Путешествие в память

                               
   Антон Павлович  Чехов однажды сказал, что « русские не живут, а вспоминают». Очевидно, в этом утверждении великого писателя..есть немалая доля правды...               
Удивительный механизм памяти человека. С помощью различных рецепторов в особенности зрительных в неё стекается  огромное  множество информации  о реальной действительности .Значительный объём этой информации находит себе место, запоминается и хранится многие годы без движения в нашей памяти   и по каким-то алгоритмам , в какой-то момент «предлагается» человеку ,заставляя  его вспомнить, воссоздать и вновь пережить давно забытую  историю..  По этим неведомым причинам мне вдруг вспомнилась одна история ,которая имела место в моей жизни более 60 лет назад.

.                Большое Курейное .Семилетняя школа.

     История, о которой я хочу рассказать случилась примерно  в 1949 году. Тогда я учился в 6 -м классе Большекуреинской семилетней школы, Лопатинского района Курганской области. Учился хорошо, с интересом. На учителей смотрел как на богом избранных. Я и сейчас смотрю на них так же. И действительно они в моих глазах всегда симпатичные ,умные и добрые. А мы в основе своей были почти ничего не знающие  и почти ничего не умеющие. Но многие из нас старались, учились прилежно. Среди особо прилежных  учениц были Лиза Новикова из деревни Покровка и казашка Турсунбаева. Асиа, которую мы звали  Асей, и Тамара Верхотурова из Курейного.Наш класс по успеваемости  в целом не был передовым. Он был сборным. В нём учились  в основном дети из различных окружающих Курейное  деревень. Были  среди нас и «переростки»,которые пропустили год-два учёбы во время войны. Среди них были и те, кто плохо учился и часто дестабилизировал дисциплину в классе.

Я  с Турсунбаевой  сидел с  за одной партой . в первом ряду. Сначала  как-то было не уютно, но вскоре сидеть с ней я привык, мы подружились и я даже несколько раз был у них дома в казахской семье, ел их национальное  кушанье.  Жила Ася с мамой и братом у дяди. .Её отец погиб на фронте. под Москвой. Жили они  по-казахски ,с соблюдением их национальных обычаев.. В хозяйстве у них было несколько лошадей ,овец.  Были собаки.  Дядя и брат пасли коров и лошадей .  Одежда была национальная. Но Ася ходила в школу в обычной русской одежде, правда, кажется -в сапожках. Она хорошо ездила  верхом на лошади. Ася была  старше меня может быть года на два.. Иногда мы вместе с ней учили уроки. Некоторые ребята подсмеивались над нашей дружбой. Мне кажется ,что моё отношение к ней-к казашке ей нравилось. Я иногда как бы защищал её от грубых высказываний отдельных ребят в её адрес. Мне помогали в этом наши ребята из Малокурейного . Иногда она рассказывала  о жизни своей и своих родственниках. Между прочим говорила и о таком обычае казахов как кража  невест без их согласия. Я знал ,что казахи воруют лошадей ,но про невест услыхал впервые.
 В те годы в Большом и Малом  Курейном жило семей 15 казахов, переехавших из Казахстана.. Казахстан был совсем недалеко и переехавшие к нам казахи сохранили  тесные связи с Казахстаном. С семьями казахов не все местные жители общались с желанием. Так же как и семьями цыган. О тех и других была распространена  негативная молва. Хорошие отношения с казахами  были у моего деда Денисова Константина Ефимовича. Он когда-то жил в Казахстане и сохранил с казахами добрые отношения. К моему деду Константину Ефимовичу  Денисову часто приезжали казахи из Казахстана и местные за различными советами и среди них был представительный казах ,которого звали  Султан. Почему-то вместе  с его сыном Мишей я учился в начальной школе .Мы с ним дружили ,вместе катались на коньках и санках. Хотя он был старше меня года на 2-3.,но щуплого телосложения, и эта разница в возрасте была не заметна и дружить нам не мешала. Помню Миша очень любил лошадей и умел с ними обращаться. Он считал их очень умными животными. Он обучил меня ездить верхом на лошадях и запрягать их в телегу.. После 4-го класса Миша  Султанкин  (так мы его звали) уехал и я его больше не встречал..

