Опасность была велика

ОПАСНОСТЬ БЫЛА ВЕЛИКА
(Из книги «О людях и для людей»)

Прошедшая зима для отдела главного энергетика нашего завода выдалась трудной.И если бы своевременно не были приняты срочные меры,то сейчас заводской коллектив оказался бы в очень сложном положении.Трудно даже представить какой ущерб мог бы  быть нанесён окружающей нас природе!
Заводской накопитель шлама внешне выглядит вполне даже красиво,особенно сейчас на исходе весны.На водной глади – ни одной волны,яркое солнце в ней отражается, как в зеркале,а вокруг зелень деревьев,да широко раскинулись поля близлежащих деревень.Но вот вода-то в этом озере очень ядовита,просто беда!
Таково уж наше доменное производство,что без вредных отходов оно никак не возможно!Именно потому и создаются всегда на металлургических предприятиях такие вот озёра – накопители шлама,чтобы сосредоточить в одном месте эти ядовитые отходы.Когда,проходя через воду оборотного цикла,доменный газ отдаёт ей,воде,не только пылевые частицы-взвеси,на и все ядовитые вещества,образующиеся в ходе плавок и химических реакций.И вот в таких искусственных озёрах они и оседают, причём на самое дно.
«…Зеркало нашего заводского накопителя шлама,– объясняет мне в связи с этим главный энергетик завода Андрей Арсеньевич Воронин,– занимает площадь около шестнадцати гектаров.Глубина его в отдельных местах достигает пятнадцати  метров.Это рукотворное озеро содержит около миллиона кубов воды и шлама.Сейчас ведутся работы по наращиванию и укреплению плотины.Она «подрастёт» ещё метра на три и это даст возможность заводу ещё лет десять- пятнадцать работать спокойно, не опасаясь,что ядовитая вода окажется вне озера...».
Но что же,всё-таки,случилось этой зимой? И я задаю вот этот,волнующий всех,  вопрос Андрею Арсеньевичу?
«…Природа сыграла с нами очень злую шутку,– отвечает он мне,– чуть выше расположения накопителя шлама вдруг ожили родники?!Да такие оказались,обильные и мощные,что чуть ли ни половину накопителя сразу заполнили.И это оказалось такой чудовищной его подпиткой,такой для нас неожиданностью,что мы очень все на заводе  переволновались!Кроме того,две последние зимы оказались такими обильно снежными, что именно они и внесли ещё одну свою скверную лепту в наполняемость накопителя шлама.Таким образом,уровень воды в «озере» за два последних года поднимался ежегодно более,чем на метр!На метровый уровень вода в «озере» поднималась раньше лишь в течение шести лет.И к осени девяностого года до верхней части плотины остался лишь метр!..».
Положение,казалось,слишком экстремальным.Срочно к работам на накопителе была привлечена подрядная организация «Центршахтстрой»(г.Белгород). Но она «увязла» в траншее,предназначенной для дренажа и отвода грунтовых вод.Лишь кое-как она «побросала» в неё трубы.В течение нескольких месяцев она прошла всего лишь метров сто двадцать.Рабочие этой организации,как оказалось,не смогли справиться с этой задачей.Они были недисциплинированны,поздно начинали,рано заканчивали рабочий день.И вскоре стало совсем очевидным,что при таких темпах работы заводу грозит полная катастрофа!
И вот тогда создаётся заводская сводная бригада под руководством самого главного энергетика.И она приступила к работе с первого декабря.«…Работали люди,как во время войны!– отмечает Воронин,– самоотверженно!Понимая важность этой задачи. Сформирована она была из рабочих цеха водоснабжения и людей,обслуживающих землеройную технику автотранспортного цеха».Очень хорошо,(«с головой!») работал бригадир Василий Иванович Егунов.Не покладая рук,трудились слесари А.А.Ермаков, М.В.Протопопов,экскаваторщики В.И.Ковалёв,К.Я.Переведенцев,бульдозерист А. Г. Почальников.Особенно нужно сказать доброе слово в адрес геодезиста из проектного отдела завода В.И.Переведенцева.Он работал и как геодезист,и как простой рабочий в составе бригады.
«…Работать было очень тяжело,– делится пережитым бригадир Егунов.– Почва  вязкая,болотистая.Вокруг ручьи родников.Траншею нужно было выкопать до девяти метров глубиной!И если в её основании ширина – метр!То наверху ширина – до двенадцати или даже четырнадцати метров!..». И всё равно – были обвалы и оползни.Однажды,не успели даже траншею выкопать,как часть стены её рухнула. Обвал!И опустилась часть её стены вместе с забором близ находящейся дачи и даже деревьями.Работа для членов бригады оказалась не только тяжёлой,но и опасной для жизни.
Верхний слой снимали бульдозером и экскаватором.А затем работали вручную. Отсыпали шлаком,песком, на дно были уложены трубы.В день укладывали одну,две трубы и тут же засыпали шлаком.Иначе бы к утру,эта траншея заволакивалась бы грязью и обваливалась.И вот на самом трудном участке уложено четыреста пятьдесят пять метров труб.Почти полкилометра!И бригада успела выполнить свою работу, несмотря на то,что зима была снежной,а весна ранней.Сейчас вся острота тяжёлой ситуации здесь снята.В колодцах новой дренажной системы журчит полноводный ручей,теперь уже огибающий накопитель.И вытекает этот ручей из нашей дренажной системы,где-то в районе сельскохозяйственного цеха.
Но работы на накопителе шлама продолжаются.Уплотняется плотина.Самосвалы везут грунт.Бульдозеры разравнивают его и уплотняют.В карьере урчат экскаваторы. Дренажная система надёжным щитом легла вкруг накопителя.На стене в кабинете главного энергетика завода вижу график уровня воды в «озере».Ведь накопитель шлама вступил в строй ещё в далёком теперь семьдесят девятом году и до восемьдесят девятого года не приносил заводчанам никакого беспокойства!А тут, вдруг напомнил о себе…
«…Как только начался неудержимый рост уровня воды в накопителе,– рассказывает Андрей Арсеньевич Воронин,– мы приняли все меры к исключению подпитки в оборотный цикл.Но всё равно,это мало нам помогает!Шлама здесь до тридцати тысяч кубических метров в год!А также влага охлаждения колошников поступает дополнительно в этот же накопитель,кроме того,и природа дала нам хороший урок. Вот потому и были начаты работы по созданию более мощной плотины,по её укреплению…».Строительство же нового шламового накопителя не только экономически невыгодно,но и даже экологически нецелесообразно.Так мне объясняют сегодня энергетики.Ведь под него потребуется новая площадь?!Так что путь один – совершенствование имеющегося!Очень хорошо сейчас трудится на строительстве шламового накопителя подрядная организация «Тулаагровод».Когда мы осматривали плотину,то увидели даже машину подмосковной геологоразведочной экспедиции.
Её работники брали из пробурённых скважин(чуть ниже плотины!)глубиной до шестидесяти метров воду для анализа на содержание в земле ядовитых веществ. Подобные скважины,в которые вставлены трубы, пробурены вокруг шламового накопителя со всех его сторон.И ядовитых веществ в земле здесь не обнаружено.
А.Бочаров.
1991


Рецензии