Уроки русского

Давно я закончил школу, стал взрослым и успел постареть. Дети выросли, внуки уже, а всё кажется, что еще совсем недавно сидел за партой, внимательно слушал учителей и открывал для себя огромный мир, таинственный и прекрасный. Каждый урок нес новую информацию, которую я жадно впитывал, постигая законы взаимосвязи между предметами или понятиями. Хорошо помню учителей. В основном это были не молодые женщины, посвятившие  свою жизнь обучению детей. Каждая из них любила свой предмет, хорошо его знала и искренне стремилась донести до нас свои знания. Учиться мне было интересно, но не все предметы нравились.                Не любил я русский язык.  Никак не мог выучить правила. Их было так много и они казались такими сложными (куча исключений), что я постоянно путался и делал ошибки. Кроме этого почерк у меня был безобразный, читать его было совершенно невозможно. Поэтому «тройка» по русскому языку для меня была привычной оценкой, а  «четверка» казалась большой удачей. Сейчас  же другое дело -  компьютер: и шрифт можно выбрать, и ошибки исправит.                Я значительно лучше бы  учился по русскому языку и литературе, если бы не конфликт с учительницей по этим предметам. Звали ее Татьяна Зиновьевна Ковальчук.  Пришла она к нам преподавать  в восьмом классе. Не знаю почему, но она жутко невзлюбила меня и каждый ее урок стал для меня настоящей пыткой. Чтобы я не сделал, чтобы не сказал, все было плохо, неправильно и «двойка» была обеспечена, в лучшем случае «тройка». Я изо всех сил старался уйти из под такой опалы: и правила  учил, как «отче наш» и почерк пытался поправить, и вел себя примерно - все было напрасно. Она считала меня за недоумка и не скрывала этого. Говорила  в присутствии всего класса, что мне с моим интеллектом в школе делать нечего. Естественно, что  "руки" у меня опустились.  Татьяна  Зиновьевна  предупредила, что даст мне возможность закончить восемь классов только при условии, если я заберу документы и уйду из школы. Практически это был шантаж. В ту пору она была завучем и не могла не знать, что  по другим предметам у меня были твердые «четверки», уроки я не прогуливал и не хулиганил.  Но это ее не смущало и она последовательно и настойчиво реализовывала идею выдворить меня из школы...
     Делать было нечего.  Я согласился. Получив «тройку» за сочинение и за знание русского языка на выпускных экзаменах за восьмой класс,  я  вынужден был  забрать документы из школы. Наверно в этот момент Ковальчук была несказанно рада.  Но судьба, к моему счастью,  распорядилась по другому. Мы с мамой пошли подавать документы в, расположенный рядом с домом, техникум Советской торговли.  Там учились  практически  одни девчонки. Специальности предлагались следующие: товаровед продовольственных товаров, товаровед промышленных товаров, повар. Походили мы по коридорам, поговорили в приемной комиссии, посмотрели на абитуриентов, на информационные стенды и я вдруг твердо решил, что этот техникум не для меня. Я чувствовал в себе силы взять планку выше. Сказал маме, что поступать  в техникум не буду, а хочу продолжать учебу в школе и попросил ее отнести документы обратно, что она и сделала.  Благо в этот момент Ковальчук была в отпуске. Документы приняли и записали меня в девятый «Г» класс. В этом классе не учились элитные ребята, но это было для меня не так важно. К тому времени я уже понял, что только от самого себя, от собственных усилий  зависит - смогу ли я чего-то  добиться в жизни.  В конце лета из отпуска возвратилась Ковальчук, но она, видимо, ничего предпринять против меня уже не смогла: вышел приказ директора школы о моем зачислении. К моей радости в девятых - десятых классах  русского языка, как предмета не было, а  литературу вел  другой учитель. У меня сразу же повысилась успеваемость. По литературе и по русскому языку твердая «четверка». Вот такую роль может сыграть учитель в жизни ученика. Хорошо, что я не сдался и задумался о своем будущем.   
Еще один урок  русского и литературы преподала мне сама жизнь.  В девятом классе полгода нам преподавала литературу учительница, имя которой, к сожалению, я не помню, однако запомнил ее лицо: русые волосы, подстриженные под «каре», слегка одутловатое лицо в веснушках, большие глаза навыкате и огромные очки с положительными диоптриями. Свой предмет она преподавала очень интересно. Однажды, по окончанию урока литературы, учительница попросила меня задержаться. Я вздрогнул — вдруг опять какой-то конфликт.  Все ребята вышли, я подошел в волнении к учительнице, а  она мне вручила зачитанную роман-газету с повестью Солженицина «Один день Ивана Денисовича», попросив в течении одного дня прочитать и вернуть ей этот журнал и  никому об этом не говорить. Придя домой, я первым делом уселся за чтение этой повести. Передо мной открылся совершенно другой мир: грубый, жестокий, несправедливый. Но это был реальный мир, мир в который мы готовились вступить. А какое уважение я испытал к герою этой повести, к его порядочности, честности  и любви к Родине. Это был совершенно другой мир литературы, той литературы, которую мы не изучали в школе. Почему учительница выбрала именно меня не знаю,  но этот случай произвел на меня неизгладимое впечатление. Журнал я ей вернул в срок. Конечно никому об этом случае не рассказал. Через полгода она уволилась из школы, а мне стало жалко, что ушел человек, который мог рассказать правду об этой непростой жизни. Позднее я узнал, что эту повесть Солженицина запретили и журнал, где она была напечатана  изъяли из всех книжных хранилищ. Учительница рисковала своей репутацией, если не больше. Какое надо было иметь мужество распространять эту повесть.                