     Если вспомнить  как создавались отдельные семьи ,живущих там  русских, то можно отметить, в этом и нечто внешне похожее на обычаи казахов  воровать невест. Особенности этого"воровства" выражались  в том, что сваты жениха договаривались в отдалённой деревне с родителями невесты или с  самой невестой, которая может быть никогда  не видела жениха, как и он её. Если невеста понравится родителям жениха, значит она должна понравиться и жениху. Понравится ли жених невесте решающего значения не имело.  Любовь при такой женитьбе, видимо, роли особой не играла. Важно, чтобы  у невесты было солидное приданное.  Во многих случаях таким образом создаваемые семьи жили дружно, рожали детей.. Нередко такие семьи и распадались. Всё это я видел. Никто такой способ выбора невесты не осуждал. Но мне кажется,этот способ образования семьи среди русских со временем сам себя изжил.




                Похищение.

                В марте мы пришли в школу после весенних каникул. Встретились. ,Галдёж ,беготня. Признаков весны ещё не было видно .Лежал глубокий снег. В школу из Малого Курейного зимой мы ходили через озеро-всегда пешком .Расстояние  около 3 км. Летом мы ходили вокруг озера- около 5 км.в один конец..Школа находится в центре Большекурейного и мы проходили  значительную часть той улицы ,которая тянулась вдоль озера .На этой улице жил мой товарищ Толя Чулков,у которого я иногда оставался ночевать ,когда был сильный буран , на озере ничего было не видно и был высокий риск заблудиться.. На той же улице жила Турсунбаева Ася..
   Первые дни учёбы Аси в школе не было.Подумали ,что она болеет .Решили сходить к ней домой. Мы знали,что её мать не поощряла учёбу дочери в школе,  считая грамоту для девушки-казашки не очень  нужной. По- русски и мать и дядя и старший брат говорили плохо. Пошли  к Турсунбаевым Геннадий Петрович Полянский, Виктория Фёдоровна Завгородняя -наш классный руководитель и я. Зашли. Обстановка была напряжённой..Аси дома не было .Мать с братом пытались рассказать- что случилось. Мы поняли,что Ася  не заболела, а её похитили, украли. Они предполагают,что украл её  богатый жених- казах- по дороге в школу. Видели ,как вор на санях розвальнях ,запряжённых парой энергичных лошадей, ехал рядом с шедшей по дороге  Асей.. Сама она села в сани,чтобы подъехать до школы ,или её в сани посадили силой никто не знает. Видели что упряжка умчалась в сторону деревни  Пеган. Было это два дня назад, в первый день учёбы после каникул. День был пасмурный ,шёл снег,,который заметал следы на дороге..Больше они ничего сообщить не могли, но сказали ,что они хотят найти дочь и наказать вора. Просили помочь.

               
                Поиск.
      
            
               

