Кто будет президентом Ливии?

Станет ли Халифа Хафтар президентом Ливии?

3 марта 2015 года Палата представителей Ливии в Тобруке  назначила Халифу Хафтара Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны, присвоив ему звание генерал-лейтенанта и приведя к присяге.
Таким образом, Хафтар, бывший военачальник ливийской армии во времена Джамахирии, стал одной из ключевых фигур в политической игре на ливийском поле.

В начале  2014 года генерал Хафтар  покинул свой дом в США, где прожил большую часть последних двух десятилетий (???), и вернулся в Триполи.
Цель - чтобы тоже принять участие в борьбе  за власть над Ливией, погруженной в Хаос. А этот Хаос - результат агрессии альянса НАТО против Джамахирии и спровоцированного этим альянсом мятежа экстремистов на востоке страны.
Кто стоит за его спиной, поддерживая его?
Кто ему подал   идею вернуться? 

В 2014 году Хафтар  успел повоевать на стороне почти каждой крупной группировки, участвующей в междоусобной гражданской войне,   имеет боевой  опыт, а также «крайне гибкими» представлениями о «боевой верности».
Его штаб расположился на старой авиабазе в Зеленых горах — традиционном убежище   мятежников. Свои силы Хафтар именует Ливийской национальной армией. Он пытается стать «ливийским» генералом Сиси, намереваясь уничтожить исламистов и принести в страну мир и стабильность на штыках преданной ему армии…
В отместку генерал — одна из главных целей боевиков террористической группировки "Рассвет Ливии". В июне прошлого года самоубийца на заминированном джипе взорвался возле его дома недалеко от Бенгази. Погибли четыре охранника, но убить генерала  террорист не смог.
На базе принимаются усиленные меры безопасности, солдаты обыскивают посетителей и изымают у них предметы. Говорят, недавно  на Хафтара было совершено новое покушение посредством взрывного устройства, спрятанного в телефоне, так что теперь охрана проверяет и мобильники тоже.

По словам Хафтара, после участия в «событиях  в 2011 году» он пытался найти себе место в «новом ливийском обществе», но не смог и вернулся в Америку, "чтобы провести время с внуками". Оттуда он наблюдал, как череда слабых, марионеточных, прозападных правительств все дальше загоняла Ливию в болото, а вооруженные террористы  набирали силу. И он  стал налаживать  контакты среди офицеров бывшей армии Джамахирии, местных политиков, вождей племен.
— Все говорили мне одно и то же: "Нам нужен спаситель. Где же ты?"  — сказал Хафтар американскому журналисту Джону Ли Андерсону. —Я им отвечал: если народ меня поддержит, буду действовать. После того как по всей Ливии прошли демонстрации, на которых люди просили меня вмешаться (в происходящее в Ливии), я понял, что ступаю на скользкий путь, ведущий к гибели, но шагнул на него с радостью.