Уроки литературы в старших классах я не очень любил лишь потому, что мне казались не интересными многие произведения школьной программы. Тот мир, который  описывался этими произведениями, был далек от действительности, за редким исключением.  Может потому, что я не дорос до таких произведений и порой не понимал поступки и мысли героев. Мне не хотелось заучивать наизусть тексты, а потом пересказывать их учителю, не сознавая глубины содержания того или иного произведения. В основном, познания я получал из учебника литературы и мог рассказывать о героях приблизительно и фразами из того же учебника. Не думайте, что я не любил читать. Очень любил, зачитывался  Фенимором Купером, Чарльзом   Диккенсом,  Джеком Лондоном, Майн Ридом, Александром Дюма, Есениным, Буниным.   Очень любил научную фантастику. Порой я даже пропускал школу и целые дни напролет проводил в читальном зале детской библиотеки. Я понимал поступки и мысли героев книг этих авторов, переживал вместе с ними. Сейчас, мне кажется, что школьная программа того времени была  составлена не совсем правильно и ученики не соответствовали высокому уровню предлагаемых к изучению произведений. Помню, когда стали изучать «Войну и Мир» Л.Н.Толстого, я заставил себя  прочитать первые сорок  страниц. Затем на несколько страниц пошел текст на французском языке и читать дальше сразу расхотелось.    Зато куда с большим интересом посмотрел   четырехсерийный фильм «Война и мир».                Не скрою, что уже после института, у меня появилось желание перечитать писателей Тостого, Достоевского, Чехова, Шолохова, Тургенева, Бунина, Симонова и др. Я с удовольствием прочел «Петр Первый», «Поднятая целина», «Хождение по мукам», «Живые и мертвые» и многие другие произведения. Перечитал поэтов Есенина, Пушкина, Сельвинского, Блока, Ахматову, Гумилева, Цветаеву и др. Увлекся современными поэтами: Асадовым, Ахмадуллиной, Вознесенским, всех не перечислить. Читая в более зрелом возрасте книги из школьной программы, я получил истинное наслаждение. Вот когда  у меня наступил возраст, когда я смог понимать классиков русской литературы и наслаждаться русским языком.
Можно понять составителей школьной программы. Вероятно, им хотелось привить школьникам любовь к Родине такую же преданную и беззаветную, как у князя Андрея или Пьера Безухова из «Война и Мир». Видимо до всего надо созреть, чтобы думать и чувствовать также, как герои литературных произведений. А для этого надо либо достигнуть определенного возраста, либо  самому пережить то, что пережили они.   Литературные герои — это примеры, при помощи которых воспеваются прекрасные и светлые чувства: любовь к женщине, к детям, к Родине, готовность к самопожертвованию.  Но нужно их понимать.
У каждого человека это понимание приходит по разному. Помню учился у нас в старших классах парень Владимир Пуртов, постоянно прогуливал школу. Учителя ничего с ним поделать не могли. В редкие дни, когда он появлялся на уроках, ему приходилось писать сочинения вместе со всеми. И что интересно, по русскому языку он стабильно получал «двойку», а по литературе «пятерку». Понятно, когда отличник получает "пятерку" по литературе, но когда ее получает  двоечник это казалось  невероятным. Не владея русским языком, он мог настолько ясно и интересно излагать свои мысли, что учительница вынуждена была ставить ему отличную оценку.  Обычно если с русским плохо, то и с изложением материала не очень хорошо. Для того, чтобы получить «пять» по литературе  надо быть личностью. Мне еще было далеко до этого, а он уже переступил этот порог в свои пятнадцать - шестнадцать лет. К сожалению, из школы Владимира все же исключили. Как сложилась его судьба не знаю. А если бы он занимался также как мы, кем он мог стать...               
  И еще один вывод я сделал:  любовь к Родине необходимо воспитывать со школьной скамьи, и не только на уроках литературы или истории, но ина  уроках  гражданственности, которых к сожалению в наше время не было.  Выпускники школ  помимо того, что они должны иметь обширные разносторонние знания в различных отраслях,  должны также ощущать себя гражданами своей великой Родины, которую им может быть придется защищать.  Для этого необходимо хорошо знать историю России, разбираться в современной политике, знать и любить цивилизационные ценности России, разбираться в религиях и во многих других аспектах жизни нашего общества.         
В школе я и не подозревал, что в сорок лет мне захочется  писать стихи, а  в шестьдесят лет прозу, что это станет главным увлечением в моей жизни и что я буду  членом Российского союза писателей. Сейчас,  конечно, я сожалею о своем «легкомысленном» отношению к русскому языку и литературе.   Если бы я знал эти предметы хорошо, то возможно и выбор профессии был бы  другим... Но тогда это уже была бы другая история. Вот такие уроки русского...


                16.03.2015г.



 



 


Рецензии
Андрей Андреевич. Программа по литературе меня устраивала. Многие произведения я читала на несколько лет раньше и критику по этим произведениям. Для меня эти книги были не только источником знаний, а личный психолог.
Как умеет травить педагоги тоже знаю. Учащийся полностью беззащитен перед проиволом педагогов.

Алёна58   20.05.2022 07:21     Заявить о нарушении
Алена, прочитав вашу рецензию, еще раз утвердился во мнении, что у каждого свой путь. Для меня школьная программа была малоинтересной, а для других моих одноклассников, таких как и вы, она стала путеводителем. Я не ставлю себя в пример кому - либо, а просто описал собственный опыт. У меня он был такой, у других - иной. И это хорошо, что мы можем свободно об этом говорить и обсуждать. Благодарю вас за неравнодушие и искренность.

Андрей Андреевич Нестеров   20.05.2022 15:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.