В память о Валентине Григорьевиче Распутине

Умер Мастер Русского Слова.  Жаль. Очень жаль истинного патриота нашего Отечества. Не сдерживая своих чувств, люди пишут, как горько осознавать эту утрату. Пишут о Валентине Григорьевиче, как талантливом писателе, общественном деятеле, который имел и всегда отстаивал свою гражданскую позицию, как о человеке доброй души,  который испытывал постоянную боль за происходящее на родной земле.

Пишут о том, что испытывали, читая его повести и рассказы, публицистические очерки  и диалоги. Скорблю вместе со всеми, потому что знакома с творчеством писателя-сибиряка давно, не раз читала и перечитывала его произведения, которые невозможно воспринимать просто так,  с холодным сердцем.  И слёзы наворачивались на глаза, когда приходилось переживать за главных героев, и улыбалась про себя, когда видела, как писатель чисто по-русски, по-народному рассказывает о жизни, о переживаниях, о любви, о человеческой натуре, о народных традициях, с болью рассуждает о том, что стало с нами, откуда взялись эти качества, так не свойственные русскому человеку: бездушие, зло, чёрствость, эгоизм…

Я же хочу почтить память Валентина Распутина своей работой,  в которой говорится о языке писателя, о его отношении к русскому языку,  к тому, что сейчас происходит с родным словом.

Распутин считал, что те заимствования, которые прочно обосновались в нашем языке не так уж и безобидны. Истинный вкус в чувстве соразмерности и сообразности. Ещё В.О.Ключевский писал:  «Можно и нужно заимствовать чужой способ вязания чулок, но стыдно заимствовать чужой образ мышления».  Заимствования из других языков возможны, если они не калечат, не портят свой язык, не превращают его в нелепую смесь «французского с нижегородским».

 С помощью этих иностранных слов, заполонивших нашу речь, скрывается суть вещей. «У всех этих инноваций, дилеров, киллеров, электоратов, саммитов, инаугураций, презентаций, менеджеров, маркетингов и пр. и пр. есть смысловые соответствия в русском языке, пусть изредка не в одном слове, пусть в двух, но точных, ёмких, а главное – понятных.. Языковая оккупация пришла к нам вместе с оккупацией экономической и культурной».

Зачем нам нужны иностранные слова? Русский язык на порядок богаче этих самых распространенных в мире языков.
Обратите внимание, как пишет Распутин. Его произведения надо читать внимательно, вглядываясь в каждое слово, любуясь их мелодикой. Настоящие живые русские слова в устах распутинских героев приобретают особую выразительность и красоту.

Поражает богатство языка, так незаслуженно забытое в настоящее время. Писатель находит простые, но ёмкие слова, способные передать все оттенки, всю красоту языка, будь то описание природы или быта простых сибиряков, характер их взаимоотношений. Как не выделить в произведениях то, что надолго остается в душе, запоминается своей особенностью.

Рассказывая об особенностях сибирской природы, автор красочно описывает и «крещенскую заверть», и «куржак на деревьях», и «снулые поля», и «осеннее мокрецо», «мокрень», август – месяц-«поспень». Не одна страница отведена описанию «царского лиственя» - могучего дерева – лиственницы, что никак не хотело умирать, не поддавалось ни топору, ни огню.

Интересно читать о быте сибиряков – людей, которые являются нашими современниками. Герои повестей и рассказов живут в тяжёлое военное и послевоенное время и в мирные 60-е и 70-е годы, когда сибирские реки покорялись человеку. Это было время великих строек, великих открытий.

Небогатой была жизнь рабочего люда, поэтому и носили они простую «одежонку», «фуфайчонки», на самых «форсистых» можно было увидеть «дошонки» да «чирки». На столе «немудрящая» еда: «коврига хлеба», у которой особый «скус», да «картофка».

Какие забытые русские слова напоминает внимательному читателю В.Распутин!

Надобно вчитаться, чтобы познать красоту родного языка, его меткость: «шныристое племя», «разговорная тароватость», «ухлёстистые парни», «молодёжь-холостёжь», «хозяин-барин», «заделье», «нескладень» (про неловкого человека), «ушлятина» (ушлый), «стыдинушка», «ботало» или «трёкало» (болтливый), «пустохват», «горлодёр», «мастак», «тягомотина».

