У бездонного дуба 2

“У бездонного Дуба” 2.
Вторая часть.

В первой части, герои рассказа нашли и исследовали инопланетную капсулу. В её многочисленных отсеках хранятся образцы минералов, семена культур, рукописи и уменьшенные копии всего, что производилось человеком на земле.

Александр Валентинович и Максим приехали проводить в последний путь Даниловича, что указал им вход в инопланетную капсулу. На похоронах присутствовал сын покойного – Степан со своей семьёй: жена и двое малолетних детей. Проводить доброго старика пришли соседи: преклонного возраста семейная пара Николай и Дарья и одинокий Виталик. Нанятые Александром Валентиновичем землекопы и духовые музыканты выполнили свою работу и, сев в ожидавший их, автобус – уехали. Кладбище находилось в лесу, сразу за некогда большой деревней, ныне в три двора. В доме усопшего, накрыли стол, и помянули добрым словом Даниловича. После короткого застолья, соседи ушли, и сын заторопился в городскую квартиру: дети измучались на жарком июньском солнце.

«Вы можете жить в доме, сколько хотите, – садясь за руль «Нивы», сказал сын Даниловича. – Я поговорил, сосед Виталик, пока присмотрит за отцовским стадом. Когда отметим сорок дней отцу, тогда и решим, как поступить со скотом».
Оставшись вдвоём, в опустевшем доме, гости сели за стол.
– Валентинович, а что будет с ними? – спросил парень. – Погляди, как смотрят на нас коты. Словно понимают, что теперь они никому не нужны.
– Пока не решил, – ответил его старший товарищ. – За два прошедших года мне надоело руководить всей той империей, что досталась в наследство от Вельямина Пантелеевича. Пусть ему и Даниловичу, земля будет пухом. Понимаешь, Макс, куда б я ни приехал, будь то мой завод или фабрика, вижу одно и тоже. Руководство – тащит всё, не брезгуя ничем, а те у которых нет такой возможности – хнычут и просят повысит зарплату. Но ни те, ни другие не работают с полной отдачей. Брошу всё и поселюсь тут. Начну разводить рыбу в реке, вместе с ними. Правда, хвостатые? – Коты, будто всё поняли и, подбежав, начали тереться об ноги человека.
– Как: «бросить всё»? Можно выпустить акции и раздать рабочим. Пусть сами выбирают руководство, и работать станут лучше на своём-то производстве! А ты, сделай здесь себе офис и руководи производством по электронной почте. Мне тоже грустно жить. Валентинович, ты считаешь, что я, получив от наследства Пантелеевича свою долю деньгами, начал их проматывать?
– Ну да, а как иначе, если у тебя нет интереса к производству. Тебе же предлагали возглавить один из оставленных нам заводов. Но ты выбрал свободу и деньги. Тебя можно понять: гулять, так гулять!
– Ты ошибаешься, старина. Тех процентов, что я получаю по вкладам в банке – мне на жизнь хватает. Но руководить заводом я не хочу – насмотрелся, как наш начальник цеха вывозил дорогостоящие «остатки» комплектующих за проходную, обводя вышестоящее руководство вокруг пальца.
Я начал работать над собой, в детстве не получил должного воспитания: родители простые рабочие. Эти два года я обучался боевым искусствам у монахов Шаолиня. Владею колюще-режущим оружием. Участвовал в нескольких боях без правил. Понимаешь, когда в кровь поступает адреналин – это такой кайф! Я мечтаю выйти на арену, против настоящего воина, и на мечах решить, кто кого!
– Максим, мне кажется, у тебя снесло голову. Понимаю, молодая кровь кипит, как самовар на углях! Но, так рисковать может лишь ненормальный.
– Валентинович, все мы живём лишь раз. Ты меня не сравнивай с самоубийцами. У тех свои «заморочки» в жизни, которые они не сумели решить. Я же иду сознательно на риск. Но ты не забывай о моей физической подготовке. Просто, хочу себе, понимаешь – себе доказать, что я – воин, как наши пращуры. Ты говорил, что через капсулу инопланетян можно было путешествовать во времени на земле. Жаль, что её уничтожили. Я бы воспользовался её возможностями, посетил Рим, до нашей эры, и поучаствовал в настоящих гладиаторских сражениях, а ещё…

