Концерт, творящий Благо. Алексей Паршин. И. С. Бах

И. С. Бах. Благотворительный концерт. Концерт, творящий Благо.
 4 марта, Детская Школа Искусств. Алексей Паршин.

 В нашем городе живёт удивительный Музыкант – органист Алексей Паршин. Я чрезвычайно обрадовалась, узнав, что год назад он переехал в Королёв и возглавил Королевское филармоническое общество имени Сергея Рахманинова.
 В ДШИ состоялся благотворительный концерт, открытый каждому, кто хотел бы прийти. И пришедших было много! Признаться, автор этих строк большую часть выступления просидела на ступеньках, все места были заняты… и слава Богу! Пропускать такое Событие – поистине не хотелось бы, и я понимаю каждого, кто пришел!

 Мысль ‘на полях’: неплохо было бы в Королеве построить более вместительный Зал для органных концертов – слушатели приходили бы нескончаемым потоком! А то пока приходится либо дожидаться благотворительных концертов, либо ехать на Малую Грузинскую, в католический костел… Именно там я впервые услышала Баха в исполнении Алексея Паршина. Сегодня я познакомилась с Алексеем Александровичем (и с Бахом тоже!) не только как с Музыкантом, но и как с Человеком.

 Далее последуют его монологи, предваряющие каждое произведение – я намеренно сохранила весь текст, это поистине лекция для духовной семинарии, простите меня, верующие, если я ненароком задела какие-то каноны, формулируя таким образом свои впечатления от Концерта.

 Предупреждаю тех, кто любит оценивать написанное словами ‘многа букаф’ и ‘фтопку’: ‘букаф’ действительно много, но они могут сделать Вас лучше, чище и интереснее как Личностей.


 - Прелюдии и фуги Баха хочется слушать как двухчастные произведения, на полной, яркой регистровке. Это вполне можно понять. Если кто-то из вас бывал за границей в православных церквах – заходил к лютеранам или католикам… Вот, например, в Соборе Парижской Богоматери стоит два органа: один маленький, у алтаря, и второй – для хора, он как два органа большой Московской Консерватории… И вот когда служба заканчивается, все встают – а это около двух тысяч человек – органисту нужно их проводить. Он не может играть тихо. И если уж так получается, что мастерство органиста очень высоко, и люди это знают, половина храма никуда не выходит, они поворачиваются, прошу прощения, спиной к алтарю и с восхищением смотрят на орган и слушают эту прощальную импровизацию, выходя во Свет Божий после службы, а кто-то выходит – разговаривает со священниками, смеются или еще что-то… я не думаю, что особенно смеялись во времена Баха…

 Вообще нравы были очень строгие. Женщинам, например, нельзя было петь в церкви. И вот когда Бах влюбился… Вы хорошо знаете, что, когда мужчина влюбляется, то он хочет, чтобы с ним разделили его профессию. Если это настоящий мужчина, для него главное – профессия, первая среди равных, будем так говорить. Не обижайтесь, вы же сами любите мужчин, которые увлечены своей профессией… А как Бах мог разделить профессию со своей возлюбленной? Он влюбился в Марию Барбару, свою троюродную сестру. Он – церковный музыкант. На свой страх и риск привел ее в хор, и кто-то – о ужас – услышал женский голос. Катастрофа и ужас… Из-за нее Бах подрался… на шпагах. Причем – со своим учеником.

 Вот сейчас мы подходим к личности Баха… Казалось бы, всё просто. За границу не ездил. Жил, работал, увлекался – ничего экстраординарного у него не происходило. Прежде службы в Веймаре у него было два места службы – Арнштадт и Мюльхаузен. В Арнштадте он получил место, будучи очень молоденьким… А первое место органиста очень сложно было получить, тем более что родители его умерли, когда ему было 9 лет. Старший брат взял его на воспитание… Но в 15 лет он уже был вынужден идти на заработки, голос был очень хорошим… А потом начались мутации голоса – тогда мутации происходили позже, чем сейчас – сейчас ведь в 12 лет мальчики уже басят, а в те времена голоса у мальчиков были очень тонкие – и высокие голоса были нужны, ведь женщинам петь в храме запрещалось. И это была большая проблема, пели студенты или совсем юные мальчики.