                Геннадий П етрович и Виктория Фёдоровна  рассказали о сложившейся ситуации директору школы Шибаеву  Фёдору Никитичу. Он позвонил  в сельский совет и в милицию. Фактических данных для выдвижения правдоподобных версий для организации целеустремлённого поиска( кто,почему,куда повезли нохищенную) было мало. Известно лишь то, что похитители  поехали в сторону деревни Пеган,в направлении Макушино. Телефонная связь между селениями  была не устойчивой.
 Милиция  дозванилась до Пегана,где сообщили ,что такая повоздка проследовала через село без остановки. Куда она поехала дольше никто не знает. Продолжал  идти снег ,дорогу быстро заметало.. Фёдор Никитич сказал милиционеру ,что видимо,это их обычные разборки ,никто никого убивать не станет. А это главное.  Дед Аси и её мать  просили ускорить поиски ,чтобы не случилась беда. Под этим они понимали что-то своё традиционное. Из деревни  Сетовное, расположенной на пути в Макушино, сообщили ,что злоумышленники,которых там поджидали вооружонные люди, не появились. Неопределённость поиска существенно возрасла. Погоня только по следубыла  мало   перспективной. Требуется поиск с  опережением в близлежащих районах Казахстана,куда, вероятно, и стремятся похитители. К концу дня ясности не прибавилось. По рекомендации мелиционера , я рассказал своему  деду Константину  Ефимовичу  о случившемся и попросил его сделать ,что можно для поиска школьницы. Приехал к нему и дед Аси. Они были знакомы. И милиция и все местные казахи знали о добрых отношениях деда с казахами. Константин Ефимович позвал своего хорошего знакомого Петра Соловьёва, которого за его взрывной характер звали - Петя буря, они разработали  план действия,который заключался в следующем.Дед Аси даёт свою лошадь ,Пётр едет в поселок Пресновка(это уже на территории Казахстана)  находит там Султана,объясняет  ему ситуацию, тот направляет своих людей для передачи поставленной задачи другим казахам  в близлежащих  районах Казахстана,чтобы в ближайшее время перекрыть похитителям наиболее вероятные пути их передвижения,обнаружить их и с применением жёстких мер забрать и возвратить Асю домой .Если получится сначала привести её сюда к дедушке Константину. Операция удалась! В ней участвовало более 20 человек. Была  и погоня  по следам повозки, опрос жителей сёл, и физические действия по вызволению похищенной. Жаловаться на похитителей не стали ,но взяли с них слово не распускать,слухи ,позорящие доброе имя девушки. Участвовал в возвращении Аси и Султан и Султанкин Миша. Значительную роль сыграл в операции и Петя-буря. К сожалению вскоре он погиб от  удара молнии.
                Возвращение в школу и отъезд на родину.

  Ася появилась в школе   на следующий день .
  Пока Аси не было в классе никто  не говорил в её адрес каких-либо  порочащих слов. Лишь только один переросток  сказал мне :да Юра какой придёт теперь твоя подруга наверное не девочкой.. Многие грубо отреагировали в его адрес и он замолчал. Но в классе чувствовалось определённое напряжение. Ася пришла  в школу без каких-либо внешних изменений, такая же улыбчивая..Зашла к директору по его просьбе и вместе  с ним они пришли в класс. Он посочувствовал Асе ,осудил дикие нравы ,пережитки прошлого тёмной части казахов и попросил всех учеников не усугублять своим недостойным поведением нанесённую моральную травму  одной из лучших учениц нашего класса. Но всё пошло как-то нескладно. Начались какие-то неприличные разговоры,выдумки ,которые доходили до неё. Она стала волноваться ,чего-то стыдиться .И учёба у неё пошла  хуже. Мы по-прежнему сидели с ней за одной партой, но дружбы былой уже не было. Однажды она мне сказала:" ты как будто стесняешься со мной сидеть рядом и девочки тоже. Знаешь со мной ничего плохого не случилось ,меня отбили хорошие люди ,благодаря твоему дедушке .И я им очень благодарна. Ты не стыдись меня.  Вы русские, вам хорошо ,а я казашка и у нас ещё гнусные обычаи. Я же не виновата ,я тоже хочу быть русской и хочу долго учиться вместе с вами." Эти её слова я по-настоящему понял спустя много времени. Сейчас трудно оценить ту ситуацию.  И мне стало стыдно за своё неоднозначное поведение. Да и учителя, по-моему, не знали как себя вести. Ася была не на много старше меня, но значительно взрослее и вдумчивее меня, да и других моих сверстников  Почему? Видимо, не зря говорят,что человек взрослеет на свободе. А в  определённом смысле у казахов в то время было свобод гораздо больше чем у наших русских  матерей и отцов -колхозников. ,которые жили почти на правах крепостных. Это и определяло нашу  отчуждённнсть  в общении с другими  народностями ,в том числе и с казахами,которые тянулись к нам,но не всегда встречая с нашей стороны равноправного с ними обращения...Только на отдельном личностном  уровне существовали  и существуют сердечные отношения. Проблема есть и сейчас и  практическое её разрешение не лежит на поверхности. Причин много,в том числе -несовместимость традиций и обычаев.
  Учебный год Ася закончила хорошо,хотя и в сложной обстановке. Дирекция школы была бы не против,если  она перейдёт учиться в другую школу. Дед Аси сказал,что они скоро переедут в Казахстан. Но в сентябре она пришла учиться в  7 класс. Села она за парту с Лизой Новиковой. Но после первой четверти её в школе уже не было. . Перед отъездом Ася поблагодарила  класс и учителей. После её отъезда все заговорили  о том ,что она хорошо училась  и хорошо дружила.Почему-то многие вдруг почувствовали себя виноватыми. После этого я много лет  я о ней  ничего не слыхал.
 Я знал ,что после отъезда Аси в Большекурейном оставолся её брат. Когда я учился в университете в письме  моей сестры сообщалось ,что однажды к дому дедушки Константина Ефимовича,верхом на лошадях подъехали два человека-женщина,которая назвалась Асей, и мущчина. Они приехали повидать дедушку,поблагодарить его за оказанную в той беде помощь.Спросили могут ли они подарить ему лошадь. Дед   поблагодарил  и отказался. Спутник Аси спросил: где Юра? Мужчина не назвался ,но бабушка ,которая присутствовала при встрече ,почемуто подумала,что он чем то похож на Султанкинова Мишу. Самого  Султана  уже не было.
                Встреча через много лет.
               
