Пирожное с хреном

Смитты ушли из Nursing Home и вернулись к самостоятельной жизни в своём  просторном одноэтажном  доме. Джон, глава семьи, высокий худой старик 94-х лет,  заботился  о своем семейном гнезде,   вёл финансовые дела,  делал заказы в магазинах, вызывал  врачей и  заключал договора с  агентствами, которые оказывали  помощь. Он вполне нормально  соображал,  самостоятельно   передвигался по дому, но плохо слышал. Справляться с  глухотой ему помогали слуховой аппарат и жена Эльза, 96-и лет, которая  также не утратила светлую голову, хорошо слышала, но плохо видела. Из-за плохого зрения  она  не могла готовить пищу, неуверенно ходила,  а самостоятельно  вставать или  садиться  разучилась, но  в этом  сложном  деле опорой ей служил  муж. Супруги трогательно заботились друг о друге,  и, не смотря  на естественную  слабость, на неспособость  выйти за  стены своего дома,  вдвоём они производили  впечатление  вполне дееспособных людей. Вот такими     предстали  старички перед  медсестрой Таней.
Дом Смиттов стоял на густо заселённой улице и закрывался только на ночь, но в доме Таня никогда не встречала  друзей, родственников, соседей или знакомых  живших в нём хозяев. Это её удивляло.   Она  выросла в России, где  не только друзья и родственники, но и добрые соседи  часто считались частью семьи. Однако  спрашивать пациентов о личных делах без крайней необходимости  не принято. Даже то, что у них две дочери, обнаружилось случайно при  смене семейного врача. 
 
 Врач Смиттов, их неизменный добрый  ангел, который моложе своих пациентов на  целых двадцать годочков, не один десяток  лет лечивший супружескую пару, в связи с выходом на пенсию решил закрыть свою практику. Супруги расстроились. Они привыкли к врачу,  доверяли его советам.  Они никак не ожидали таких перемен  в своей жизни.  Расставание не входило в их планы.      
Отношения Татьяны с пациентами были чисто деловыми. Она, как медсестра из Home Care, аккуратно  навещала  Смиттов  раз в неделю, наблюдала  за  их здоровьем, контактировала  с  их врачами,  следила за лекарствами, проводила назначенные  процедуры.  Забота о замене семейного врача, естественно, коснулась её. Когда  она сообщила  пациентам о предполагаемом  уходе  доктора на пенсию,  они, как напуганные  дети, уселись рядышком на диванчике. Почти слепая  Эльза чего-то царапала карандашиком для мужа в блокнотике. Он читал, качал головой и недоверчиво хмыкал.  Посовещавшись таким образом,  они решились просить помощи  в поиске подходящего врача у Тани.
Выбор  врача  -  серьёзный вопрос. Таня сама мучалась выбором эскулапа для своей семьи. Из-за переездов  ей пришлось пару раз менять специалистов.  Процедуру она знала не понаслышке.
Всё сводилось к выбору  ближайшего офиса врача, а в офисе одного из популярных специалистов.
- Я помогу, но, может быть,  ваши родственники  порекомендует чью-то кандидатуру?
- С нами давно никто не поддерживает связь. Наши братья и сёстры жили далеко и давно умерли. Племянники разъехались, постарели  и потерялись. Наша младшая дочка Молли  живёт во Флориде. Она ещё молода и её не интересует медицина. Если только старшая дочь... -  вслух размышлял  Джон.
- Сьюзен  живёт  недалеко, в соседнем  городе, но  у неё серьёзный бизнес, - весомо добавила супруга.
  - Это ваша дочь? Может быть у неё есть соображения, - обрадовалась  Татьяна. 
-Да, это наша другая дочь. Не думаю, что она поможет. Она успешный человек и ей всегда некогда, - сумрачно сказал отец и поясняя медсестре добавил: –  Успешный бизнесмен работает без выходных и отпусков.  Она настолько занята, что в последний раз звонила нам в прошлом году.  А сюда приезжала пять лет назад, когда оформляла документы в Nursing Home.
- Джон, когда ты вёл бизнес, у нас тоже было мало времени.
- Я сожалею об этом, -  проворчал старик.
- Вины детей нет. Это наша беда. Как нам звонить, если он телефон  не слышит, а я не могу встать?  Мы часто не отвечаем. Отвлекать детей от дела мы не хотим.
- Может быть мне позвонить Сьюзен? Я не займу много времени.
Джон после недолгого раздумья и сопения набрал номер телефона. Эльза сладким голосом попросила секретаршу сообщить боссу, что её беспокоят родители. Таня  волнуясь нажала кнопку громкой связи. Эльза стала что-то  черкать в блокноте для Джона.
- Hellо, - раздался голос из трубки.
- Простите за беспокойство. Nurse Татьяна из агентства Home Care сообщает  вам,  что домашний врач ваших родителей закрывает свою практику.
- Спасибо за сообщение, - мягко ответил приятный голос.
- Не могли бы вы мне помочь выбрать  нового врача для ваших родителей?
- Мне жаль, но я не имею на это времени.
- Может быть,  у вас есть какие-то предпочтения?
-Я предпочитаю для своих родителей хороший Nursing Home, где не будет никаких проблем.  Они согласны?
Смитты испуганно замотали седыми головами.
- Нет. Они предпочитают жить дома.
- Тогда это не моя проблема. Они имеют право на вашу помощь, и вы обязаны им помочь. Вам за это платят хорошие деньги. Иначе я обращусь в другое агентство.
Равнодушно прозвучал сигнал отбоя. Ни слова  родителям. Старики  схватились за руки и будто сразу  уменьшились в размерах.
- Сьюзен с детства была человеком дела. Моя школа, - с усмешкой пояснил отец, отводя глаза.
-Таня, поищите для нас врача. Мы имеем право на помощь, -  потребовала  Эльза.    Её муж насупившись молчал.
- Может быть мы попросим рекомендацию  у вашего бывшего врача?
Старички посовещались с помощью блокнотика, и Джон озвучил:
-Любого врача, только белого.
Бывший домашний врач прислал список из трёх врачей практикующих в их районе, которые по его мнению подходили Смиттам.  Он никого не хотел выделять. На уточняющие вопросы медсестры ответил:
-Понимаете, это мои коллеги, и они все прекрасные врачи. Я вам  пришлю необходимую информацию.  Вы в интернете увидите характеристики моих коллег, какие проблемы  они решали лучше всего, а также отзывы их пациентов.