 И вот Бах получает место в Арнштадте, в новой церкви, а это значит – он руководит всей музыкальной жизнью города. Бах был настоящий учитель – и я, будучи учителем, прекрасно его понимаю. Был один фаготист – или нерадивый, или бездарный, а сокрее всего – и то, и другое, и с норовом… А возраст-то был примерно одним – одному двадцать лет, другому, может быть, восемнадцать… И Бах назвал его ‘свинячьим фаготом’. Назвал и назвал… А вот когда он шел по площади с Марией Барбарой, там эти ребята-то и были. А Баху по должности была положена шпага… Вот как оно бывает – и это же не только в России бывает! Это везде. И вы представьте себе – был боевой выпад, люди военные знают – если оружие достали, то оно будет пущено в ход. Он проткнул камзол своего соперника – а значит, это был боевой выпад. И с другой стороны, мы знаем Баха, который бал настолько верующим человеком, таким естественно добропорядочным в своей жизни, что он не представлял себе иного состояния души кроме как состояние абсолютной веры. Он сочинял, он боролся с начальством, зарабатывал деньги, это происходило без конца! Мы думаем, что это только мы боремся с начальством и что нас не понимают. А такое, увы, происходит и в жизни великих людей, и особенно в Лейпциге, после Веймара и Кётена. Ведь он руководил музыкальной жизнью всего Лейпцига! Будучи вместе с тем школьным учителем при церкви Святого Фомы.

 Сохранилось письмо Баха в Россию своему школьному товарищу.
 ‘Нам разный путь судьбой назначен строгой,
 Вступая в жизнь, мы быстро разошлись,
 Но невзначай – проселочной дорогой –
 Мы встретились и братски обнялись’, как у Пушкина с князем Горчаковым, помните?

 Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
 Хвала тебе — фортуны блеск холодный
 Не изменил души твоей свободной:
 Все тот же ты для чести и друзей.

 А тут получилось так. Тот пошел по дипломатической службе, после Веймара это был один из самых счастливых периодов его жизни… Возникла очень тяжелая жизненная ситуация, у него умерла Мария Барбара, и его рядом не было – он был с князем Леопольдом в Карлсбаде… Подрастало четверо детей, нужно было устраивать их будущее… Всего-то было 19 – многие умерли… И он написал письмо этому Эрдману, чтобы тот подыскал ему место в России, как я понимаю. В России в то время было много немцев. После Петра принимали многих иностранцев, и платили им тоже хорошо. Причем в Германии было то же самое – нет пророка в своем Отечестве, всегда иностранцам платили лучше, к сожалению, такая традиция существует до сих пор. Сейчас-то, слава Богу, нет, а тогда новый органист был небожителем. Мой учитель, Леонид Александрович Розин, говорил: ‘Как мне надоело это бездумное преклонение перед иностранщиной!’ Сейчас меньше, но тогда… в Германии преклонялись перед итальянской оперой, вообще у всех великих в культурном отношении народов, которым повезло оставить большое наследие, было это преклонение перед иностранным. Вообще величие их закваски, корней – они не теряли. Восхищаясь французской музыкой, немецкий композитор не становился французом. А французы, увлекаясь итальянской музыкой, сами итальянскую музыку не писали – просто одна культура становилась обогащенной другой, и даже становилась еще более понятной и родной, отходя от специфичности и внутренней ограниченности средств, которыми она создавалась.

 В Россию Бах не приехал. А до этого счастливого периода, о котором он писал в этом письме, у него был период очень плодотворный – Веймарский период, о котором мы и говорим. Большинство органных произведений написано именно в этот период. Он был придворным органистом у герцога, причем герцог его очень почитал, хотя Бах был молод и задирист. Наши петербургские исследователи несколько корректировали эту легенду под советские времена. Считалось, что начальник – деспот, угнетатель народных масс… Вы знаете, было и такое. Но этот герцог не относился к таким. Он очень хорошо понимал, кто перед ним, хотя Баху было всего двадцать девять лет, когда он заступил на эту должность, и несмотря на то, что Бах совершенно нахально дружил с племянником герцога, а у них с герцогом была борьба за власть… Бах демонстративно показывал свое расположение к племяннику, герцог, терпел, терпел, даже поднимал Баху жалованье, но поводом для того, что он ушел – говорят, его в тюрьму посадили – нет, это был домашний арест, хотя в общем-то ослушаться тогда было нельзя. Историки пишут о валторнисте, который повел себя слишком плохо себя повёл – и без головы остался.

 Но Бах был более благоразумен, и он в то время замещал музыкального руководителя, потом эту должность отдали Дрезе, он ее не получил. Конечно, ему было очень обидно… В итоге герцог отпустил Баха из-под домашнего ареста, и он поехал в тот самый счастливый Кётен, где он даже и при церкви-то не работал, он быль кальвинистом, а им кроме пения – не разрешалась никакая музыка.