 Попытаемся разобраться вместе с эти журналистом  в  запутанной  биографии генерала…. 
В 1969 году Хафтар участвовал в революции Муаммара  Каддафи, помогал свергнуть ливийскую монархию и в конце концов стал одним из высших офицеров Джамахирии.
В 1987 году, когда возник конфликт Ливии   с Чадом за стратегически важный участок границы,   Хафтара командовал  войсками. Но потерпел поражение и   попал в плен…
В 1988 году  из тюрьмы он наладил контакты с «Национальным фронтом спасения Ливии» — «оппозиционной» группой, базирующейся в Чаде и поддерживаемой ЦРУ. Вскоре после этого Хафтара выпустили из тюрьмы. На каких условиях, ясно, так как он  начал  планировать вторжение «оппозиционеров» в Ливию, но …  в Чаде случился  антиамериканский переворот. ЦРУ пришлось вывозить  генерала и 350  его сторонников…  в США.
Хафтару дали американское гражданство. Он продолжил  сотрудничать  с ЦРУ, разрабатывая  новый заговор с целью убийства Муаммара  Каддафи. И эта попытка провалилась, некоторые из подельников Хафтара были схвачены и казнены. Но сам Хафтар остался жив.
Затем в  феврале 2011 года  ЦРУ и другие разведслужбы НАТО устроили мятеж    на востоке Ливии,   затем началась двухсотдневная война НАТО против Джамахирии. После   гибели лидера Ливийской революции от рук наемников и французского спецназа, в ЦРУ потеряли  к нему интерес к Хафтару,  но затем,  в марте 2014 года,   когда в Ливии начался полный хаос при отсутствии каких-либо серьезных проамериканских личностей, он вернулся в Ливию  и  ему, как уверяет   Джон  Ли Андерсон,   «пришлось действовать на свой страх и риск».
Продолжая рассказывать о своей встрече с генералом, он передает его мнение, что   «наступление  на террористов  надо начинать на востоке».
— Бенгази — основная цитадель терроризма в Ливии, так что мы двинулись оттуда, — сказал Хафтар журналисту.
Старая ливийская поговорка гласит, что все важное происходит в Бенгази. Именно там была провозглашена независимость страны, именно оттуда Муаммар Каддафи начал  революцию 1969 года, и там же в феврале 2011 года начался контрреволюционный мятеж…   
И именно в Бенгази 11 сентября 2012 года   банда террористов  Аль-Каиды  атаковала «американский спецобъект», убив четырех американцев, в том числе посла США. После этого США свернули свое дипломатическое присутствие в «одемокраченной» ими  Ливии и призадумались: как и через кого действовать в Ливии, чьими руками воевать против  непокорных  ливийцев.
За четыре года   войны альянса НАТО, которое сделало ставку на местных экстремистов и наемников-террористов Аль-Каиды  из разных стран  с целью   уничтожения государства Джамахирия,  в  стране  воцарился Хаос. По улицам  городов рыщут вооруженные отряды так называемых «милиционеров»,  обычным делом стали отключения электричества и перебои с водой, продуктами, лекарствами.  Мелкий и средний бизнес, процветавший в Джамахирии,  умер.
Доходы от экспорта нефти, на которых строился  бюджет некогда процветавшей страны, богатства которой использовались для повышения жизненного уровня граждан, сократились более чем на 90 процентов.
Разразилась и демографическая катастрофа. Почти треть населения  (!!!) была вынуждена  покинуть Ливию:   два миллиона ливийцев стали беженцами  в Тунисе,  Египте, других странах!
На месте стабильно развивавшейся Джамахирии  возникла тирания опасной и всепроникающей нестабильности. А ведь еще в 2011 году дальновидные политики и журналисты  США  и Европы били тревогу , что после гибели Джамахирии  отряды экстремистов-террористов неизбежно  превратятся в  неразрешимую проблему.  Злого джинна выпустили американцы из  «ливийского кувшина»,  попытались его «одомашнить», а  теперь он творит страшные вещи в Северной Африке и на Ближнем Востоке
С самого начала мятежники представляли собой наспех слепленную коалицию различных группировок и банд. Некоторые из них симпатизировали «западным демократическим идеям», но большинство главарей террористов  думали  только о захвате власти   и   о создании    «халифата».
В июле 2012 года  в Ливии прошли первые  выборы, в которых участвовала часть населения.     Победу   одержала  «коалиция либералов и центристов». Был сформирован «Всеобщий национальный конгресс». Но несмотря на поражение, экстремисты-террористы продолжали наращивать влияние.
Вновь созданное правительство,  вместо того чтобы   заставить боевиков  сложить оружие, взяло их на «гособеспечение» и тем самым спровоцировало рост численности вооруженных отрядов экстремистов при полном остутствии контроля над ними.
Участились нападения на граждан западных стран: в 2013 году в Бенгази был обстрелян автомобиль итальянской дипмиссии, а в Триполи взрыв заминированного автомобиля серьезно повредил французское посольство. Ответственность за теракты взяла на себя "Аль-Каида", главная сила мятежа февраля 2011 года.
Хотя террористы  проиграли выборы, они нашли другой путь во власть. В мае  2012 года они  угрозами заставили парламент принять закон, запрещающий чиновникам Джамахирии  занимать государственные должности, подкрепив свои требования силой.   В декабре 2013 года парламент  - также под угрозами экстремистов  - одобрил шариат в качестве основы законодательства страны. Все это вызвали недовольство значительной части расколотого внутренними распрями ливийского общества. Распад  страны продолжался.
14 февраля 2014 года  Хафтар  выступил по телевидению, объявив о роспуске парламента и создании "президентского комитета" и кабинета, которые будут править страной до новых выборов. Это был новый  государственный переворот.   Премьер-министр Али Зейдан назвал действия Хафтара  "смехотворными".
 Но у Хафтара была стратегия. Он ездил по всей стране, встречаясь с людьми и втайне организуя свою армию с помощью  оставшихся в живых  бывших офицеров  армии Джамахирии.
В  мае 2014 года  он начал "Операцию "Достоинство"", атаковав экстремистов- боевиков в Бенгази. Вскоре его войска захватили значительные территории на востоке страны и начали действовать  и в  Триполи.
Наступление Хафтара на отряды террористов Аль-Каиды  приветствовали многие ливийцы, недовольные Хаосом, царящим в стране.
На июньских выборах 2014 года  террористические группировки снова потерпели поражение, но, прежде чем новый парламент сумел собраться, экстремисты перешли в наступление  и при поддержке новых отрядов ИГИЛ  атаковали международный аэропорт Триполи, пытаясь отбить его у Хафтара. Здание аэропорта было разрушено, самолеты уничтожены, погибли около 100 человек.
В ходе боев в Триполи противоборствующие группировки окончательно разошлись по разные стороны «баррикад».
Экстремисты, против которых сражается  армия Хафтара, объединены  в группировку "Рассвет Ливии" — это  коалиция из террористов  "Аль-Каиды", воевавших против Джамахирии  еще в 1990-е годы, боевиков ливийского «филиала»  "Братьев-мусульман" и экстремисты  из Мисураты. Таковы     главные ударные  силы   "Рассвета Ливии".
Армия Хафтара состоит в основном из   солдат  и офицеров армии Джамахирии, вооруженных ополчений племен запада и юга страны.
 По имеющейся информации, армия Хафтара получает оружие и финансирование из Египта, от Саудовской Аравии и ОАЭ, причем авиация Египта и ОАЭ даже совместно наносили  удары по позициям террористов Аль-Каиды и ИГИЛ, которые , в свою очередь, опираются на финансовую и военную помощь Катара и Турции.
В августе  2014 года   банды группировки "Рассвет Ливии" вновь захватили  Триполи.
Их главари  настаивают, что «единственной законной властью» является «Всеобщий национальный конгресс» в Триполи, а не «Палата представителей» в Тобруке (в 1300 километрах к востоку от столицы).
А в Тобруке  тем временем   создали  "истинное  правительство " Ливии. Таким образом,  цельное и единое  государство, каким была Ливийская Джамахирия,  распадается  на, как минимум, две части. Эти  две противостоящих группировки  пытаются контролировать свои города и свои территории и расширять свою сферу контроля.
Отметим, что   тысячи  террористов Аль-Каиды из Дерны, гнезда  терроризма и экстремизма, и  из других городов  после своей победы  над Джамахирией  отправились – ясно по чьему приказу -  в Сирию, чтобы уничтожить и Сирийскую Республику. Большинство из них  воевали в составе "Фронта ан-Нусра", сирийского филиала террористической   "Аль-Каиды", а затем  присоединились к  боевикам "ИГ".
В последнее время многие из них, те, кто остался в живых после разгрома банд террористов Сирийской армией,  возвращаются  в Ливию…В октябре  1914 года экстремисты заявили о своей лояльности группировке «ИГ».