    Много лет прошло с тех пор. В семидесятые года,живя в Москве и занимаясь наукой,я был направлен в Алма-Ату  на конференцию по проблемам философии и естествознания. Казахская столица в то время славилась своими философами. Сам город произвёл на  меня  весьма положительное  впечатление. Это красивый город. Город без типичных невзрачных окраин. Кругом белые горы и сам он выглядит белым ,чистым .Был июль месяц ,город утопал в яблоневых садах. Стояла жара,но разветвлённая система арыков и горный ланшафт регулировали каким-то удивительным образом  температуру воздуха в городе и делали пребывание в нём весьма комфортным. А красавец каток "Медео"-потрясающее сооружение-красивое ,величественное!.Предмет гордости.
   Конференция проходила интересно,поднимались новые проблемы ,сообщались неординарные результаты исследования. Присутствоволи на конференции известные учёные,знакомились ,обменивались адресами ,телефонами. На конференции работали различные секции,в том числе секция о роли диалектики в познании и развитии естественных наук,в частности, в  медицины.. Я пошёл на эту секцию.Объявили тему следующего выступления: "О роли законов диалектики  в познании механизма психических процессов человека"  Докладчик Турсунбаева Асиа-доцент  мединститута (г.Алма-Ата).Это была та самая  Ася. Стройная,уверенная,но без длинной косы.Чётко и грамотно сделала своё сообщение ,ответила на несколько вопросов и под аплодисменты покинула трибуну..Но в её сообщении ,мне показалось,не было ничего оригинального.Да,действительно,и казахи и русские мыслят по одинаковым законам. И это было известно давно. Видимо ,я что-то существенное прослушал, или не понял. Пронеслись мысли : национальный кадр, красивая женщина..поэтому и аплодируют.. Я погасил  эту мысль.
   В то время  в Казахстане уже имели место отдельные проявления национализма. Не знаю как к этому относилась Ася. Помнит ли она те дружеские отношения к ней наших учителей,которые желали ей дальнейшей учёбы и не делает ли она из тех отдельных хулиганских выпадов некоторых мальчишек из нашего класса в отношении её,способной толковой ученицы,но оказавшейся жертвой дурацких  обычаев своих предков или просто хулиганов ,каких-то  обобщённых негативных выводов об отношении к ней нас- русских людей -не знаю. Но Казахстан и Россия добрые соседи и так нам жить и дружить вечно. .
 В зале её встретил и сопроводил до места и сел рядом элегантный казах. Не исключено,что это был её муж,но не Миша Султанкин.. Не исключалось и то,что это был тот самый казах,который украл Асю  в Курейном.Может быть не так,но мне  показало по каким-то не значительным признакам,что она одинока, и скорее всего несчастна. Может быть потому,что я почти не встречал умных и счастливых детей войны . При этом я  подумал о том,что поиск её- украденной ученицы 6-го класса- не был напрасным. .
 Вспомнились слова Геннадия Петровича о том,что Ася обещала бороться с недостойным обычаем казахов. Я знал,что обычай этот не исчез.
   Похищение невест в Казахстане  имеет давнюю традицию. Сценарии этих акций различны. Более того за последнее время кражи невест участились.Всё чаще эта акция стала носить криминальный характер. Поэтому в Казахстане озаботились проблемой  похищения невест,рассматривая это как никакой-то исконный казахский обычай серьёзное уголовное преступление, как уголовно наказуемое дело. В настоящее время в уголовном кодексе Казахстана за похищение невесты предусмотрено наказание от пяти до восьми лет тюремного заключения. Я уверен ,что в этом есть  доля целенаправленного поведения Турсунбаевой  Аси.
 Мои мысли из этого прекрасного зала  унесли меня в далёкую зауральскую деревню. Вспомнил,что она тогда вполне осознанно говорила: я всё-равно буду учиться,долго буду учиться и может быть стану врачом. Асиа по-моему означает внимательный ,уважающий других. Она им стала. Когда Ася уезжала в свой Казахстан, она поблагодарила учителей и меня за помощь, за то ,что мы участвовали в её возвращении к нормальной жизни."Может быть ещё когда-нибудь увидимся",-сказала она.  И вот сейчас  ,после её выступления  у меня
 было сильное желание подойти и поговорить с ней .
Но почему-то я вдруг отказался от этой мысли.Зачем?  Показалось ,что то далёкое время для мне ближе этого. И мне  сильно захотелось туда  в Курейное ,к моим истокам ,к моей школе,к моим учителям,в мою деревню,к лесам ,полям и озёрам,к себе домой.
      Зачем память напоминает нам  о давно забытом?.Наверное,так нужно. И не только  уму,но и сердцу. Нужно для самой жизни.
 Ю.Ведяев.    ;23.;11.;13