Коты, ходившие задрав хвосты и мурлыча – насторожились и запрыгнули мужчине на руки, ища защиты. Дверь с шумом распахнулась, и на пороге встала Вола. Это была хозяйка и хранительница инопланетной капсулы. Некогда статная и красивая женщина-робот сейчас выглядела как бичиха. Её болоньевый, не поймёшь из-за грязи, какого цвета, плащ, висел на ней как на чучеле. На ногах тряпочные чуни в калошах, с драными голенищами. Неухоженные волосы, на некогда чудной головке андроидного робота, торчали, как копна соломы во все стороны. Лицо её покрывали старческие морщинки.
– Ну, что, Александр, вот ты и попался! Говори, куда дел мою капсулу? Не то разметаю твой прах по земле, – сказала вошедшая и, схватив со стола гранёный стакан водки – залпом выпила. Затем, легко и бесцеремонно подвинула Максима по лавке, села, занюхивая ломтем хлеба, что накрывал последнюю чарку покойного. – Чего уставился? Не признал, аль боишься меня? – смачно хрустя свежим огурчикам, продолжила она.
– Чего бояться, я своё пожил. Полагал, что ты уж давно на своей планете в созвездии Волопас. А ты оказывается, на Земле бичуешь! Странно как-то видеть такое. Живёшь среди людей, а простому уважению не научись. Стакан и корка – это всё, что полагается покойнику, а ты всё это проглотила – стервоза! – глядя в выцветшие, некогда голубые глаза, ответил Валентинович
– Ты не лайся и не обзывайся. За эти два года, я была на таких знаменитых тусовках и такого натерпелась от вас – мужиков, что романы начну писать, когда ты вернёшь мою обитель. Вы же только и можете, заглядывать женщине под юбку. Всё вам мало и мало, а затем, как ненужную тряпку – выбрасываете. Это же ты послал меня на Север, а теперь и ругаешь. Ещё раз спрашиваю, где моя обитель? – грозно посмотрела на мужчину и, пододвигая стакан Максиму, ласково добавила: – Обслужи даму, парень. Налей стаканчик до краёв.
– Тебя, уважаемая, я никуда не посылал, сама отправилась мир посмотреть. А твою капсулу взорвал Вельямин Пантелеевич. Я лишь занёс взрывное устройство и нажал кнопку таймера. Улавливаешь разницу. Это ты его использовала как женскую утеху много лет. Вот он и отомстил тебе. Вола, ты бы не пила много спиртного, а то твой андроидный мозг начнёт глючить.
– Я насильно никого в кровать не тащила и не тащу. Меня – да! Вот один, любитель любви, довёз меня до монастыря и бросил. Пришлось вдоль реки, по кустам добираться сюда. Надоело всё, думала отдохну в своём жилище, а его нет. Ты говоришь, Венька приложил свою руку. Где этот негодяй? Запомни, Александр, капсулу с планеты Волана нельзя уничтожить. На этой планете нет такого оружия! Её можно только перенести на другое место Земли. Веди меня к этому мстителю. Я из него всю душу вытрясу, и узнаю, куда он спрятал моё жилище, сила у меня ещё есть. Ишь, паразит, значит, вычитал из наших книг, как это можно сделать.
– Так он, после взрыва, вскорости и помер, оставив на нас свои заводы и фабрики. Мы сохраняем его империю, а сегодня приехали и похоронили Даниловича, местного пастуха, – задумавшись над услышанным, ответил Валентинович, поглаживая чёрных котов, что жались к нему.
– Пошли и выкопаем тот гроб, где по твоим заверениям упокоился Венька. Он много лет ублажал меня, а сам всё выпытывал, наши технологии. Поехали, убедишься сам, что в гробу никого нет. Он хитрый как удав! Найдём этого гада, и я вновь обрету свою обитель и смогу исправить всё то, что сделало земное мужичьё с моей внешностью. Вставай, показывай, где тот погост.
– Да тут, на местном кладбище, – начиная верить Воле, ответил Валентинович. – Вельямин Пантелеевич указал это место в завещании. Врачи, вскрывавшие его трупп, распорядились хоронить в закрытом гробу, чтоб инфекция не распространилось.