 Что происходило в Веймаре? В Веймаре он знакомился с итальянской культурой. Вивальди, другие итальянские композиторы… Чайковский писал об этой солнце итальянских композиторов, причем охватывавшем все сферы итальянской культуры – лирическая, драматическая… Вивальди – там может быть три аккорда, а как они берут за душу, он работает с этими тремя аккордами так, что в душе возникает особая вибрация, особое движение, которое позволяет воспринимать мир в каком-то особом, приподнятом, гармоничном состоянии. И всё это пришло в музыку Баха. Сегодня будет звучать ‘Пастораль’ – рождественское сочинение, написанное под большим влиянием итальянских пасторалей 17-го столетия.

 Бах изучал французскую культуру, причем начал изучать ее до Веймара, и это тоже оказало особое влияние, но он оставался немцем. Что значит быть немцем-органистом в религиозном понимании этих слов? Сейчас органисты все более и более отходят от Баха, ключей к нему нет, играть его трудно, публика воспринимает это плохо – и они играют транскрипции, шумовую музыку, чтобы произвести впечатление, как наш русский профессор швейцарского происхождения – это был рубеж веков, начало 20-го столетия – писал: ‘Для непосвященного слушателя простое нажатие регистровой кнопки может произвести впечатление могучего владения инструментом, тогда как подлинные трудности остаются вне сферы его внимания’. У Баха огромное количество сочинений изящных, тонких, сыграть которые – кажется - ничего не стоит,. Они безумно сложны, это огромная нагрузка на мозг, на всё, что может быть.

 Бах был виртуозом игры на органе, это все знают. Это сфера, в которой он был безоговорочно принят как виртуоз своего дела – игра на органе. Еще до Веймара под его руководством был отреставрирован орган в церкви Святого Блазия в Люнебурге, сохранились документы, подтверждающие, что он сделал всё самое главное. Он много ездил с инспекциями, он знал все достоинства и недостатки любого инструмента, ему было достаточно лишь прикоснуться к нему. И Баха как эксперта очень ценили. И он писал музыку, с одной стороны, нужную князю, с другой – он писал как проповедник. Любое произведение Баха – это особая проповедь: она может быть сдержанной, очень эмоциональной, она может быть мистически-отвлеченной, очень простая – или со сложными гармониями, которые говорят о каком-то мучительном процессе духовного размышления. Но в музыке Баха никогда не найдется сомнения, стенаний, это всё большие, хоть и тонкие, но сильные и определенные чувства. И когда звучит Бах, особенно в том исполнении, которое тебя устраивает, даже для слушателя непосвященного возникает в душе особое духовное пространство, особое наполнение благодатью, которое в какой-то степени может быть даже утомительно.
 Как писал наш Святой Феофан Затворник: когда читаешь Евангелие и чувствуешь, что душа не воспринимает – оставь, потому что душа сыта. Я почему сейчас об этом говорю – здесь много детей, а концерт у нас сегодня не развлекательный, это концерт-общение. Получится или не получится – посмотрим.

 На основе музыки Баха мы создаем сегодня с вами поле особого духовного общения. Я напоминаю, что это может быть молитва, это может быть проповедь или размышление, и что бы это ни было – там очень высока степень художественной суггестии, волеизъявления, потому что, как писал Михаил Семенович Друзкин: ‘Бах ввергает своего слушателя в эмоциональное состояние как оратор, искусство которого не спонтанно, а строго апробировано, базируется на апробированных приемах красноречия, хотя производит впечатление свободно льющейся импровизации’.

 Круг образов, конечно, связан со Священным Писанием. В первую очередь, это, конечно, Рождественские настроения, настроения Страстной Недели, Пасхальные настроения… ‘Пастораль’ – это Рождественская музыка. ‘Фантазия’ и фуга, которые откроют концерт – явно говорят о страданиях Христа, это Страстная Неделя, и может быть, эта музыка даже говорит о нашем сострадании, переживании всего того, что происходило в Страстную неделю, это близко людям, которые ходят в храм, они вошли в этот духовный мир, они вошли в мир этих сюжетов… даже в человеческом плане – они воспринимают то, что произошло со Христом как свою личную трагедию. И вместе с тем это воспринимается не только как личностное переживание – касающееся только одной души. Наши старики говорили: ‘Музыка Баха объективна’, и для многих сложно было воспринять эти слова, поскольку люди считали, что объективно – значит отстраненно, равнодушно, рассудительно… Нет. Объективное у Баха – то, что вызывает ощущение особого духовного пространства, и любое переживание, любое чувство здесь связано с духовной системой координат. Итак, мы начинаем: Иоганн Себастьян Бах, ‘Фантазия и фуга до минор’.


