Чистый ум

Двери настежь, а надо бы их запереть,  да, не знают, что некому здесь  присмотреть  за покинутой ими Вселенной... И. Жданов.

На мой взгляд, мне  и моим современникам   необыкновенно повезло, живем в порубежье:    две эпохи - век XX  и  XXI.  Можно говорить о великих открытиях, необыкновенных  людях, но  я не буду, о них напишут в  учебниках истории.  Мне хочется   поговорить  об  удивительном  феномене   нашего времени, я бы назвала это - чистый ум.

 Обнаженный, неоднозначный,  в котором   поэзия "многих реальностей", мысли  -  метаморфозы, основанные  на синтетической   метафоре, включающей  в себя и явления природы и атрибутику нашего техногенного века, различные исторические и мифологические пласты  и  абсолютная "незамутненность"  ни нравственными,  ни моральными принципами.

Понятно, что  это   мировосприятие не возникло в "одночасье", а   складывалось на протяжении столетий.  Архетип, растворения человека   в природе, явление психологического  параллелизма, о  нем  говорил  в   своих трудах знаменитый советский этнограф  С.А.  Токарев. На мой взгляд, именно это явление    "дало жизнь"   метафоре,    олицетворению и  оно   -    " мифологический  пласт"   эстетики  постмодернизма. О падении   человека с "чистым умом"   в "нравственную   бездну" писал в  своем романе "Имя  Розы", теоретик постмодернизма,  Умберто Эко.

Чистый ум  современного человека  -  метафизическое поле   Хаоса -  Апокалипсис   внутри него.


Да, все можно объяснить   "физиологическими потребностями", но  ими руководствовался и человек каменного века.  Прошли века   и ничего не изменилось  с нравственными  заповедями, они до сих пор для нас вершина, до которой не  в состоянии дойти человечество?!

 Я  создал  новый  тип, я начинал с нуля.
 Я, думаю, что  вы меня поймете
 Но, видно, бес вошел  в ту ночь в меня,
 Меня поймали, выбрили макушку,
 И  вот о нем  не слышу  целый  год.

Хотя, конечно, говорящий клоп
Полезнее, чем  клоп не  говорящий,
Но я хочу работы настоящей,
В которой   лучше действует мой  лоб.

Я  мастер по ремонту  крокодилов.
 Вокруг меня свобода и покой.
Но чтоб  в груди  дремали жизни силы,
Я не  хочу на все махнуть рукой.     А. Еременко.


"Иронический  парадокс"  А. Еременко, шокирующие, эпатажные образы,  как нельзя лучше иллюстрируют  нравственную пустоту и бессмыслицу, "занудность"  и  леность интеллекта   людей с  "чистым умом".


Скорее  всего,  это отражение кризисных явлений в обществе, но кризис - не тупик, а  необходимый момент развития, реакция   "эволюционной цепочки"    на запросы времени?

Свет струит конспект   первоисточника,
Пламенный  мотор  поет все выше.
Машет нам рукою непорочною
Комсомолка с парашютной вышки.  Т.  Кибиров.


Рецензии