В вечерних сумерках, Вола работала, как два землекопа: корни деревьев, что успели протянуться за прошедшие годы в земле, обрубала лопатой, и выбрасывала рыжий песок. Валентинович лишь наблюдал, а Максим беспрерывно снимал работу андроидного робота на сотовый телефон.
Крышка вылетела из могилы, как пробка шампанского, и в свете фонарика все увидели – гроб пуст! «Ну, что я вам говорила? – резво выпрыгнув из могилы и ухмыляясь, сказала Вола. – Убедились, подельники! Гуляют они, правят империей, а хозяин то жив! Давайте, думайте, где его искать?» – «Ты закопай могилу, как было, а то наведается сюда её арендатор и сразу всё поймёт. Потом спрячется, что его вовеки не разыщешь», – посоветовал Максим.

На востоке разгорался новый день, а они втроем сидели, и думали, где искать Вельямина Пантелеевича. «У меня и в мыслях не было, что вот так, можно поступить, – думал Валентинович. – А кто мы ему – да никто! Бросил нам, как кость собакам – грызитесь, а сам где-нибудь, на западе, купил островок и ворочает на мировом финансовом рынке. Стоп, – остановил он ход своих мыслей, – значит, лицо Вельямина на страницах Интернета нужно искать».
– Максим, – обратился он к напарнику, – бери фотографию Вельяминаи и кати в город. Обратись к криминалисту, желательно пожилого возраста, и скажи ему, что ищешь сбежавшего своего папашу. Пусть ищет. Много денег не обещай, чтоб «не поднять волну». А я пока тут поживу, вымою Волу, вон как от неё воняет, и присмотрюсь к соседям. Должен же кто-то тут работать на него и присматривать за так хитро продуманной могилой.
– Хорошо, Валентинович, я поехал. Мне самому хочется увидеть, как строились пирамиды и многое другое. Смотри, сюда идёт сосед.
– Это Виталик. Сейчас, подоит корову и погонит на пастбище. Макс, езжай, а ты, Вола, спрячься. Пока не найдём твоего коварного ухажера, никто не должен знать, что ты здесь.
За окном послышался звук отъезжающей машины, и тут же в подойник ударила струя молока, сосед приступил к дойке. Валентинович лёг на лавку, а Вола залезла в сундук и закрыла крышку.
Вошёл сосед, и процедив молоко через марлю, разлил его по стеклянным банкам и крынкам. Видя, что Александр не спит, спросил: «Что за ночные гости наносили тут песка?» – «Какие гости? К утру парню приснился Данилович и попросил принести на могилу табачка, мол покурим с Велямином. Мы не стали дожидаться утра и отнесли: может и натоптали. Сейчас, встану и приберусь. Я решил пожить здесь и отдохнуть от суеты. Ты же знаешь, наследство моё большое, и все эти совещания, меня просто измотали. Распродам к чертям все заводы и фабрики и заживу спокойной жизнью». – «Вас, господ не поймёшь, то того хотите, то этого. Погоню я стадо к реке. Скот голодный», – выходя, пробурчал Виталик. – «Гони, кого куда хочешь, хоть на мясокомбинат. Мне всё равно – это теперь твой скот, больше он никому не нужен», – бросил реплику Валентинович, устраиваясь удобнее на лавке, а сам подумал: «Это каких господ, ты имел в виду, не того ли, что нас обманул? Надо позвонить Максиму и попросить его купить Воле одежду, эти чуни могут не то что песок таскать, а и выдадут нас. Стоп! Да ты голубчик можешь иметь связь с хозяином? Сейчас проверим».
Заскрипела крышка сундука, Вола высунула голову. «Сиди тихо и не высовывайся, а лучше лезь на чердак. Там тебя никто не увидит, а я пойду, прослежу за соседом, мутный он какой-то и подозрительно наблюдателен», – сказал он и вышел на улицу.

