Зеленый глазок светофора. Какого цвета менталитет?

      
       
        Записки публициста
   
       Мне довольно часто вспоминаются крылатые фразы некогда известного политического лидера,сподвижника первого президента России  нового демократического разлива, Виктора Степановича Черномырдина. Сам бывший премьер-министр в риторике очень косноязычный,порой выдавал на гора такие перлы,что от удивления закачаешь головой. Особенно ярко характеризует  такое выражение:
    «Хотели как лучше, а получилось, как всегда!»
     И действительно! Почему разумные и добрые начинания бывают разбавлены легкомыслием,чиновничьей бюрократией и головотяпством? Почему во многих мегаполисах стоят заводы и фабрики, почему селяне в деревнях беспробудно пьют, а шоссейные трассы мелькают свалками промышленных и пищевых отходов? Почему горожане не любят соблюдать правила дорожного движения и прут  не через пешеходный переход, а где придется? Почему, почему, почему? Вот я и решил в этой статье поразмышлять на эти темы.  Я уже около двадцати лет живу в Западной Европе,много езжу по миру и все время наблюдаю за тем, как живут люди, как они ведут себя в социуме, что их больше всего волнует.

                Даешь зеленый!

  Каждый Божий день  я по делам куда нибудь спешу. Своей машины у меня нет,поэтому вынужден пользоваться общественным транспортом. И вот какую  картину я ежедневно наблюдаю. У « зебры» стоит людская толпа, ждущая зеленого сигнала. Никто не порывается перейти дорогу ни на красный сигнал, ни на желтый. Германия- полицейское государство, а это означает, что абсолютное большинство ее граждан-люди законопослушные, вежливые и толерантные. Не дай Бог, в последнюю секунду появится здесь полицейский и выпишет штраф. И дело  не в сумме,такое нарушение грозит  пешеходу лишь потерей всекго пяти евро. А делается это очень просто. Человек протягивает  офицеру полиции свою кредитную карту, тот проводит ее через портативный терминал и вся процедура. Ну, а если у пешехода не оказалось банковской карты с собой, тогда составляется протокол по всей форме. Как правило,люди не любят этих проволочек и стараются закончить конфликт миром. За восемнадцать лет жизни в Германии мне несколько раз приходилось наблюдать за тем, как ретивые пешеходы, все больше наши бывшие соотечественники или граждане из восточных стран, перебегали дорогу в неположенном месте. И им это сходило с рук. В других странах Европы я тоже видел уважительное отношение пешеходов к правилам дорожного движения. А вот в Египте я был поражен отвязностью,как людей,так и водителей. Автомобили  летели в разные стороны, нарушая предупреждающие сигналы,а пешеходы шастали через дорогу вне «зебры» так же бесцеремонно, как бы они спокойно шагали по огромной  Красной площади. Москвы.  Кстати, ситуация в Египте мне очень напомнила подобную картинку  в Петербурге,где сознательность граждан, к сожалению, еще не на должном уровне.

                Чисто там, где не сорят!

  Таблички с таким призывом я очень часто видел на стенах подъездов петербургских домов. И впечатления по этому вопросы у меня сложились совершенно пестрые. Многие подъезды, оборудованные замочным устройством и системой видеонаблюдения выглядят более менее благополучно. За санитарным состоянием этих домов зорко следят консьержи. Однако,стоит лишь оказаться в центре города,особенно в старой его части,например в Петербурге времен Достоевского, как окунаешься в атмосферу антисанитарии и нищеты. Двери подъездов домов раздолбаны, в тамбурах кучи мусора,лестничные марши пахнут мочой. Признаюсь честно, в Германии я не видел лестничных маршей со специфическим запахом человеческой мочи,разрисованных  и оцарапанных гвоздями стен, а вот мусор в подъезде у почтовых ящиков и в лифте наблюдать приходилось. Коренные немцы уже давно привыкли к тому,чтобы фасовать мусор в полиэтиленовые пакеты: пищевые отходы, промышленные, стеклотара—все отдельно. Но вот беда! В Германии теперь живет много выходцев из Турции, Вьетнама. Сирии, Африканского региона. Они еще никак не могут до конца привыкнуть к правилам жизни в больших домах.   И хотя коммунальная служба в стране работает добросовестно, здесь еще есть вопросы культуры поведения жильцов-иностранцев. К  комфортной жизни привыкаешь быстро, а вот чувство хозяина царства чистоты прививается у людей по разному. И здесь, безусловно, требуется такт и терпение...