Ее величество Музыка… Самопроизвольно вздохнули не только легкие, но и душа… Музыка Баха поистине чудодейственна – она уносит в мир открытий – создает самую благоприятную атмосферу для глубоких раздумий, и можно не сомневаться, раздумья эти не будут бесплодными – что-то заново переосмысливаешь, что-то открываешь вновь, что-то высвечиваешь с необычной доселе грани…

 Это не всегда размышление-страдание. Но даже если так – размышление никогда не бывает во вред, думаю, что многие со мной согласятся! И результатом размышления страдания является лишь благо – духовное очищение, преображение, пусть глаза наполняются слезами, но душа – наполнится Светом…

 - В Веймаре Бах создал свою бессмертную ‘органную книжечку’. Наверное, такое название было дано в подражание французским мастерам, которыми он очень увлекался, потому что когда записывали…. Обратите внимание – для чего записывали? Как вы думаете, для чего записывали музыку, когда все импровизировали? Органист обязан был очень хорошо импровизировать. Зачем же записывали, время, бумагу тратили… Переписывали – причем очень тщательно записывали… особенно Бах. Для чего? Как? Оставить потомкам? Мы все романтики, какие потомки? Понятное дело – чтобы сыграть. Кому сыграть? О! Кто сказал ‘мяу’? Правильно – ученикам сыграть!

 Дело все в том, что на органе в то время заниматься было в общем-то нельзя. В церковь не пускали: Святое место! А на чем заниматься? Видите, как и ножками-то приходится работать… Бах первым стал утверждать такую педальную технику. Впрочем, до него это тоже было… Поймут только баянисты, потому что баян и орган – инструменты клавишно-духовые. Причем вы знаете, я иногда иду в Королёве по переходу – и там играет какой-нибудь баянист. Поверьте мне, он играет гораздо культурнее, чем какой-нибудь профессор из Швейцарии. Органист не думает об этом – он считает, что орган очень звучен, но вы сами слышали, что этот инструмент может очень тонко разговаривать. Баянисты это понимают – мы же не можем играть тише или громче! У нас константный звук, и из-за этой константности, наверное, орган, несмотря на то, что он из древнего мира, принимали его очень осторожно. Вот император Нерон, например, играл на органе. Кто такой император Нерон? Знаете, чем он увлекался? Он очень не любил христиан. Он обливал их смолой и поджигал, как факелы. И при этом очень любил играть на органе, тогда их называли гидравлосы. Этот инструмент был очень популярен у язычников, и христиане, как отмечает один известный эстонский профессор, которого уже нет в живых, очень настороженно принимали орган.

 Но в Византии тоже был орган. Когда Ольга – по-моему, 775 год, - ‘иде Ольга в греки и прииде к царю’ – чем ее император хотел покорить? Пышностью, достижениями науки и искусства. Византия… пышность двора… И там были маленькие переносные органы. А еще там было две политические партии, голубые и зелёные, и у них были свои органисты, тоже зрелищные мероприятия устраивались! Да, орган был светским инструментом, но Византия – христианская страна, там уже другое… другое всё! И Ольгу хотели поразить, орган-то – это настоящее чудо, его изобрел грек Сесилий в третьем веке до нашей эры. И как инструмент светский, он получил распространение, и церковь не могла пройти мимо этого инструмента с постоянным звуком! Само по себе постоянство звучания – что оно даёт? На какие центры нашего восприятия действует? Константное, постоянное звучание… Что мы представляем? Именно! Вечность!

 А это очень важно, потому что когда человек приходит в церковь, ему надо понять, вспомнить, что он – не биологическое существо, что он пришел не случайно, что пришел ОТТУДА, и уйдет ТУДА, что он не умрет никогда… Вопрос в том, как он будет жить! И церковь использовала все средства, в том числе и искусство. Поэтому орган входил в церковь, конечно, он был менее совершенен, чем древний инструмент, но уже к Баху он стал инструментом удивительного воздействия на душу человека. И, конечно, Бах этим пользовался, создавая свою музыку. Когда органисты учились – они учились на педальных клавесинах, на органе они учиться не могли. И большинство произведений было написано для клавесина.