Скрываясь за кустами, Александр наблюдал за пастухом: тот сидел на берегу реки, и казалось, дремал в лучах восходящего солнца. Стадо паслось вдоль реки, постепенно углубляясь в лес. Виталик встал и, оглянувшись, последовал следом, крутя в руках сотовый телефон. «Видимо ждет звонка, а может сам хочет позвонить, но время ещё не подошло», – решил наблюдающий.
Стараясь не хрустнуть веткой, Александр подошёл почти вплотную к пастуху, тот тихим голосом разговаривал по телефону. Из подслушанного разговора, понял лишь следующее, после завтра будет встреча, а с кем, не понятно. Затем, незамеченным, он вернулся в дом старика и лёг спать.
Вечером, в телефонном разговоре, Александр сообщил Максиму: «Через день, у нашего соседа, важная встреча. Слушай, если будешь приезжать, купи одежонку для Волы, смотреть тошно на тряпки, что на ней». – Парень в свою очередь коротко сказал: «Послезавтра и встретимся, у меня тоже есть, что сказать».

День, Александр гулял по лесу с Волой, подальше от глаз соседей. Она многое рассказала, где была, что видела. Купались в реке и отдыхали на берегу лесной реки. Утром позвонил Максим: «Старик, я стою на трассе, смотрю, кто свернёт к вам». – «Добро, жду звонка», – ответил Валентинович, сидя с Волой в кустах возле кладбища.
«К вам свернула голубая «девятка», – сообщил Максим. – Я еду следом». Рядом стоящая Вола прошептала: «Смотри, наш сосед идёт сюда». – «Схвати его и держи, а я встречу нашего гостя».
Когда машина остановилась у ворот кладбища, Валентинович подошёл к водителю.
– Выходи, Пантелеевич, мы тебя нашли!
– Да я особо и не прятался, летал по миру, посещал музеи и театры, – протягивая руку, ответил Вельямин.
– Венька, дорогой, – с криком подбежала Вола, и начала страстно целовать подъехавшего мужчину. – Где вход в мою капсулу?
– Да вот же, в этом дубе, что растёт за кладбищенской оградой. Мне пришлось просто перенести вход, и всё, то дерево совсем сгнило!
– Так пойдём. Я так по тебе соскучилась, мой родной.
Подъехал Максим, и они с Валентиновичем смотрели, как старые любовники скрылись в чреве дуба. «Ну что, парень, – сказал Александр. – Теперь у нас появилась возможность путешествовать во времени на Земле. Выбирай, куда направимся». – «Давай навестим Древний Рим!» – предложил Максим.

В назначенный день, Александр Валентинович и Максим, с большими рюкзаками за спиной, подошли к «Бездонному Дубу». Когда вошли в инопланетную капсулу, там их ждали, хозяйка Вола и Вельямин Пантелеевич.
Вола выглядела неотразимо: лицо у неё было ухожено, от морщинок не осталось и следа, лёгкоё ситцевое платье, только подчёркивало ее статную фигуру. «Вот тебе и андроидный робот! – подумал Валентинович. – Привела за пару дней себя в порядок. Вот бы так людям научиться восстанавливаться в старости!»
– Ну, что, исследователи, готовы в дорогу? – спросила хозяйка неземной капсулы, держа за руку Вельямина.
– Да, – ответил Максим. – Открой нам дверь в десятый век.
Вола набрала знаками, на светящемся панно, дату и выход из капсулы открылся. Вчетвером вышли. Перед путниками была всё та же река, но лес по её берегам был иным – не ухоженным, ни дороги, по которой они пришли несколько минут тому назад, ни деревенского кладбища не было.
– В добрый путь, друзья мои! – напутствовал Вельямин. – Помните одну простую истину: повернуть обратно никогда не поздно!