            Когда фонарики качаются ночные...

  Пишу эти строчки и вспоминается зима 2013 года. В эти январские дни я находился по делам в родном Петербурге. Как –то я припозднился и отправился на ночлег в съемную квартиру, которую я временно арендовал в районе метро «Черная речка» Пройдя по улице Савушкина пару сотен метров я свернул вправо, до дома оставалось пройти каких-то пятьдесят метров, как передо мной, словно из под земли выросла тень. Из-за угла ко мне вплотную подошли двое подвыпивших парней и попросили закурить. Человек  не курящий, бросил эту дурную привычку уже много лет назад,и я, извиняющимся тоном объяснил парням о том, что они обратились не по адресу. Тот,что был повыше ростом, оказался понаглее. Мои объяснения ему явно не понравились. 
      --А ну, старпер, выворачивай карманы по доброму!
  Паренек поджал меня к стенке рядом стоящего хлебного ларька и дыхнул на меня жутким винным перегаром.  Темень,фонари горят через одного, мне в эту минуту было не до ночных приключений. Да еще ко всему больное сердце. В кошельке у меня было рублей семьсот-восемьсот, но отдавать их ночным грабителям мне явно не хотелось. И дело здесь не в скаредности, скорее в принципе. Я озирался по сторонам и искал глазами кого нибудь из случайных прохожих.  Второй парень неторопливо вынул из кармана кастет и играл им в руках демонстративно,для устрашения. И тут я услышал топот сапог. Прямо навстречу неторопливо шел мужчина средних лет в нахлобученной на голове рыжей меховой шапке-малахайке. На поводках он вел двух  средних собак неизвестной мне породы. Я резко вывернулсяв сторону и подбежал к нему с криком:
     -- Помогите, ко мне пристают хулиганы!
    Увидев мой испуганный вид,мужчина остановился и дал знак псам. Те зарычали и приняли боевую стойку. С грабителей моих тут же сошла хмель. Они поняли, что фарта в этот раз им не видать. Парни попятились назад, а мужчина  любезно предложил проводить меня до подъезда. В благодарность я вынес и подарил ему свою книгу о войне с дарственной надписью.
  Конечно, нынешний Петербург-это не мегаполис бандитских лихих девяностых, когда после девяти часов вечера на улицу носа высовывать было  крайне опасно,и тем не менее получать по башке ни за что никому не хочется, тем более, когда ты находишься в почтенном возрасте.
    А вот на Западе с криминалом дела обстоят более благополучно. Я гулял в разное время и по ночным Афинам, и по Парижу, по Лиссабону и Праге, по Берлину и Кельну, в котором живу, и нигде не натыкался на агрессию местных жителей. Идешь себе спокойно под покровом ночи, считаешь от скуки фонари, мимо  идут озабоченные люди, которым до тебя нет никакого дела,и каждый занят своими мыслями. За многие годы жизни  в Западной Европе я ни разу не попадал ни в какой криминальный переплет. Везение? Может быть и везение, но скорее всего-закономерность. Профилактике правонарушений здесь уделяется со стороны административных органов и полиции очень большое внимание. Казалось бы полицейского днем с огнем не сыщешь,а он появляется на улицах города  в нужном месте и в нужное время. И я в этом убедился: ночная  жизнь в Европе никак не будет омрачена. Мой оптимизм имеет право на жизнь...

                Если к делу относиться с огоньком?

