Вошедшая в историю шахматная партия номер 157

   В октябре 1859 года в парижской Гранд Опера шёл спектакль: не то "Севильский цирюльник" Россини, не то "Свадьба Фигаро" Моцарта. В одной из лож сидел герцог Карл Брауншвейгский со своим приятелем, графом Изуаром. Оба они были хорошими шахматистами.

   С ними был ещё один человек, менее знатный, но гораздо знаменитый, имя которого облетело шахматные круги Парижа. Это был молодой человек с чем - то детским в замкнутом лице, который слыл особенным игроком. Он играл не ради денег или славы, а потому что не мог не играть. Он, например, купил одному проигравшему ему шахматисту, на свой выигрыш обстановку для дома. Имя этого шахматиста - Пауль Морфи.

   Может быть герцог пригласил Пауля в ложу послушать музыку, а, может быть, хотел помериться силами со знаменитостью. И вот они сели за шахматную доску: с одной стороны, чёрной,  герцог и граф, с другой - Пауль Морфи.

   Так родилась всемирно известная партия № 157 ( по книге венгра Мароцци "Шахматные партии Пауля Морфи" 1929 года).

   Пауль Морфи был американцем, но во всём его облике было что - то европейское.
На американца он не походил. В нём был какой - то наследственный аристократизм духа.

   Партии Морфи отличались не блеском комбинаций, а этикой. Он умел отдавать, всё отдавать до последней рубашки, и "голым" выигрывал. И это была не только победа, но и стиль самого себя - жертвенный метод победы.

   Не так ли побеждают великие отдающие - на плахе, на кресте, на виселице?

   Такой была и эта коротенькая, всего в 17 ходов, партия № 157. Не понятно одно, зачем эти два знатных человека решили поиграть в оперном театре?

   Жаль только, что Морфи трагически погиб очень молодым.


Рецензии