День товарищи пробирались по непролазному лесу, обходя бесконечные заболоченные участки. Прошли не такое уж большое расстояние: река сильно петляла. Вечером у костра, делились впечатлениями.
– Что скажешь, Макс, как тебе наш поход? Я устал за день – смертельно,
– Я предполагал, что увижу нечто подобное, но такие дебри не представлял! – вытаскивая из рюкзака телескопическую удочку, ответил парень. – Сейчас посмотрим, какая рыба водилась в нашей реке, много столетий назад. А ты пока постав котелок на огонь. На ушицу, думаю, поймаю.
Пока Валентинович ставил палатку, Максим спустился по пологому берегу: ночной лагерь они устроили на высокой, песчаной излучине реки. «Вот, чёрт, леску оборвало, – прокричал Максим. – Слышь, Валентинович, тут такие «чурки» плавают! То-то я весь день слышал не прекращающиеся всплески по всей реке».
Одной большой щуки, хватило на приготовление ухи. Путешественники, поели и легли спать в палатке: сон накрыл их сразу.
Завтракали консервами, что несли с собой: ночью их уху кто-то доел, да так, что ненужно было мыть котелок – он блестел. Попивая чай, заваренный на травах, что росли по берегам реки в изобилии, Максим сказал:
– Старина, как полагаешь, что за зверь подходил к костру?
– Думаю, это была лиса, а ночью волки выли.
– Я то же просыпался и слушал лес и реку. В лесу полно разных зверей, а в реке кроме рыбы есть бобр и ондатра, водоплавающих птиц – тьма!
– Молодец, что всё подмечаешь! Смотри, звери и птицы – не пуганы. Вон, из кустов на нас смотрит зайчишка, а певчие птахи садятся прямо на ложку. Вчера, пока шли, пару раз видел следы медведя, видимо выходил рыбачить. А у тебя есть, какое оружие с собой?
– Валентинович, моё оружие – меч. Но в этом лесу он, по-видимому, не пригодиться. Судя по лесным обитателям, они вообще не видели человека.
– А у меня лишь нож. Я же не воин. Видишь, от реки приближается ласка, смышлёный зверёк. Пошли, мы за вчерашний день, даже не дошли до того места, где у нас стоит монастырь. Священнослужители всегда возводили свои храмы на особых местах. Может и в это время, здесь уже есть нечто подобное.