 И вот человек может прожить жизнь – и что он после себя оставит? Вот, например, есть картина. Что-то осталось. А мы что после себя оставим? Вот как говорил Александр Федорович Гедике, наш патриарх органной музыки: ‘Музыка должна создавать образ, а иначе это пустое сотрясение воздуха’. Создали мы образ, а дальше что? Его надо создавать опять и опять. Сейчас, конечно, создаются пластинки… Но тут есть момент трагический: как говорил профессор Перельман, грампластинка – это документ, который со временем становится уликой. Нам кажется, что когда есть возможно записать музыку на грампластинку, мы создаем шедевр – ничего подобного! Бывает, когда для монтажа слушаешь записанный материал, думаешь: ‘Боже мой! Как же здорово здесь, здесь и здесь, а диск-то еще не вышел…’ Может быть, это нужно, чтобы раскочегарить своё чувство импровизации. В основном – для дидактических целей, и органная книжечка – это хоральные прелюдии, органические песнопения, где Бах показывал, каким образом можно обработать каждый хорал, мелодию хорала. Он так и написал – ‘для начинающих’, но для начинающих – это очень условно, потому что…

 Вот как о ‘Евгении Онегине’ говорят, что это энциклопедия русской жизни, так же и я смело могу сказать, что ‘Органная книжечка’ Баха, 45 хоральных прелюдий, хотя было задумано 164, они по циклам идут – Рождественский, Страстной, Новогодний… Пасхальный… И дальше идет ‘христианская жизнь’. Они распределены по церковному году. Можно сказать, что это энциклопедия баховских образов. Вот какой у Баха главенствующий? Музыку Баха уже сейчас стали называть Пятым Евангелием. Большинство хоралов, которые сейчас прозвучат – это хоралы Рождественского цикла, среди них очень много веселых, среди них и впрямь много таких, которые вызывают хрустальное ощущение Чуда, этого Божественного Младенца, летающих ангелов, сияющей звезды, и при этом – молитва, молитва, молитва… А во многих Рождественских горалах есть и образы последующего Крестного страдания Спасителя.

 Помните ‘Сикстинскую Мадонну’ Рафаэля? Там вообще весёлое настроение? Ведь там же тоже Младенец и Богородица… Но в чем гениальность Рафаэля? Только великие художники могли синтезировать в естестве полярные начала! Еще мой учитель – это не я придумал, у меня был учитель по истории искусств… я был маленьким… Он говорил: ‘Посмотрите на взгляд Младенца Иисуса. Это взгляд ребёнка? Он смотрит в мир, понимая, что его ждёт! Там уже предвосхищение молитвы в Гефсиманском Саду – ‘Господи, да минует меня чаша сия, впрочем, не так, как я хочу, но там, как Ты’ А Богородица? Она прижимает его, как Дитя, и вместе с тем отдает миру…
 Вы представляете, есть такие произведения – художественные, музыкальные, которые настолько безусловно Богоносны, но они окружают нас, сопровождают всю жизнь, и к ним привыкаешь. Но в то же время не оставляет чувство восхищения. То же самое есть и у Баха. Традиция Рождественских песнопений – в них должны бали присутствовать мотивы последующих Крестных страданий Христа. Давайте послушаем эти миниатюры – они самые разные по настроению, по характеру, но это музыка, свидетельствующая о необычайной зрелости Баха как верующего человека, ведь в каждой миниатюре он мог уже столько сказать! Если не ошибаюсь, Пастернак сказал о Евангелии: ‘Книга Мира и без дна’. Вот то же самое можно сказать о музыке Баха.
 Хоральные прелюдии из сборника ‘Органная книжечка’.


Вновь льется торжественная, величественная Музыка… Как могло так случиться, что спустя каких-то три столетия вместо возвышенных и наполненных великим Смыслом мелодий из радиоприемников доносится нечто совершенно непотребное? Нечто, унижающее и ум, и Дух человеческий? ‘Что вы сделали с вашей мечтой?’…

 А в Музыке Иоганна Себастьяна Баха слышны и печальные, и радостные мотивы…
 Должна отметить, что ДШИ – это, конечно, не католический костел, в котором благодатный водопад Музыки низвергается в пространство храма, а вдали у алтаря тихим светом великого покоя мерцают свечи… Но этот концерт – действительно великое Благо, и Спасибо Алексею Александровичу за этот духовно-просветительский Шаг.


- Токката и фуга, быть может, одно из самых популярных произведений после знаменитой токкаты ре минор, которую вы много раз слышали. Иногда ее просто называют – ‘Токката’, и, скорее всего, Бах ее так и создал, здесь отголоски северонемецких органных традиций, когда токкатой или прелюдией называлось контрастное составное сочинение, очень свободное, ораторски возвышенное, обжигающее, наполняющее пространство храма необычайной эмоциональностью, и – сменяющие токкаты – фуги, представляющие собой размышление, закрепление, сердечное, духовное осмысление.

