Киевская Русь это мать городам русским или только

Когда читаешь утверждения некоторых историков, что Украина не имеет отношения к Киевской Руси, к славному и легендарному периоду истории славянства, остается только дивится, как легко переиначивается и без того переиначеное прошлое нашей страны. Казалось, что в советское время усилиями крупнейших ученых удалось прояснить некоторые спорные и неясные моменты Древней Руси, но нет, сплошь и рядом встречаются утверждения, что только Россия имеет право на "родство" с Киевской Русью, а вот Украина, де, как и Белоруссия, не имеет к этой тысячелетней Руси никакого отношения.

 Также с удивлением читаешь противоположное мнение, особенно в современной Украине, что, оказывается, именно Россия не имеет никакого отношения к Киевской Руси, которая "принадлежит" целиком только Украине. Утверждается также, что  украинцы и  русские не только разные, но и разнонаправленные по развитию народы, которые различаются и по происхождению и по исторической государственности.  Не буду приводить обоснования взаимоисключающих утверждений, сошлюсь только на мнение самого компетентного историка , академика Б.Д. Грекова, который написал фундаментальный труд по этой проблеме — "Киевская Русь" (1949 г.), в котором  затронул и вопрос о политическом строе древних славян. Доказывая преемственность русской государственности и Киевской Руси, исследователь отмечал следующий несомненный исторический факт.
 
    "Очень важно обратить внимание еще на одно обстоятельство: былины Владимирова цикла, т. е. былины о Киеве и Киевском, периоде истории нашей страны сохранены для нас не украинским, а великорусским народом. Они поются в бывших Архангельской, Олонецкой и Пермской губерниях, в Сибири, в Волжском низовье, на Дону, т. е. там, где русскому народу жилось легче, где гнет крепостного права был слабее, либо его совсем не было. И этот интерес к своему далекому прошлому среди великорусского народа, эта заслуга сохранения ценнейших и древнейших фактов из жизни народной говорит нам о том, что Киевская история не есть история только украинского народа. Это период нашей истории, когда, складывались и великорусский, и украинский, и белорусский народы, период, когда выковывалась мощь русского народа, период, который, по выражению Ключевского, стал «колыбелью русской народности».

С момента появления этой книги, конечно, историки проделали огромную работу, пополнили знания о древнейшем периоде нашей истории многими фактами, внесли по ряду вопросов существенные уточнения. И работа  продолжается. Вместе с тем, фундаментальный вывод, сформулированный академиком Грековым, мне представляется, остается справедливым и обоснованным и в настоящее время. 
Вот этот главный вывод, цитирую:

    "История Древнерусского  государства — это не история Украины, нe история Белоруссии, не история Великороссии. Это история государства, которое дало возможность созреть и вырасти и Украине, и Белоруссии, и Великороссии. В этом положении весь огромный смысл данного периода в жизни нашей страны" (Б.Д. Греков. Киевская Русь. М., 1953, стр. 11).


Рецензии
Понравилось.
Спасибо.

Елена Лях   16.03.2015 23:34     Заявить о нарушении
Рад, что проявили интерес. В условиях небывалой политизации российского общества и украинского общества приходилось следить за каждым своим словом и внимательно отбирать ссылки на труды известных историков.

Владимир Разумов   19.03.2015 15:56   Заявить о нарушении
Прекрасно. Это добавляет ценности.


Елена Лях   19.03.2015 23:49   Заявить о нарушении
\украинцы и русские не только разные, но и разнонаправленные по развитию народы, которые различаются и по происхождению и по исторической государственности\ -
«…Панувала... Ой Богдане!
Нерозумний сину!
Подивись тепер на матір,
На свою Вкраїну,
Що, колишучи, співала
Про свою недолю,
Що, співаючи, ридала,
Виглядала волю.
Ой Богдане, Богданочку,
Якби була знала,
У колисці б задушила,
Під серцем приспала.» - Т.Г.Шевченко - 9. X. 1843 Березань

Пётр Билык   14.04.2015 20:02   Заявить о нарушении
Изыде сеятель сеяти семена своя.

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич. (А.С. Пушкин. Собр.соч. в 10 томах. М.,1974, т.1, стр.215)

Владимир Разумов   15.04.2015 10:45   Заявить о нарушении