           Уже давно покоится в земле поколение советских тружеников села, что создавали и строили в СССР первые сельские кооперативы и колхозы. Канули в лету и времена волюнтаристских перегибов партии и государства в деле осуществления строительства колхозной базы, когда  крепких  крестьян,проливавших пот на своей земле, и имевших большое хозяйство,зачисляли в кулаки, и вместе с членами семьи отправляли в принудительную ссылку в Казахские степи или в Восточную Сибирь. Нынче нет уже и великого Союза, да и колхозы приказали долго жить. Пустуют сейчас земли России,правда в отдельных регионах нет нет и появляются частные фермерские хозяйства и акционерные агрофирмы. А селяне  в деревнях спиваются от безделья и мрут ,как мухи, повсеместно. Проедьте по регионам сами и убедитесь: дома многие стоят заколоченными, в деревнях почти ни души, только чертополох растет,да птички поют. И живет матушка-Россия на привозной продовольственной продукции, которая постоянно дорожает и дорожает...
    А в это же самое время немецкие бауэры продолжают повсеместно трудиться на своих полях от зари до заката солнца и кормить страну мясом и зерном. На своем подворье фермер держит до 150-200 свиней, десятка полтора коров, много птичьей живности. Все здесь компьютизированно: корм и вода задаются по часам и минутам. На полях  гудят трактора и сеноуборочные машины. Любо и дорого  посмотреть на то, как  трудится обычная немецкая фермерская семья. Все в усадьбе ухожено. Просторный светлый дом, хозяйственные постройки с черепичной крышей, грузовики=фургоны, легковые автомобили. Каждая немецкая семья, занимающаяся фермерским хозяйством, кормит примерно около 40-45 тысяч горожан. И государство стоит на страже интересов крестьян-индивидуалов,постоянно оказывая материальную помощь в качестве субсидий и  банковские займы под очень маленькие и льготные проценты. Оказывается, и на селе можно жить припеваючи, если за дело взяться с хозяйской хваткой...

        Электрички,электрички... Какие они разные!

   Меня постоянно будоражит мысль: почему в России грязь, развал и вандализм возведены в фетиш? Почему эти явления стали как бы национальной фишкой?  В прошлом году я специально несколько раз ездил в ближайшие пригороды Петербурга на электопоездах. И вот, что мне довелось увидеть. Вагон,где я ехал,был с несколькими разбитыми стеклами. Деревянные сиденья  варварски изрезаны перочинными ножами, уцелевшие стекла испачканы красками в аэрозольной упаковке,на полу-грязь,окурки,пустые бутылки из под пива и водки. Неужели пассажирам самим приятно  двигаться в пути в таких антисанитарных условиях?
     Меня можно заподозрить в том, что я хаю российскую жизнь и восхваляю Западную. Смею Вас заверить, что это далеко не так. Я до мозга костей—россиянин, очень люблю свою страну, а особенно-Петербург. И мне по человечески обидно от того, что где-то на «диком» некогда Западе» живется намного  лучше, комфортнее, сытнее и безопасней.
    Всю Германию я объездил вдоль и поперек. Поезда здесь ходят очень регулярно, а электрички даже имеют внутригородские маршруты и выполняют дополнительные функции открытого метро. В салонах вагонов бархатные сиденья, автоматические двери, работают кондиционеры. И ведь что удивительно: никто из пассажиров от мала до велика даже и не помышляет о том, чтобы совершить какую нибудь пакость. В каждом вагоне на видном месте висит объявление,гласящее о том, что в случае факта вандализма нужно срочно позвонить по ведомственному телефону и сообщить о происшествии. Все эти гражданские действия поощряются государством в виде небольших денежных бонусов. Повторяю, я уже говорил о том, что Германия—полицейская страна,однако, доносительство в благих целях считаю меру вполне оправданной и действенной. Очень даже действенной...

               Свалка, свалка, снова свалка...