Смертельная схватка

По словам Хафтара, после того как под натиском его войск падет Бенгази, он начнет войну против террористов из Дерны, используя против них все средства.
 У генерала есть козырь — собственные ВВС. Это дает ему серьезное преимущество перед террористическими бандами. Каждые несколько дней старые "МиГи" Ливийской армии, служившие для обороны Джамахирии,  вылетают  по приказу Хафтара на штурмовку баз террористов  в Бенгази.
По словам генерала, его главная цель — пробиться к Триполи и Мисурате. Хафтар  обещает, что массовой резни не будет.
— Триполи быстро падет, потому что его  жители восстанут. У нас есть свои люди внутри городских стен, — заявил он американскому журналисту.
— Как насчет диалога? — спросил его Джон  Ли Андерсон.
— Никакого диалога с террористами, — отрезал Хафтар.

А что Вашингтон?

В Вашингтоне  разыгрывается очередной спектакль с  масками и переодеваниями. Администрация Обамы действиями  Хафтара «недовольна». Высокопоставленный чиновник из Белого дома  заявил, что "правительство США не имеет ничего общего с генералом  Хафтар. Он занимается самоуправством, и предсказуемым результатом будет объединение его оппонентов". 
Пример тому, как уверяет этот чиновник —  создание "Рассвет Ливии", где сражаются и экстремистские,   и  якобы «умеренные группы».
Это читается так:   «и "Рассвет Ливии" мы , американцы, тоже создали и посмотрим, кто кого!»
Сам Хафтар утверждает, что воюет исключительно с террористами,   что   в группировке   "Рассвет Ливии"  главари  – боевики Аль-Каиды и ИГ. И в свою очередь Хафтар заверяет, что в   рядах  его армии «нет ни одного экстремиста».
Какое  утверждение  ближе к истине? 
Многие из сторонников Хафтара считают, что  именно при поддержке США группировки «ИГ», Аль-Каида и  "Братья-мусульмане" пытаются взять власть сначала  в Ливии,  а затем и   на всем Ближнем Востоке.
В качестве доказательства приводятся связи  США  с "Братьями-мусульманами", что, как заявил сам президент США Обама,  знаменует собой «новую главу» в отношениях между США и мусульманским миром.
Сам Хафтар считает, что  США его борьбой с экстремистами   недовольны, поэтому  и отказывают ему в поддержке.  Но поставки из Египта, ОАЭ и Саудовской Аравии не могут удовлетворить нужды растущей  новой Ливийской армии.