 У Баха, конечно, все уже совершенно по-другому, хотя это тоже контрастно составная композиция. Она состоит из трех частей, и, конечно, у Баха цифра три встречается неспроста. О Ком идет речь? Совершенно верно, о Троице. И вот здесь мы подходим к моменту, который, с одной стороны, очень интересен и для исполнителя, и для слушателя, а с другой стороны очень опасен. Это момент сюжетного толкования. Вообще это образ. Существовали даже специальные музыкальные формы, которые что-либо изображали. Но, сами понимаете, это не главная цель музыки. Написав картину, мы гораздо лучше отобразим сюжет, правда? Оттенки, переживания… Но то, что может дать музыка, не может дать никто. Поэтому то, что у Баха было изобразительного, а там символика была очень развита, это, скорее всего, может быть – для него самого или самых внимательных слушателей, которые, будучи проникнуты собственным музыкальным уровнем, уже у Баха заметили то, что он подчеркивает линиями музыкального рисунка.

 Я стал думать. Я нигде об этом не читал, но мне пришла в голову очень интересная мысль – о концепции этого произведения, потому что цифры три просто так не бывает! Я подумал, что речь идет о Святой Троице, а значит – первая часть изображает Бога-Отца, вторая часть – Бога-Сына, и третья часть – Бога Святого Духа. Но я бы сказал больше. Это уже как символ Троицы, Единосущной и Нераздельной, как говорят христиане. В определенном эмоциональном ключе. Как правило, о Троице говорится в очень нарядных, радостных интонациях, даже танцевальные ритмы присутствуют. У Баха есть прелюдии, связанные с образом Святого Духа, и они тоже написаны в танцевальных ритмах, и ничего предосудительного в этом нет! Вспомним Библейского Давида, который перед алтарем скакал и играл… 

 Да и танец настолько трансформируется – я всегда вспоминаю, как долго задавался вопросом – как может существовать танцевальная музыка в храме? А у нас на Пасху (исполняет часть Пасхального произведения…) – мне рассказывал протодиакон Новодевичьего монастыря… конечно, грань нужно соблюдать. Безусловно. Светское всегда переходит в духовное, и это нормальное – и очень хорошее явление. Бах брал свои кантаты, обрабатывал их, и они становились духовной музыкой. Та благодать, что есть в его музыке, присутствует и в светских, и в духовных произведениях, там разница очень небольшая. Мартин Лютер, основатель протестантской церкви, утверждал: ‘Почему мы должны отдавать врагу Божьему все красивые песни?’

 Хоральные прелюдии, обращенные вовнутрь человеческой души, раскрывающие человеческую сущность, на самом деле может оказаться светской песней. Я помню – мой учитель, Мари Клэр Аллен, принесла 18 хоральных прелюдий под названием ‘Я не оставлю Господа Бога своего. Там столько Света, столько сокрушенного покаяния, столько искренности… А там мелодия хорала такова, сто исполняется на педальной клавиатуре, и она спросила меня: ‘А ты знаешь, что это была средневековая песенка ‘Моника’, распространенная во всей Европе?’ Я ее сыграл быстрее и вот что получилось (исполняет)… Так что, как видите, светское проникает в духовное.


Здесь я снова сделаю ‘Заметку на полях’, обращенную к современным музыкантам, в том числе и тем, кто заглядывает сюда. В душе каждого человека есть Бог. Быть может, намеренно, целенаправленно попытаться переосмыслить какие-либо современные светские произведения и преобразовать их в музыку духовную? Таким образом, Музыкант может сделать своего слушателя ближе к Богу, а значит, и ближе к Чистоте, Благу, Красоте, Истине… Чтобы она, Истина, была не ‘где-то рядом’, а в самом сердце…


- И вот протодиакон Новодевичьего монастыря мне рассказывал… У нас поют бабушки – поют как умеют. Но культура великая, жаль, что петь ее больше некому. И вот… самый… нехорошо сказать – ‘кульминационный’ – скорее Богоносный момент, со Святой Чашей для Причастия выходит священник и говорит – люди, которые ходят в церковь, знают лучше: ‘Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем’. И вот эти слова должны были петь бабушки: когда они запели, он чуть чашу не выронил. Они запели (поет Слова Иисус на мотив ‘По Дону гуляет казак молодой’) – вы знаете, здесь нет ничего предосудительного, и знаете почему? Потому что с этой песней у них, бабушек, связано все самое дорогое. Самое Святое, что есть в их жизни. И человек несёт Богу самое лучшее, что есть в его душе. Здесь нет греха.
 Это вопрос очень сложный, что в храме можно и чего нельзя, и здесь важно – как. Можно взять самое Богоносное произведение, но преподнести его так, что ни в сказке сказать, ни пером описать. А можно взять простую песню и так ее подать, что она станет духовной музыкой.