Таня два часа рыскала по интернету в поисках подходящего врача, потому что по запросу на адрес она получила список из двадцати специалистов. Она по нескольку раз читала супругам информацию  из интернета. Составляла таблицы и снова зачитывала отзывы. Список  уменьшился в три раза.  Тогда она поискала среди них врачей посещающих пациентов на дому. Супруги захотели выяснить достоинства  учебных заведений, где учились оставшиеся кандидаты, затем супруги начали выяснять происхождение и национальность предков заинтересовавших их докторов.  И, наконец, они долго выбирали доктора по предпочтительному возрасту. Список очень медленно уменьшался. К концу рабочего дня Таня чувствовала себя вконец измотанным заблудившимся путником в пустыне, а  вопрос с врачом ещё не был решён окончательно. Зато старики вошли во вкус. Джон сам сел за компьютер.  Оказалось, он превосходно работал с компьютером  и  легко ориентировался в интернете. Помощь Тани не  требовалась.
- Спасибо, вы нам помогли. Мы ещё посмотрим, подумаем и потом решим, - заявил  приободрённый мужчина на прощание.
- Мы сами посмотрим и обсудим.  Мы и потом имеем право сменить врача, если он нам не подойдёт, - удовлетворённо  добавила Эльза. 
Таня с удивлением отметила, что старички просто помолодели от свалившийся на них заботы.
- До свидания. В следующий раз я приду как всегда по расписанию, - простилась с пациентами медсестра.
Через пару недель в агентство позвонили от нового врача Смиттов и сообщили номер контактного телефона, огласили список новых назначений и рекомендаций для пациентов.

Помня о прошлых визитах, Таня серьёзно готовилась  к  депрессивным жалобам одиноких стариков. Однако её ожидали совсем  другие  испытания.
Как всегда, Таня в десять утра была в доме Смиттов. Старики были жаворонками. Они   просыпались очень рано утром и очень рано ложились спать. К приходу всегда одеты, но не в этот раз. Впервые Смитты на её глазах серьёзно ссорились. Оказывается, Джон яростно ревновал жену, а жена была недовольна его отношением к себе.
Пухленькая Эльза полуодетая с озабоченным видом важно восседала на кровати в бигудях и перебирала  свои яркие кофточки, а Джон суетился вокруг,  жалуясь на судьбу и неблагодарность жены. Он делает для неё всё, а она наряжается перед приходом нового молодого физиотерапевта.
- Подумайте только! Для меня она никогда не одевает красивую кофточку, а для чужого молодого парня причёсывается и наряжается. Мне обидно, - громко заговорил старик как только Таня  переступила порог дома. Эльза довольно улыбалась.
-Почему ты меня обижаешь? – возмущался муж.
-Потому что ты не позволил приехать к нам нашей малышке Молли. Ты пожалел денег.
-Я не жалел денег.  Она нас не любит!
- У девочки мало денег, чтобы навестить нас .  Она всего лишь просила оплатить дорогу, снять номер в гостинице и рентовать ей машину.   
-Почему она не хочет пожить с нами? Дочку ждёт её  комната. Она не девочка, ей пятьдесят. Могла побыть с родителями, а не развлекаться.
- Джон, никто не живёт с родителями. У всех семьи...
- Я не прошу жить с нами.
- Ну она такая... весёлая ...
-У нас нет столько денег, сколько было раньше. Всё подорожало. Я не могу отдать  всё, что у нас осталось,  последнее. Надо же за дом платить, налоги. Я не знаю на чём экономить.
-Ты подумай!
-Прости, я не могу придумать. В прошлый раз мы всё отдали...
- Я и говорю, что  ты скупой!
Супруги обиженно замолчали,  Джон ушёл в свою спальню. Таня молча делала свою работу. Ей жаль стариков, но это её не должно касаться. С тяжёлым сердцем она покидала дом бедности и скорби.

