Не оставляйте ее одну 13

               
                П о т е м к и н  работает в кабинете.

П р а с к о в ь я (входит).  Ваша светлость, императрица была к вам сюда уже несколько раз, но вы всё заняты... Что же это вы?.. оставляете ее одну...
П т е м к и н. Началось?!
П р о с к о в ь я. Слава Богу, пока что нет.
П о т е м к и н. Но тогда брысь отсюда! Мне некогда.
П р о с к о в ь я. О важном деле мне надобно вам сообщить, ваша светлость. (Смотрит на Потемкина,  ушедшего с головой в бумаги и не обращающего на нее внимание.) Все вы одинаковые мужики... что князья, что графья... Ваша светлость, к вам адъютант бывший ваш просится.
П о т е м к и н. Какой? Их у меня много было.
П р о с к о в ь я. Завадовский, из Крыма.
П о т е м к и н. Проси.

                Прасковья уходит.

З а в а д о в с к и й (входит). Ваша светлость!.. Рад лицизреть лик ваш после стольких лет вынужденной разлуки! Позвольте поцеловать вашу ручку, ваша светлость, или по крайности хотя бы обнять вас!  (Пытается обнять Потемкина.)
П о т е м к и н (отстраняется). Да будет! будет тебе, Завадовский! Что ты в самом деле! Забыл, как мы с тобой в Крыму воевали? Там ты такие церемонии не разводил.
З а в а д о в с к и й. Крым это одно, а Царскосельский дворец это совсем другое, ваша светлость... место особенное. Отсюда расходятся, можно сказать, нити по всей России... нити управления и приказов... можно сказать, священное место. Не поверите, ваша светлость, весь трепещу перед великолепием вашим... как все прочие остальные...
П о т е м к и н. Трепещишь?
З а в а д о в с к и й. Трепещу, ваша светлость, трепещу! И  люблю вас, как родного отца, а может быть, и того более.
П о т е м к и н. Ну, хватит, не на приеме чай. Садись и рассказывай... Как в Петербурге-то оказался?
З а в а д о в с к и й. Привез пакет матушке государыне от  его превосходительства фельдмаршала Румянцева… Ваша светлость! хочу проситься обратно при вас состоять, как в прежние времена. В Крыму сейчас мир сделался, самое время мне о новом месте подумать.
П о т е м к и н. Румянцев писал о тебе, и я уже говорил с матушкой на твой счет. Будешь статс-секретарем у нее. 
З а в а д о в с к и й. Несравненный благодетель вы мой! Слезу прошибает от ваших благодеяний, честное слово… Еще одна нижайшая просьба, ваша светлость. По своему недостатку я бы просил оставить военный мне чин и мундир, потому как мундир военный гораздо дешевле обходится, как гардероба моего единственное число.
         П о т е м к и н. Хорошо, хорошо, оставят тебе твой военный чин.
З а в а д о в с к и й. Ваша светлость! Чем мне вам  отплатить за вашу щедрость? Единой верностью, больше нечем...  Ваша светлость, вы и представить себе не можете, в какой бедности приходится жить. Я и в армию пошел, чтобы сэкономить на платье, которого много надо, чтобы выглядеть прилично. 
П о т е м к и н. А я слышал, отец твой землевладелец намалый.
З а в а д о в с к и й. Всё отцово – отцово есть. Да и что есть-то, ваша светлость? Так, пустяки одни и больше ничего. Земля пустая, что на Черниговщине.
П о т е м к и н. Ступай;  успеем с тобой наговориться еще.

                Завадовский уходит.

                П р о д о л ж е н и е  з а в т р а


               


Рецензии