Рецензии
Спасибо Вам, Юрий, за эту интересную и поучительную историю о девочке-казашке
Асие и, как обычай казахов " кража невест без их согласия" отразился на ее судьбе. Очень понравилось, что в поисках Аси принимали участи и русские, и казахи. Расстроило отношение к Асе после ее возвращения в школу:" Начались какие-то неприличные разговоры, выдумки, которые доходили и до нее", заставляя
Асию " волноваться, чего-то стыдиться". Хотя прошло 60 лет, но именно это неоднозначное поведение взрослых и детей, в т.ч. и Ваша совесть, тревожили Вас и
не давали забыть эту девочку. Ваша искренняя без прикрас исповедь все расставила по своим местам, ведь когда она уехала, " все почувствовали себя виноватыми". Слава Богу, что дальнейшая жизнь Асии сложилась успешно и она стала
доцентом Мединститута. Вам удалось понять и объяснить в рассказе-воспоминании
события давно минувших лет и Ваша память больше не будет тревожить Вас.
Творческого Вам успеха.
С благодарностью, Галина.

Галина Гостева   11.07.2016 07:34     Заявить о нарушении
Дороги, которые мы выбираем, так схожи с дорогами, которые нас выбирают. Изложенная Вами история, несмотря на счастливый конец, тем не менее, печальна...

Владислав Гусаров 7   07.08.2016 15:06   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.