Проблема нравственного выбора в р. Судьба человека
На чём же основывается эта моя позиция?
Бесспорно, Шолохов писатель первого ряда. Персонажи в его великих романах навроде «Тихого Дона» или «Они сражались за Родину» в поступках, в речах, в мыслях очень похожи на живых людей, хотя и в этих совершенно казалось бы неоднозначных натурах, чувствуется определённая однобокость, судя по всему передавшаяся им от сочинителя. Вот и герой рассказа «Судьба человека», как покажется иному читателю, обладает всеми чертами присущими зрелой личности. Он вроде бы и говорит как настоящий рабочий, и думает как настоящий рабочий, он во всём ведёт себя как человек пролетарского происхождения, но притом он – герой. От героев же всегда «пахнет» литературой, фантазией. Герои всегда противоестественны.
И хотя Шолохов на протяжении всего действа старается соединить в Соколове героя и человека, выходит неубедительно. Начинается эта нравственная экспансия уже с заглавия. «Судьба человека». В этих двух словах сосредоточена вся мораль Шолоховского текста. Читатель, по задумке автора, к концу повествования должен с неизбежностью прийти к мысли, что человеком может именовать себя лишь тот, чей нравственный выбор всегда основан на чувстве долга и моральной ответственности. Но в жизни так не бывает. Errare humanum est – писал Аристотель две с половиной тысячи лет назад и будь Андрей Соколов живым человеком, а не героем Шолохова, он бы не прекратил пить из любви к жене, или бы он не убил предателя в стенах церкви, а может быть он не поделился бы хлебом с сокамерниками, проще говоря он не был бы столь безупречен, и тогда в нём можно было бы разглядеть человека. Я не верю ни Шолохову, ни его герою и потому для меня не существует проблемы нравственного выбора в этом фальшивом произведении.
Свидетельство о публикации №215031602200
В нем правдиво показан характер истинно русского человека.
Владимир Денисов 3 26.10.2023 04:39 Заявить о нарушении