Тяготы

            Иду из ресторана, на ходу дожевывая скоростной обед. Навстречу заместитель командира отряда:
            – Ты куда летишь?
            – На Богучаны.
            – Так время вылета уже! Задержишь рейс!
            – Так очередь же, официантка обслуживать не успевает.
            – Не успеваешь пообедать в ресторане – бери из дому термос…
            Я что-то ворчу в ответ и бегу на самолет. Вдогонку слышу:
            – Задержишь рейс – получишь выговор!
            Жалуюсь Кириллычу. Он смотрит на меня поверх очков:
            – Запомни, Вася, простую истину в транспортной авиации: задержку надо вешать на кого угодно, и не дай бог, если ее навесят на тебя. Вертись!
            Оказывается, в авиации кроме безопасности полетов существует еще регулярность, за которую порют так же нещадно. Приходится торопиться. На обед вторые пилоты приземлившихся экипажей бегут с талонами в руке, как с эстафетной палочкой. Кто первый успевает занять столик, тот после обеда имеет десять минут на перекур. Кто не успел, дожевывает на ходу, чуть ли не за штурвалом.
            Надо вертеться. Надо рано вставать на вылет. На Ан-2 такого не было. Там мы приходили на работу к восьми утра и возвращались с закатом солнца. Теперь приходится вставать ночью и возвращаться домой тоже ночью. Первый вылет в пять пятьдесят по местному. Но авиация работает по Москве. Приходится учиться отнимать от красноярского времени четыре часа. Два ночи по Москве – по Красноярску шесть утра. Пока они там, в Европе, еще спят, у нас уже…
         Часовые пояса ощутимо стягивают нашу жизнь.
         Оказывается, на «кукурузниках» была лафа.

          Наступает весенне-летний период, ВЛП. Работа по летнему расписанию, все рейсы ранние, очень ранние, почти еще вчерашние. Вылеты в утренних сумерках, зеваючи во весь рот… Тишина, покой, город только просыпается, а у нас вовсю ревут моторы. Разбег по серой полосе, стук замков шасси, земля в туманной дымке уходит вниз, последние звезды гаснут на западе, плоская тускло-красная коврига солнца выползает на северо-востоке… пошел рабочий день.
            Пошел рабочий день, пошел второй рабочий день, пошел третий рабочий день… Рабочие дни все длиннее, рабочие ночи, ранние вылеты, поздние вылеты, ночные вылеты, задержки, авралы, саннорма, продленка…
           Мы вьемся вокруг родного аэродрома, как пчелы возле улья. Сезон.
           Май, июнь, июль, август, сентябрь… Сто двадцать, сто сорок часов в месяц…    Некуда записывать такой переналет, нельзя его записывать… его и не записывают, пишут норму, сто часов.
          Мы здоровые, крепкие ребята, нам по 25-27 лет, мы терпеливо переносим тяготы летной службы, надеясь, что все это временно, что надо набрать налет, ввестись командиром, потом набрать командирский налет, минимум: 700 часов, – и на серьезную технику!  Вытерпим!
          А Кириллыч с Василичем приспосабливаются. Дремлют в полетах по очереди, приглядывая за мной краем глаза; я стараюсь, из шкуры лезу, чтобы мне стали доверять. Но я у них не первый… всяких видали; поглядывают. А уж при малейшей, микроскопической возможности, – заваливаются спать. И тогда на сцену выходит никогда не встречавшийся мне в жизни фактор: стариковский храп смертельно уставших от жизни людей.
          Они тянут, тянут, тянут свою летную жизнь. Только бы не на пенсию! Ну, еще годик… полгодика…
           И в тесных профилакторских комнатушках гремит мощный, неповторимый, особенный, стариковский храп.
            Я терплю. Я считаю овечек, решаю в уме задачи… господи, ну немыслимо же! Мне ведь тоже хочется спать!  Но я не могу.
             Все в жизни человеку надо выстрадать. По молодости я еще не понимаю простой вещи. Когда экипаж спит – это так прекрасно, так спокойно, так здорово!
            Спать захочешь – уснешь.
            Потом, сам уже на пороге свежей старости, я пойму спокойную удовлетворенность от того, что мои мужики, уставшие до последней степени человеческого терпения, падают, наконец, в койки и – храпят, храпят, храпят!
          Я прислушаюсь: все ли храпят? Кажется, все… И тогда я облегченно вздохну и сам захраплю под аккомпанемент своих небесных братьев – как под самую лучшую колыбельную.

                *****

                Продолжение:   http://www.proza.ru/2015/03/17/342


Рецензии
Оказывается ,в летной жизни не всё мёдом мазано.
Василию Васильевичу спасибо за откровенность( p.s.я знаю ,что В.В. не
прочтет уже ...).

Влад Теслен   30.01.2018 19:36     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.