К полудню путешественники вышли на расчищенную лесную прогалину. На высоком речном берегу стояла рублёная избёнка, крытая корой деревьев, с крестом на крыше. Валентинович встал напротив скита и перекрестился. Со скрипом дверь открылась и вышел старик с косматой, длинной бородой, поверх его рубища, достающего почти до земли, висел на цепочке серебряный крест.
– Мир вам! Я послушник Никифор. Кто вы странники? На печенегов не похожи, глаза наши, но бороды сбриты и одежда чудная, а крест кладете не так.
– Мы русичи, но идём издалека, – объяснил Валентинович. – Далеко до города?
– Оно и видно. Печенеги пешими не передвигаются. Дьебрянск там, – старик махнул на запад, – где это река Снежеть впадает в Десну. А здесь, сам бог указал поставить молебну избу, вот и источник святой бьёт. Живу пока в одиночестве, добрые люди еду несут. Ступайте по тропинке и дойдёте до тракта, там народ – подберут. А мне нужно поспешать, а то костёр погаснет.
– Спасибо, Никифор, вот держи, это поможет тебе добывать огонь, – отблагодарил старца за совет Александр, подавая коробок спичек, и показательно чиркнул одной.
Идя по тропинке, Максим сказал: «А источник и впрямь не простой – солёно-кислый». – «Эх, молодежь, я пивал с того источника, – с вздохом сожаления, ответил Валентинович. – Эта Иоанно-Предтеченская мужская пустынь, всегда притягивала нас. До революции гремела на всю Россию, своими мастеровитыми монахами. Была колокольня, и башня с часами, которые звучали, механизм соединялся с колоколами верёвками. Старики говорили, что слышно была аж в городе. Мы, пацанами бегали гурьбой сюда, это около восьми километров от дома, а зимой ходили на лыжах. Тут всегда полно народу, летом работают пионерлагеря, и «Партизанская Поляна», обустроена в память погибшим партизанам. А мы называем это место – «Детгородок», до войны, в монастыре размещалась школа-интернат для беспризорников. Ты же сам тут был и не раз, а не пил из источника потому, что его в восьмидесятые годы залили бетоном».

По лесной тропинке продвигались легко, и вышли на тракт. Три впряженные лошади, тащили волокуши, загруженные свежей травой, рядом шли люди. Увидев незнакомцев, крестьяне схватились за вилы. «Уходим, – сказал Валентинович. – Я всё понял». – «Да я их всех раскидаю, как горох по сторонам!» – «Ты что, паря, – это же славяне. Всё утро косили и уставшие возвращаются. Видимо недалеко их поселение. Мы с тобой просчитались. По дороге объясню в чём».
Вновь пробирались по зарослям вдоль реки, до вечера, ругали Вельямина. Ночевали на острове, посреди реки, костёр не палили – боялись погони. Когда вошли в инопланетную капсулу, Пантелеевич и Вола, встретили их смехом:
– Ну что, путешественники, вернулись? – спросил Вельямин.
– Да, ты, – мудак! Если не сказать больше, – выкрикнул Максим.
– Вола, дай молодому человеку зеркало, пусть увидит того, кого только что позвал. У тебя с несметных хранилищах есть всё. А эти двое, поперлись, ни о чём не подумав. Жаль, что вы не встретились с разбойниками, а ещё хуже с отрядом печенегов. Они бы быстренько вас отправили в рабство. Вот тогда бы, ты Максим, точно вышел на арену, с деревянным мечом, против калёного трезубца.
– Пантелеевич, ну что ты гладишь ежика против шерсти. Видишь, парень и так весь на нервах, – сказал Валентинович. – Посоветовал бы, или предупредил, заранее.
– Нет, дорогие туристы. Опробовали на себе комариные полчища, и долго будете помнить полученный урок. Возьмётесь за ум и подумаете, перед тем, как делать новую вылазку. Почитаете историю, где, кто живёт, во что одевается, их язык. Что едят, в конце концов. Просмотрите слайды, о зверях и птицах, той эпохи, кто ядовит и как заработать там себе на хлеб. Нет, ребятушки, до этой спасительной капсулы нужно добраться, чтоб укрыться. А вы, сломя голову – вперёд! Могли взять подсобную технику, легче было бы в пути. Идите домой, посидите у телевизора, откроете Интернет, подумаете о связи и о многом, что может пригодиться в дороге. Будем считать, что ком, блином, или как там? Главное живыми вернулись. Мы уже собрались вас искать, и поверьте, даже это, там проделать непросто. Я сам пользуюсь возможностью этой капсулы, и гуляю по лесам, что росли здесь многие тысячелетия тому назад. Собираю грибы и ягоды, иногда охочусь.
Понимая правоту сказанного, Максим завёл машину, и они с Валентиновичем уехали, готовиться к новому путешествию.
Трада. 4 марта 2015 г.


Рецензии