Глава 12-я. Возвращение из отпуска

     Глава 12-я. Возвращение из отпуска.

     В Мары приехал днём в воскресенье, 17 апреля.  Дома и в полку меня ожидал целый букет новостей.

     В  нашем холостяцком тереме  встретил только Володю Маликова. Оказывается, за время моего отсутствия все ребята дружно, один за другим, покончили с холостой жизнью. Саша и Лёва  сейчас с жёнами были в отпуске. Володя тоже женился  в Ташкенте на девушке Свете. Отпуск у него уже закончился. Света же оканчивала институт и должна была приехать к мужу осенью. Вот такие новости встретили меня в нашей холостяцкой квартире. Но это были ещё не все новости.

     На службу вышел в понедельник, 18 апреля. В полку на меня обрушилась куча новостей.

     Оказывается,  в субботу, 9 апреля 1960 года, в системе войск ПВО страны, произошло ЧП. В этот день, ранним утром,  РЛС  Ташкентского корпуса ПВО обнаружили воздушную цель в 430км. южнее г.Андижан на высоте 21км.,  летящей в сторону Семипалатинска. Это был американский разведывательный самолёт У-2, вторгшийся  в воздушное пространство нашей страны. 

     Достигнув Семипалатинского ядерного полигона,  самолет-разведчик пролетел над авиабазой стратегических бомбардировщиков ТУ-95,  повернул в район озера Балхаш (где находился полигон зенитных ракетных войск Сары-Шаган), а затем на Тюратам (где находился полигон стратегических ракет и космодром Байконур), а затем, нарушитель, через г. Мары ушел в Иран.  Полет продолжался более 6 часов. Все попытки сбить нарушителя с помощью авиации оказались неудачными.

      На аэродроме ближайшего от Семипалатинска истребительного авиаполка ПВО, находились два самолета Су-9, высота полёта которых позволяла достать самолёт-нарушитель. Они были оснащенные ракетами «воздух — воздух», и летчики, имели опыт полета на них.  Но, для того чтобы осуществить перехват, им необходимо было совершить посадку на аэродром Семипалатинского полигона, т.к. на возвращение «домой» не хватило бы топлива. Летчики, не имели специальных допусков в зону полигона. Пока пилоты ждали результатов переговоров командования Войск ПВО с правительством СССР о получении  необходимых допусков нарушитель уже повернул на Сары-Шаган и вышел из зоны досягаемости.

     Появилась надежда сбить самолет-нарушитель, используя  ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) С-75, имевшийся на полигоне. Но волей случая У-2 вновь избежал угрозы уничтожения. В тот день не планировались стрельбы, и ракет готовых к боевому применению в дивизионах не оказалось.

     Самолёт-нарушитель, закончив фотографирование полигона Сары-Шаган, направился к полигону Тюратам, и далее через  Мары уходил в сторону иранской границы. В ближайшем  авиаполку ВВС были истребители Су-9, но не было штатных ракет. И все-таки Су-9 взлетели с ракетами от  МИГ-19.  Но поскольку  летчики не имели опыта полетов  на этом самолете, а операторы наведения не имели опыта наведения высотных самолетов, перехват не состоялся.  Многие  генералы  и офицеры  получили  строгие взыскания, 

     В войсках полетели «головы». К командованию нашего полка тоже были претензии. На своё счастье, командир полка, полковник Л. Гощинский в эти дни был в отпуске. Его обязанности временно  исполнял его заместитель подполковник Войтенко. Поскольку было известно, что самолёт-нарушитель являлся разведчиком, от командования ПВО страны поступали противоречивые указания. В том числе, не включать РЛС, не находившихся на пути полёта нарушителя, чтобы не обнаруживать расположение средств ПВО и их рабочие частоты.  А вот РЛС, в зоне которых пролетал нарушитель, обязаны были работать и выдавать его координаты.

     Подполковник Войтенко, запутавшись в этих указаниях, приказал координаты самолёта-нарушителя, выдаваемые РЛС, расположенной на Мары-2 не передавать на планшет оповещения. В результате, в зоне нашего полка, в районе границы с Ираном, цель на планшетах оповещения, на некоторое время, была потеряна. Разразился скандал.   
 
     Когда я вернулся из отпуска, обязанности командира полка исполнял начальник штаба, подполковник Журавлёв. А подполковник Войтенко приказом Главкома ПВО был отстранён от должности, и ходил по службам с обходным листком.

     Доложив своему начальнику, подполковнику Дегтярёву о прибытии из отпуска, я получил указание оформить командировку в Ак-Тепе, под Ашхабадом, где находились мои подчинённые, но несколько дней не выезжать. Надо было встретиться с инженером полка, капитаном Щёголевым, выполнявшим  профилактические работы с моими людьми в подразделении Ак-Тепе, и обменяться с ним информацией.

     Обстоятельства так сложились, что капитана Щёголева мне пришлось ожидать целую неделю и только в понедельник, 25 апреля, он появился в полку.  Его подробный рассказ о проделанной работе в подразделениях полка занял два дня. Мне важные моменты пришлось записать. Наконец, в среду
27 апреля мы доложили, что  обменялись информацией по профилактическим работам в подразделениях. Подполковник Дегтярёв, выслушав наш доклад, дал мне указание выехать в подразделение АК-Тепе.  Подготовить своих подчинённых и технику к переезду в следующее подразделение полка, но без его команды не выезжать. Указание  прямого начальника походило на команду из армейского анекдота: «Стой  там, иди сюда…»

     Тем не менее, вечером  в четверг 28 апреля,  ехал поездом в Ашхабад. В пятницу следующего дня уже был на месте  в посёлке Ак-Тепе.

     Продолжение следует.
                Александр Зубков.


Рецензии
Прямо с бала на корабль! С улыбкой.

Владимир Шатов   07.09.2015 21:36     Заявить о нарушении
Спасибо. Самое интересное ещё впереди. Так судьба распорядилась. С уважением,

Александр Зубков 2   07.09.2015 21:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.