.

Мы разговорились и узнали от них, что на заводе организована «народная дружина» по подобию нашей ДНД — помните? И в её состав входят комиссары и старший командный состав ремонтируемых судов. Напомню вам, что в эти годы злобствовал сухой закон на шестой части суши, но его метастазы достигали и благословенных островов не только в Атлантическом Океане!

Итак, мы сидели и пили пиво, беседа текла если не задушевно, то конструктивно — сколько на пай и почём в рижском «Альбатросе» скупают боны. 

Внезапно ребята засуетились и растворились в вечерних сумерках, а перед нами выросли три упитанных и не склонных к быстрому передвижению товарища:

-Вы с какого судна? - строго спросил меня, по-видимому, самый главный.

-А тебе зачем? - наивно поинтересовался я.

-Мы — бригада дежурных по городу! Вы нарушаете общественный порядок, пья (!) пиво во времена сухого закона! Предъявите ваши паспорта!

-А разве в Испании тоже сухой закон? - решил я постебаться, имея на это полное юридическое право.

Главный в упор уставился на меня, словно не понимая, откуда доносится этот писк? Мне стало не то, что бы страшно, но волнующе-азартно:

-Докажите-ка, товарисч, правоту своих полномочий! Есть ли у вас постановление Совета Министров СССР или, на худой конец, распоряжение мэра города Лас-Пальмас о запрещении распивания пива на индусском базаре советскими моряками?

Я с удовольствием наблюдал весь спектр цветов, заигравших на лице главного. Его спутники стояли чуть в стороне, явно не желая вмешиваться в процесс. Я их прекрасно понимал — назначенные по списку, они бы и сами с удовольствием отхлебнули по паре глотков пивца, жарко ведь, хоть и вечер!

Один из моих матросов — он не был, подобно мне, лириком, и сразу взял быка за рога:

-Вы чё, в натуре, мужики? Или вас бабы не любят, или в торец давно не получали?

Дежурные явно смутились. Даже старший. Так и стояли мы с минуту трое против троих и перевес был на нашей стороне! Почему? Да хотя бы потому, что из нашей тройки только я был интеллигентом по должности, а мои моряки проходили по «рабочей сетке», имея: один- кулаки сорок шестого размера, второй — недавнюю службу в морской пехоте.

В общем, они нас не победили и ретировались с глухими угрозами «показать нам кузькину мать во всех ракурсах и возрастах». Последнее испугало нас больше всего предыдущего противостояния и мы отправились на судно, поминутно оглядываясь с целью определения слежки.

Поздно вечером мы покинули всегда гостеприимный порт и думать забыли о неприятном инциденте .

Когда мы вернулись в Лас Пальмас за очередным грузом, то узнали, что две недели назад на всех судах был проведен повальный «фейс-контроль» - думаю, что искали нас.

Мало-помалу рейс приблизился к своему логическому завершению и мы ошвартовались в рижском морском рыбном порту.
Отчёты, дурацкая комплексная проверка, на которой явно хотели «завалить» экипаж и не выплачивать по её результатам премию за рейс — всё мы прошли с доблестью, хоть и с превеликим трудом. Верно ведь говорят, что моряка не шторма  убивают, а береговые инспекции!

Только-только отдышались мы после проверок, как вдруг на борт поднялись корреспонденты с радиостанции «Атлантика». Пришли, понимаете, за правдой-маткой, а то её как-то им вдруг стало не хватать без танкера «Румбула»!

Капитан вызвал меня к себе в каюту, представил корреспондентам и пообещал, что старпом, мол, владеет ситуацией не хуже первого помощника, который так некстати слинял с борта с доносами на недонесённых членов экипажа в контору. У каждого своя работа, чего уж тут... В качестве моральной поддержки мне в помощь определили электромеханика, являющегося по совместительству профоргом судна и второго механика — председателя судового комитета. Гласность гласностью, но неизвестно, что старпом может ляпнуть по своей тупо-глупости.

И началась тягомотина:

Скажите, как вам работалось в этом рейсе? - они.

-Отлично! - я.

-Экипаж дружный? - они.

-Ага! - я

-А проблемы в рейсе были? Или конфликты? - они.

-Не-а! - я.