   Когда-то ,еще в советское время, мне посчастливилось иметь дачный земельный надел в элитной пригородной зоне Ленинграда- в массиве Большого Орехово. Я построил там дом и  на протяжении ряда лет наслаждался запахом леса и садовых цветов. Огорчало лишь одно. Неподалеку, в одном из разработанных некогда песчаных карьеров ,устроили свалку промышленного и бытового мусора. Вначале она была маленькая и я не обращал на нее никакого внимания, а потом она стала расти ,буквально,как на дрожжах. И кто бы вы думали  способствовали  ее росту? Как ни странно, сами дачники. А что,очень даже удобно! Зачем вызывать  вместительный камаз-самосвал для вывозки накопившегося мусора? Не проще ли загрузить тачку, другую, третью и неторопливо опрокинуть ее за углом, благо двести метров—не великое расстояние. Так она и росла, а может быть и сейчас стоит, как изваяние и памятник невежеству, разгильдяйству и недалекости самих дачников. Зачем же отравлять природу там , где сам живешь? До сих пор не могу найти на этот вопрос ответа. А между тем на том же Приозерском направлении я видел много таких самодеятельных свалок. И когда уже коммунальные службы области наведут в этом деле должный порядок,остается только мечтать...
  А между тем в Европе промышленные свалки находятся под строгим контролем государства. И, если раньше при покупке  нового холодильника, телевизора, или стиральной машины,клиент имел проблемы с утилизацией  ненужной утвари, то теперь все торговые точки при доставке на дом  новых товаров, забирают старые вещи и централизованно отвозят их в пункты приема утиля. Однако,в стране существует и альтернативный вариант утилизации домашнего имущества. Так, например, всякий желающий выкинуть на свалку рваный диван, комод или сервант, ломаные стулья, или  старый рояль, могут заказать бесплатно машину на определенный день и час. Грузчики приедут и весь хлам увезут из дома без проблем. Сама жизнь ставит вопросы перед нами,тольку вот ответы на них бывают разными. В  Западной Европе научились на них отвечать...

                Подачек жалких мне не надо, работу давай!...

      Всем известно,что в Германии эффективно работает социальная программа для безработного населения. Каждый человек, лишившийся постоянного места службы становится на учет на бирже труда. Ему выплачивается   весьма достойное пособие, с тем,чтобы он мог оплачивать в полном объеме медицинскую страховку и квартиру, в которой он проживает. Деньги, которые остаются непосредственно на покрытие всех потребностей после оплаты перечисленных услуг составляют 400 евро нетто. Из этих денег  безработный гражданин оплачивает дополнительно электроэнергию, телефон, интернет, подписку на периодические издания. Немецкое государство многое делает для переподготовки квалифицированных кадров и обучению рабочего персонала новым востребованным специальностям,оплачивая безработным полный курс обучения.
  А теперь остается задать один сакраментальный вопрос Для чего это нужно государству? Ответ лежит на поверхности. Каждый житель Германии должен иметь достойное жилье и прожиточный минимум. Богатый просто обязан платить за бедного. Зачем же поднимать преступность, когда гораздо проще ее предупредить. И коли мы коснулись вопросов налогообложения, то здесь ,действительно, главенствует принцип социальной справедливости. Закоренелые холостяки платят подоходный налог в размере свыше сорока процентов своего заработка,а у остальных граждан действует коэффициент. Чем больше у тебя детей, тем ниже ставка подоходного налога, независимо от заработка. Таким образом в стране осуществляется и демографическая проблема,которая таит в себе много подводных камней. Гораздо целесообразней осветить этот вопрос в отдельной статье. Слишком много в этой проблеме скрытых нюансов.
 И , если немецкий безработный может себе позволить как-то прожить на государственное пособие, российский его коллега похвастаться своими  материальными возможностями не может. И тот,и другой постоянно находятся в поиске,только для немецкого соискателя рабочего места звание безработного нечто вроде  клейма прокаженного. Он стесняется своего статуса и все делает для того, чтобы, как можно скорее перейти в другую социальную категорию. У кого-то это получается быстрее, у кого-то медленнее. Все зависит от характера и силы воли. Немцы сильны своей упертостью, русские заряжены волей, оптимизмом и чего душой кривить, пофигизмом.Разные характеры, разные судьбы, но и  общее тоже есть. Нельзя же об этом умалчивать...

     Вместо эпилога:

  Так какого же цвета менталитет? Какими оттенками играет? На планете Земля проживает свыше семи миллиардов человек, и все они абсолютно разные. И у каждого народа, отдельного этноса есть свой кодекс чести, свои привычки и правила, свое, исключительно свое понимание жизни. Я лишь на основе личных наблюдений, внутренних размышлений самим с собой, попытался озвучить это вживую. А сделал я это только лишь потому, что внутренняя, невидимая глазу оболочка любой человеческой личности мне далеко не безразлична!