Во время  следующего визита было отмечено, что у Смиттов продолжались баталии. Они всё ещё не могли договориться. Но, Слава Богу , свои обязанности друг перед другом  они выполняли  неукоснительно. Их война не сказывалась на качестве жизни.
-Я же купил тебе дюжину новых вещей,  а ты их для меня не одеваешь! А для чужих одеваешь!
- Он же почти гость. К нам редко приходят гости.
- Сегодня к тебе приходила маникюрша, и ещё помощница. Они обсуждали с  тобой одежду, а со мной никто не поговорил, - Джон чуть не плакал.
- С тобой вчера разговаривал почтальон, мне тоже было обидно. Ты один встречал разносчика из магазина, а я сидела в спальне.  Теперь ко мне приходят люди и будут со мной говорить. Вот!
- Таня, вы к кому пришли сегодня? – как маленький мальчик спросил мужчина медсестру.
- Я пришла к вам двоим, но мне надо взять кровь на анализ у Эльзы...
- А как же я? Пожалуйста, поговорите и со мной. Мы целыми днями ругаемся или молчим. Нам не про что говорить. Это ужасно, - глаза Джона были полны  отчаяния.
-Конечно, конечно. Сейчас померяем  давление, я спрошу вас о самочувствии, разложу лекарства, всё запишу и поговорим.
-Потом поговорите со мной отдельно?
-Конечно, потом мы с вами поговорим.
Окончив осмотр и проверку лекарств, Таня заговорила о новом семейном враче.  Врач супругам понравился. Поговорили о погоде. Отметили, что погода в дни их молодости была лучше. Лица супругов посветлели. Помолчали. Джон спросил о погоде в России. Таня с  нежностью вспомнила  свою Родину и рассказала о тёплых речках, о широких полях и ласковых лесах. Смитты забыли про свои обиды и слушали с огромным вниманием. Потратив целых полчаса на разговоры, Таня встрепенулась, вспомнила о других обязанностях и собралась уходить.
- Таня, останьтесь  на пять минут.  Вы удивили меня интересной беседой. Я вами доволен и хочу кое-что  показать, - хихикнул старый мужчина и позвал отличившуюся  собеседницу  в большую гостиную. С ними увязалась Эльза.
- У нас здесь художественная галерея. Картины, скульптуры и резьба, -  широким жестом с большим достоинством  пригласил хозяин  женщин.
Стены огромной комнаты были завешаны картинами выполненными карандашом, акварелью  и маслом. Отдельно на стенах висели  коллажи  сделанные из тряпок, ракушек, камней и других материалов.  Вдоль стен на  высоких подставках стояли скульптурные композиции из дерева и гипса. Глаза разбегались от потрясающей красоты.
- О Джон!  Это  великолепно! Как долго вы собирали такое чудо?
- Всю жизнь,- скромно потупился  хозяин.
- Это работы Джона, - с радостью заметила Эльза.
- О! Вы замечательный художник! Я получила настоящее удовольствие. Спасибо вам за творчество. Мне хотелось бы ещё увидеть эти работы. Невозможно рассмотеть всё за один раз,-  искренне заявила потрясённая Таня. Старик сиял от счастья.
-Вам понравилось? Понравилось? – верещала  старушка  уцепившись за ходунок.
-Да! Понравилось. Спасибо!
- Приходите к нам ещё. Вы сможете смотреть картины столько,  сколько захотите, - по-царски щедро разрешили супруги на прощание.
Соприкоснувшись с чудом, Таня птицей летела домой, забыв о неприятностях и  усталости. В голове не укладывалась мысль, что такие интересные одарённые люди страдают от одиночества. Они жалуются, что им не про что говорить! Ведь  их творчество бесконечная тема для разговоров и раздумий. Что делается с людьми?

Теперь Таня с радостью летела к своим удивительным пациентам в этот дом-музей изобразительного искусства.  Визиты  продолжались ещё два месяца, пока старики ни удивили её ещё раз.