Герои произведений Распутина «ходят козырем», делают что-то «через пень-колоду», «курам на смех», «гулеванят», «мытарятся», «жалобятся», «пурхаются», «возжаются», «маракуют», «гоношатся», «отбояриваются», «выкаблучиваются», «боталят», «пустозвонят», «буровят», «ярятся», «самкают», «домашничают» …….

С большим интересом читаешь знакомые пословицы и поговорки, которые сейчас не так часто услышишь: слово не воробей, вылетит – не поймаешь, с волками жить – по-волчьи выть, тянуть кота за хвост, сыт-пьян и нос в табаке, пока жареный петух не клюнул, хуже горькой редьки, что за шум, а драки нету, два сапога пара, как собаке пятая нога, по Сеньке шапка, семь бед – один ответ, от судьбы не уйдешь, на нет и суда нет, свинья грязи найдет, не все коту масленица, клин клином вышибают, фу ты, ну ты лапти гнуты……

Но особое чувство вызывают у читателя размышления автора о жизни, о человеке, о его нравственных качествах. Как не оценить высокой оценкой такие слова: «жизнь – не одёжка, ее по десять раз не примеряют», «под лицом надобно уважение к людям иметь, а не однуЁ шляпу», «за деньги не купишь совесть», «надобно совесть иметь и от совести не терпеть», «в ком душа, в том и бог, а кто душу вытравил, тот не человек», «без дела, без того, чтобы в нём нуждались, человек жить не может. Тут ему и конец». Что стоит такая фраза: «люди - как собаки: кто где не так пошевелился – они в шум». Особенно в наше время. Чуть выделишься из общего строя, ты уже не «свой».

А Распутин добавляет: «надо быть вместе, когда плохо – вот для чего люди сходятся». Да и грех человеческий прощать надо: «человек должен быть с грехом, иначе он - не человек». «Нет такой вины, которую нельзя простить». Такие простые слова, а как понятны они каждому человеку.

Большой смысл заложен в словах: «Человек – царь природы. Поцарюет, поцарюет, да загорюет». Или: «Стол без самоварного возглавия – это не стол, а так, кормушка, как у птиц и зверей, ни приятности, ни чинности. Из веку почитали в доме трёх хозяев – самого, кто главный в семье, русскую печь и самовар. К ним и подлаживались..»

Как не улыбнуться, читая распутинские фразы: «баба без ребятишек – это не баба, а полбабы», «не мужик, а одна затея мужичья», «ни кожи, ни рожи», «я ей про дело, а она про козу белу», «до смертинки - три пердинки», «спина затерпла на печи, на девятом кирпичи», «у вас давно ноги пляшут: куда кинуться»….

Спасибо Вам, Валентин Григорьевич, за мастерство, за неповторимый распутинский язык, за то, что  своими произведениями Вы пробуждали лучшие чувства, учили нас добру, сочувствию, соучастию, сопереживанию.

В одном из очерков Вы писали: «В своём, в родном (Отечестве) и надо искать читателя. Оттуда он и придёт. Не заманивать его, не заискивать, не повышать голоса, а выдохнуть из души, как «мама», чистейшее слово, и так выдохнуть, чтобы высеклись сладкие слёзы, и запело сердце. Мы умеем это сделать. И мы обязаны это сделать».

Вы умели, Валентин Григорьевич. Вечная Вам память!
 


Рецензии
Здравствуйте! Можно много говорить, а можно, не рассуждая, просто сказать Вам огромное человеческое спасибо!Работая в издательстве "Молодая гвардия", я часто видела Валентина Григорьевича, когда он приходил в редакцию прозы. И всегда поражала какая-то затаённая боль в его глазах. Такая боль бывает у людей очень неравнодушных, остро чувствующих, сострадающих, болеющих за правду, за справедливость, за свою страну. Спасибо ещё раз!
С уважением Нина Стручкова

Нина Стручкова   01.10.2022 10:43     Заявить о нарушении
Спасибо, Нина. Несколько лет назад перечитала все книги Валентина Распутина, заинтересовалась его публицистикой.
А в глазах у него, действительно, была какая-то боль.
Всего Вам доброго.

Валентина Колбина   01.10.2022 21:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.