г.Кельн, Германия. Март 2015г.


         
 


Рецензии
- Много говорить не буду, а то опять что-нибудь скажу.
- Мы никуда не вступаем. Да нам и нельзя вступать. Как начнем вступать, так на что-нибудь наступим.

Это все Виктор Степанович говорил. Правда, по другому поводу, но все равно - актуально.)))
Мне почему-то думается, что кодекс чести есть не только у каждого народа, но и вообще - у каждого из нас. Именно поэтому на одно и то же мы все смотрим по-разному.

С уважением.

Ольга Луценко   06.04.2015 12:15     Заявить о нарушении
Я живу в Западной Европе уже около двадцати лет, при этом, сохранил российское гражданство.Однако,ментальность моя стала ближе к европейской. И мне, порой,бывает очень стыдно за своих соотечественников. Я их легко узнаю за рубежоми не столько по одежке, сколько по суетливости, нервному поведению, громкому разговору,бесцеремонности. А связи с родиной я не прерываю,очень часто бываю в Петербурге и устраиваю творческие встречи с читателями...Благодарю Вас за то, что статья не вызвала у Вас равнодушия.

Борис Бем   06.04.2015 14:08   Заявить о нарушении
Я думаю, что тех, кто не ведет себя вызывающе и бесцеремонно, Вы попросту не узнаёте. Уверяю Вас, их не меньше, чем тех, других. Просто у Вас, мне кажется, сложился уже определенный стереотип. Что ж это как индивидуальное трактование события (любого)

Ольга Луценко   06.04.2015 14:15   Заявить о нарушении
Я не буду, Ольга, продолжать разговор на эту тему,скажу лишь,что и в России, как и в остальном мире, есть люди добрые, интеллигентные и степенные. В России в последнее время я особых наблюдений не вел, но вот люди, приезжающие на Запад из России в гости и из стран бывшего СССР ведут себя именно так, как я описал. Нельзя забывать, что русские люди, или граждане бывшего СССР хорошо рассеяны по миру. Сегодня русско-язычного гражданина можно встретить и в Китае,и в Африке,в Австралии, и в Индии. Словом-везде живет наш брат,и каждый из них трактует культуру по своему... Будьте здоровы и благополучны...

Борис Бем   06.04.2015 15:18   Заявить о нарушении
Борис! Самый последний вопрос, можно? Вас узнают на улице, как выходца из СССР?

Ольга Луценко   06.04.2015 15:31   Заявить о нарушении
Честно говоря, не задумывался. Я веду обособленный образ жизни. Общение с бывшими соотечественниками у меня очень ограниченное. С немцами у меня бывают контакты общения, но и они носят больше случайный характер. На улице я веду себя довольно скромно, К случайным контактам в последние годы не склонен, слишком много имел разочарований. Что касается узнавания меня в толпе,то раньше, возможно, и узнавали,а сейчас,наверное, нет. Вот недавно я ехал в электричке. Напротив меня сидела русская пара. Они беседовали на русском. У меня затрезвонил мобильник, звонила жена. Я ответил ей по немецки. Выходя на своей остановке, эта парочка продолжала свой путь.Полагаю, что эти люди не опознали во мне своего соотечественника. И дело, Ольга не в узнвании. Я своего прошлого не отрицаю, а российским гражданством очень даже горжусь. Я даже не стал получать немецкое гражданство, ибо мне сподручнее ездить на родину со своим паспортом. И неизвестно,кто больше россиянин? Я,живущий на чужбине и признающий культуру и законы этой страны, но переживающий за свою страну прежнего проживания или россиянин, живущий там и,хающий все подряд? На эту тему можно говорить до бесконечности... На этом я ставлю жирную точку.

Борис Бем   06.04.2015 16:09   Заявить о нарушении
Спасибо за терпение

Ольга Луценко   06.04.2015 16:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.