Мой последний ответ им пришёлся явно не по вкусу! Смешные люди! Ну как можно обойтись без конфликтов, полгода находясь в заточении на стальном острове и имея экипаж в количестве аж тридцать три головы, четыре из которых принадлежат женщинам? Да и какое их дело?

Тогда они зашли с другого бока:
-А с промысловыми кораблями случалось конфликтовать?

-А что с ними конфликтовать? - я даже растерялся, - подошли, взяли бункер, подписали бумаги, отошли что тут конфликтного?

Но! Это слово-провокатор «но» вечно вмешивается в мою судьбу! Но я почувствовал, что где-то внутри меня появляется азарт и ничто не может помешать ему разрастись и выплеснуться наружу очередной противостарпомовской гадостью!

-Так-таки и никаких конфликтов? Вы не забывайте — у нас на дворе гласность наступает на пятки перестройке, поэтому нужно вскрывать язвы застоя и костности!

Профорг и предсудкома нервно задёргались. Я их понимаю, они были гораздо старше меня, а у профорга (латыша) до сих пор много родственников в Сибири...

Всё-таки, работать корреспондентом — это не только в сопатку интервьюиромому микрофоном тыкать! Надо ещё улучить правильный момент, когда «замикрофонить». Мои визави были профессионалами...

-Конфликты? Ну да, были. Вернее, не конфликты, а непонятки. - меня начала потихонечку разгонять в плохую сторону моя же бестолковая натура. - Да, непонятки! Я не понимаю, почему мы, следуя из Риги на промысел, заливаем в танки флотский мазут Ф-5, на который молятся наши промысловики, но по пути заходим в Гамбург и там его сливаем, бункеруясь взамен асфальтово-гудроновой суспенсией, которая и на мазут-то не очень похожа, и раздаём эту гадость промсудам? А ведь многие траулеры прямо с новостроя рыбачат, у них гарантия и они должны работать на том топливе, под которое адаптированы их двигатели. Представьте сами — мы сливаем им чёрт-те что, они не могут отказаться, вопят, но берут, потому что рыбу всё-едино ловить надо, потом движки клинят и суда на буксирах тащат в Лас-Пальмас на уже не гарантийный ремонт! Какая гарантия, если сам экипаж двигатель ухайдокал? Тратятся бешеные деньги: судно не выполнило рейсовое задание, дорогостоящий ремонт, оплата «Договора о спасении» буксиру, отсутствие в районе промысла спасательного буксира на время буксировки «инвалида» в порт, что тоже чревато... В общем, полный набор минусов!

Ох, если бы вы видели, как занервничали мои профорг и предсудкома! Если бы вы видели, как азартно-хищно напряглись корреспонденты!

-Это бомба! - в то время я знал это слово только в его буквальном значении, но понял, что попал или в точку, или в очередное дерьмо по своей неистребимой привычке. - Материал  выйдет в эфир через две недели, мы вам обязательно позвоним! - клятвенно заверили корреспонденты.

-Не утруждайте себя, мы послезавтра на полгода в море уходим! - умерил я их пыл.

Мы ушли в море и я, конечно, не слышал эту передачу, хоть радио «Атлантика» и присутствовало в ежедневном информационном меню экипажа.

Вернувшись из рейса, от своих знакомых я узнал, что это интервью было в эфире и на вопросы, поставленные мной, отвечал сам товарищ Диев, курировавший вопросы топливообеспечения в Запрыбе. В своём ответе он порадовался тому, что очень приятно, когда молодые специалисты так живо интересуются проблемами жизнедеятельности рыбопромыслового флота! (Это он обо мне! Это я живо интересуюсь!!!) НО!!! Молодой специалист, к сожалению, не знает, что, выгружая хороший мазут в Гамбурге, мы тем самым пополняем золотой запас нашей Родины!

Ответ, конечно, исчерпывающий! Только вот по моему мнению — мы трижды опустошали золотой запас нашей Родины по причинам, которые я изложил выше.

В общем, с тех пор мне уже не пришлось работать на танкерах. Сам не знаю, почему...

Перестройка? Гласность?

Не смешите мои тапочки!

07.03.2015
порт Маалой - Норвегия
             


       


Рецензии
Перестройка - штопор советской экономики.

Орлов Евгений Александрович   13.11.2023 16:38     Заявить о нарушении
Скорее не штопор, а пике!

Виктор Румянцев   13.11.2023 17:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.