Смитты готовились к приходу медсестры,  встречали её всегда аккуратно одетые, причёсанные. Тане было приятно смотреть на них, она часто оставалась  у них  на несколько минут  поговорить, если позволял плотный график  посещения пациентов.
Смитты это ценили и иногда позволяли себе вылезать из панциря  отчуждённости и респектабельности. Тогда они говорили на разные темы. Они даже коснулись запретного, обсудили причину их  побега из Nursing Home.
-Там жизнь и лёгкая, и беззаботная. Но постепенно охватывает  ощущение  ненужности, потом дают таблетки от депрессии, развивается равнодушие  и постепенно можно превратиться в овощ, - грустно вспоминал Джон.
- Но там общество ровесников и можно общаться. Есть развлечения,- возражала Таня.
- С ровестниками не всегда интересно, а те кто моложе ... те чужие.  Дома  постоянные заботы не дают впасть в сон. Текущие дела, события, разные люди приходят. Правда, забот и дел с каждым днём меньше. В молодости я увлекался живописью, делал коллажи  до девяноста лет.
- А я играла на пианино и имела учеников, пока зрение ни подвело, - похвалилась супруга.
Эльза подошла к пианино и стала легонько наигрывать. Муж  принёс  внушительную картину леопарда ночью, сделанную из гвоздей и шурупов и поставил к стене, потом подошёл к жене.
- Мы исполняли песни и романсы для друзей, - кокетливо сообщила старушка.
- Я бы с удовольствием послушала, - вежливо сказала Таня.
И вдруг Джон запел под аккомпанемент  жены. Его низкий голос  был неслабый и бархатистый.
Песня звучала прелестно. Удивлённая гостья попросила ещё чего-нибудь спеть. Они исполнили ещё романс,  и к удивлению слушательницы баритон мужчины зазвучал полнее. А потом случилось чудо. Зазвучала элегия Массне. Таня узнала эту мелодию. Боже милосердный!  Как божественно звучала мелодия в исполнении почти столетних людей: слепой пианистки и глухого певца. Непрошенные слёзы восторга  навернулись  на глаза  эмигрантки из России. Она вспомнила и своё детство, и музыкальную школу, и концерты, на которые её водили родители. Она вспомнила  исполнителей, которых слышала раньше и когда-то потрясшие её  бессмертные слова:
«О, где же вы дни любви,
сладкие сны,
юные грезы весны?…»
 
Музыка и слова утешали, успокаивали, врачевали. С каждой слезинкой таяла, уменьшалась уже давно  окаменевшая тяжесть в её груди.

Покидая  прекрасный кров своих пациентов, она уносила леопарда, которого подарили  ей благодарные старики. Теперь они долгие недели, а может быть месяцы будут вспоминать свой импровизированный концерт для доброй медсестры, свой необыкновенный успех у неё.
Таня думала, что никогда не забудет этот день, когда более несчастные, чем она, более слабые и беззащитные, чем она, люди подарили ей равновесие и надежду в сердце.  Она долго будет думать о ничем неоправданном одиночестве старости и в этой благополучной стране. Это  горькое одиночество также несуразно, как пирожное с хреном.



Рецензии
Зоенька! Очень мудрый рассказ и очень драматичный! В России редко старики доживают до такого возраста... А эти и живы - потому, что оба живы. Вы их так прекрасно описали, что я просто вижу их воочию. А жестокие дети редко становятся таковыми, если их правильно воспитывают. Ведь Джон сам говорит о том, что виноват в таком воспитании дочерей. Да и слишком прижимист - не оплатив, например, приезд младшей дочери... Я думаю, что это от того, что все они атеисты. Господь сказал, что надо чтить отца и мать. Это одна из заповедей. А они, скорее всего, и ни разу не помолились перед Богом за детей, а дети за них... У меня 20лет назад заболели родители. Я бросила всё - хорошую работу, детей, друзей и поехала в Саратов помогать родителям, по благословению духовного отца. Я, конечно, не думала, что это займёт столько лет жизни у меня. Папа пораньше, а мама недавно ушли от нас. А я до сих пор живу здесь, привожу в порядок частный дом и готовлюсь переехать домой в Питер, но что делать с подброшенными мне - собакой и двумя котами?.. Бросить я их не могу... Зоенька! Я завтра опубликую рассказ "О, голубка моя..." Это о моей жизни на Волге. Буду очень рада, если Вы прочтёте. Обнимаю Вас от души и желаю здоровья.

Инесса Борисенко   10.11.2016 14:09     Заявить о нарушении
инесса! я восхищаюсь вами. У вас были прекрасные родители, если они вырастили талантливую и добрую дочь.
С уважением
Зоя

Зоя Слотина   11.11.2016 07:49   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.