Еще одна 'заметка на полях' - как по мне, и замечательно, что светское преображается в духовное - это означает, что души человеческие тянутся к Богу! А это еще раз подтверждает, что Свет есть в каждой душе! В каждой! И он - Свет - непобедим!
Передаю слово Алексею Александровичу:

 - Мне рассказывала одна матушка об Отце Николае – он настоятель храма Иоанна Воина в Москве. У французского посольства. Этот храм никогда не закрывался. Она училась в Институте иностранных языков, время сталинское было тяжелым… Шаг вправо, шаг влево – расстрел. И вот он рассказывал на уроках иностранной литературы такую средневековую притчу. Это притча о странствующих артистах. Они – персоны нон грата, их ни в храм не пускали, никуда. Церковь можно понять – чем сейчас развлекают народ? Включишь телевизор – там ‘Камеди клаб’. Могла ли Церковь с этим смириться? И вот у одного из артистов заболела дочь. Вы сами понимаете, что такое ребёнок, тем более – дочь. И вот он подошел к храму, и прихожан уже не было, только одинокие случайные прохожие. И говорит: ‘Господи! Ты знаешь, я грешен. Я недостоин даже войти в Дом Твой. Но прими, Господи, то, что у меня есть, и исцели дочь мою’. И он стал перед храмом делать разные сальто, прыжки… Прохожие, конечно, удивлялись. Но его дочь стала исцеляться. Здесь глубокая мудрость! То, что человек делает во имя Бога, то, что еще вчера было предосудительным, настолько преображается душой и самим Господом, что становится богоугодным. В этом нужно разбираться.

 Я сейчас немного отвлекся… Кантата ‘Адажио’ и фуга. Мне пришла в голову мысль, что наша Всенощная служба, православная, она посвящена событиям Ветхозаветным. Но начинается с прославления Пресвятой Троицы, Единосущной и Нераздельной. И вот так начинается эта пьеса, я возьму тихий регистр (играет)… Слава Отцу, Сыну и Святому Духу – Дух нисходит. А дальше идет одноголосный мотив, и мне пришло в голову, что это напоминание о Духе Божием, который носился над водой до Сотворения Мира. За этим следует соло на педальной клавиатуре. Целая страница. И мне пришло в голову, что это – Сотворение. Сделал, отошел, посмотрел… И дальше, дальше, воодушевление нарастает, и произведение подходит к тому моменту, когда Господь отдыхает, взирая на сотворенный Мир – ‘И увидел Господь, что это хорошо’. И – идет прославление. Да, это Святая Троица, но с акцентом на образ Бога-Отца. Всемогущего, Основу Основ духовного мировосприятия человека. Это Бог-Отец.

 Далее – ‘Адажио’, образ Христа. Христа можно встретить в самых различных образах. Можно представить Его как икону, видимую через плоть человеческим духом. А можно представить Христа-Человека. Какой была Его жизнь? Странствия… молитвы… исцеления… Причем молитва горестная – Он прекрасно знал, что будет. Он молитвенно боролся за людей, Он исцелял, Надеялся… Это был и Бог, и Человек. Ему было свойственно всё, что свойственно людям – кроме греха. Это очень трогательное ‘Адажио’ – детское, беззащитное. Вспоминаются слова Самого Христа – ‘У птицы есть гнездо, у зверя есть нора, а Сын Человеческий не знает, где преклонить голову’. И дальше голос идет вниз, идут таинственные , страшные аккорды, некоторые органисты играют их очень громко… Сейчас их играют тихо и в разных регистрах, это разделительная черта между Ветхим и Новым Заветами… Напоминание людям о жертве – ‘Смертью смерть поправ… ’ Это дало людям великую благодать, как сказано в Евангелии от Иоанна – мы забываем зачастую о том, что Ветхий Завет дал Закон, а Новый Завет дал Благодать. Благодать через жертву – это, собственно, и есть христианство.

 Далее – фуга в танцевальном ритме. Она символизирует Бога – Святаго Духа. И Бога во всех Его ипостасях в нашем понимании. И в композиторском представлении. Там есть очень радостные фигуры, которые напоминают мне о языках Пламени, сошедшего в Пятидесятницу на Апостолов, в День Святой Троицы. Они получили Дар благовестовать на разных языках. Во всём мире. Это моя трактовка. Есть главное – трактовка музыкального содержания, я сейчас исполню для вас эту фугу немного не так, как ее обычно исполняют. Там более изысканная, более хрупкая регистровка, Баху этой свойственно. Хотя если представить, что Бах или его ученики исполняли это произведения – играть его было трудно. Токката ‘Адажио’ и фуга до мажор.