Хафтар мечтает… о восстановлении цветущей Джамахирии?

— Мы — очень богатая страна, — сказал Хафтар американскому журналисту. — Мы хотим, чтобы наши люди жили в хороших домах, а дети ходили в хорошие школы. Ливию можно превратить в рай Божий на земле, но нужно строить новую инфраструктуру, новые здания и новые заводы. У нас есть нефть, золото, уран... Нам нужна сверхдержава, чтобы помочь в развитии экономики. Те, кто придет сейчас нам на помощь, не прогадают.
Когда журналист  спросил его о личных амбициях, он ответил:
— Мои амбиции — это нужды людей.
— А после того как победите и очистите страну, согласились бы баллотироваться на пост президента, если бы вас попросили люди?
— Не вижу в том проблемы, — сказал Хафтар.

22 января 2015 года части Ливийской армии  Хафтара  атаковали Бенгази, захватив часть города.
В марте его враги в Триполи передали всю военную власть в руки Бельхаджа, того самого, который был одним из главарей мятежа в феврале 2011 года, банды которого участвовали в штурме Триполи в августе 2011 и убийстве руководителей Джамахирии в октябре 2011, Именно он  с августа стал военным комендантом оккупированного экстремистами города Триполи.
 Сегодня он  -  главарь ИГ в Ливии, военный диктатор   на захваченных ими территориях Ливии.

Несколько слов о Белхадже

Председатель «военного совета» и самый влиятельный, по оценке "Нью-Йорк Таймс", военный лидер новой Ливии - Абдул Хаким Белхадж. Именно он командовал силами экстремистов при штурме Триполи в августе 2011 года при поддержке так называемой «бригады Триполи», которую в течение двух месяцев готовили инструкторы войск специального назначения США.
  Несколько фактов из его биографии.  В 2004 г. Белхадж вызывал живой интерес спецслужб США и Британии  как основатель и "эмир" Ливийской исламской боевой группы - в то время аффилированной, а в 2007 году присоединившейся к террористической Аль-Каиде.
Согласно базе данных по терроризму министерства внутренней безопасности США,  эта банда  была создана "в основном из ливийцев, которые воевали в советско-афганской войне" против Советской армии.
В 2004 г. Белхадж был схвачен ЦРУ в Таиланде, побывал в тюрьме Гуантанамо; в том же году ЦРУ/МИ6 передали  его в Ливию.
Отправляя его из  тюрьмы  в Ливию, шеф антитеррористического блока в МИ-6 сэр Марк Аллен написал начальнику внешней безопасности Ливийской Джамахирии Мусе Кусса: "Ээто самое меньшее, что мы можем сделать для вас и для Ливии, чтобы продемонстрировать исключительные отношения, которые мы построили за последние годы".
Продемонстрировали блестяще!

Викиликс разоблачает

В феврале 2009 г., в ответ на вопрос из госдепа, существуют ли в Ливии "местные антиамериканские террористические группы", посольство отвечает "да", указав на «Ливийскую исламскую боевую группу», согласно рассекреченным Викиликс дипломатическим телеграммам.
В марте 2011 г. банда   Бельхаджа перешла в подчинение «ПНС» и изменила название, но  не свою сущность,  на «Ливийское исламское движение»..
В августе 2011 года вместе с другими мятежниками и спецназом НАТО, около 800 боевиков из той самой "местной антиамериканской террористической группы" при поддержке инструкторов спецназа США взяли штурмом Триполи.
Е.Л. 9 марта 2015 года.
Для написания использованы разные материалы, в том числе  статья из источника:
http://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/99088/
The New Yorker , статья журналиста Джона Ли Андерсона, посетившего Хафтара  перед началом   наступления на террористов.


Рецензии