 Исполнение виртуозно! Действительно видишь перед собою яркий поток Света – ‘Свет был ярче тысяч солнц, я понял – это Бог, не бездушный идол, а живой сверкающий поток…’… Бескрайние водные просторы – и Свет… Изначальный и Всесильный… эту картину хочется нарисовать, и не останавливает даже то, что рисовать я не умею…+)

 Адажио – образ Христа… напоминает эта часть слова Высоцкого:
 ‘Я не люблю насилье и бессилье, вот только жаль распятого Христа’…
 И приходят на ум слова человека глубоко верующего, Геннадия Лебедева, директора Дома-Музея Сергея Николаевича Дурылина: ‘И мы распинаем друг друга… Ежедневно – мелкими обидами, непониманием, пренебрежением, злобой… А Христос учит нас Доброте. Любви.’

 Третья часть и вправду напоминает образ Художника, придирчиво вглядывающегося в сделанные мазки – вот он подошел, вот добавил что-то, отступил на пару шагов, всмотрелся внимательнее, добавил что-то ещё…
 Подчеркну – быть может, привязка звучания именно к этим образам произошла, поскольку Музыкант рассказал о своем восприятии исполняемого произведения… Однако каждый был совершенно свободен представлять что-то свое, ведь Алексей Александрович подчеркнул, что его трактовка – это его трактовка. И я ‘сверяла’ созданные его воображением образы с тем, что он играл – для того, чтобы родились собственные ассоциации образы, пожалуй, мне нужно будет прослушать исполнение еще раз…
 Как сказал один знакомый психолог, в музыке Баха есть 'трёхслойность': глубинные, низкие звуки - это монументальная поступь Бога, более высокие, находящиеся 'в середине' - это Ангелы, мир Святых и Блаженных, и 'верхний' слой - дела и мысли людские...
 Как видите, восприятие может быть самым разным - дайте волю своему воображению - не бойтесь предполагать, и быть может, Вы услышите в этой музыке что-то, созданное специально для Вас...


- Если хотите, я поиграю вам еще, но если кто-то устал – то… в Европе баховские программы вообще редко играют, и они не бывают длинными…


 Некоторые слушатели с извинениями уходят… Досадно, жаль! Устали. Не привыкли много и усиленно трудиться мыслью… Так что же мешает-то? А тут – такая возможность, только приходи и слушай! Вслушивайся, лови, осмысливай…
 Увы! Как много возможностей духовного преображения буквально дождем сыплется на человека, а он смотрит то в тарелку, то в телевизор… Куда угодно! Только не в глаза Богу и не в глубины собственной души…


- Пастораль действительно тихая, Рождественская… Волхвы пришли, чтобы поклониться колыбели Иисуса… Следующая часть написана в духе немецкой алеманды, она в танцевальном ритме, нежная и светящаяся… передающая образ Божественной Колыбели и Божественного Младенца. Третья часть – похожа на только что исполненную ‘Токкату и фугу’. Это напоминание о последующих Крестных страданиях Спасителя. Тоже шествие, тоже молитва… Очень трогательная. Бах ведь редко писал трогательную музыку. А финал – это Радость: радуются ангелы, радуются люди, радуются дети… Там такие рождественские огоньки переданы музыкой. Вот такая четырехчастная пастораль. Пассакалия – то, что будет после нее – это совершенно другой образ, это несение Креста, это трагедия… хотя слово ‘трагедия’ здесь не подходит. Это то, что есть у каждого человека – те жертвы, которые он приносит, он должен воспринимать как Благодать.
 ‘Пастораль’ и ‘Пассакалия’.


 Торжественная Музыка, задевающая самые тонкие и самые глубинные струны души.
 Мне вспомнилось словосочетание – ‘законы духовного бытия’. И я стала размышлять, всегда ли человек живёт согласно этим Законам… всегда ли живёт его дух – живет он или спит, а если спит – то как пробудить его… чем…

 Быть может – музыкой Баха тоже… Да, она сложна для восприятия и понимания, но сложна только до тех пор, пока дух и мысль не настроились на Движение, на активность. Если человек живёт по формуле ‘поработал – покушал – поспал - поработал’, если человек не стремится понимать Мир, Бога, самого себя – настоящая, духовная жизнь, искренняя радость от дарованных Богом благодатей – проходит мимо… То есть она не проходит, она тихо-тихо звучит и стучится в каждую душу, только, увы, не каждый слышит ее… И в этом плане такие Концерты, как нынешний, - творят Благо в самом широком смысле!
 И зовут других творить Благо...

 Для тех, кто слышит: проявитесь, пожалуйста, по e-mail’у!
Geeta-with-a-Guitar555@list.ru


Рецензии