Памяти Валентина Распутина

            Не стало писателя с мировым именем Валентина Распутина. Ушел из жизни стойкий боец за справедливость, за чистоту нравов, за Русь, за нас грешных. Он как щит пытался защитить Россию от ядовитых стрел пошлости, насилия и разврата, от всего того, что лишает народ нравственной опоры и своих исторических ценностей, накопленных столетиями.
 
            Особенно он переживал за нашу культуру, которая оказалась в объятиях зла. Об этом он говорил в докладе, прочитанном на Международной конференции писателей в г. Феррара (Италия) 23 мая 1999 года: 
            «Мы почти беспрекословно сдали культуру злу. Из грации, вечно молодой и возвышенной, соприкосновение с которой облагораживало человека, культура сделалась крикливой и развратной особой, последняя утонченность вкуса которой обратилась в изящество греха. Великий нравственный и эстетический запас, заложенный в нее на протяжении многих столетий, заложенный в том числе и нами, она обращает сегодня в яд и уже не церемонится ни с чем. У нее до сих пор звучное и красивое имя, ей продолжают доверять, впускать в души и ... отравляться».

             Валентин Распутин не кривил душой, не лицемерил, не шел на сделку  с совестью, говорил правду, какой бы она горькой не была. Жаль, что сегодня «в информационной войне всегда выигрывает тот, кто лжет. Кто говорит правду, ограничен правдой. Тот, кто лжет, может говорить что угодно» (Роберт Шекли).

             Сегодня идет борьба между злом и добром, и на стороне добра активно сражался В.Распутин, как в свое время сражались Пушкин, Толстой, Достоевский и многие другие русские классики. В.Распутин не мог допустить, чтобы победа  зла над добром стала конечным результатом общественно-нравственного противоборства.  Жаль, что сегодня многие литераторы стали подыгрывать злу, а то и вовсе его пропагандировать. За пропаганду зла  сегодня платят гораздо больше, чем за пропаганду добра.
 
              «Подлинное искусство морально, - говорил Гарднер. – Оно стремится продвинуть жизнь к лучшему, а не принизить ее». Эту же истину всем своим творчеством доказывал и утверждал и Валентин Распутин. Раньше «литература не была слепой  и замечала наступление зла, -  говорил он, -  но отречься от  добра для нее было равносильно тому, как молитве отречься от Бога». Он с болью в душе говорил о том, как в наше время «погнали совесть и чистоту в рабском виде прочь из дома... И возгласил всемогущий и любимый сюзерен самого короля новый нравственный закон: больше наглости! И кинулись исполнять вассалы это приказание по всем городам и весям... И трон самого Царя Тьмы с небывалыми почестями перенесен был в Москву».

               О Валентине Распутине сказано много правильных и красивых слов, но лучше будет, если мы в эти скорбные дни прощания с писателем обратимся к его произведениям, где сказаны им самые правильные слова, правильные потому, что призывают нас к чистоте помыслов и нравов. Читая его повести и рассказы, невольно начинаешь восторгаться силой его слова и духа.

               Вечная ему память и благодарность за ту нравственную опору, которую он для нас сооружал  на протяжении всей своей жизни


Рецензии
Понравилось единодушие рецензентов к этому тексту о Валентине Григорьевиче, Николай Иванович.
Но оно же и смущает. И вот почему: нет ни одного вопроса на Прозе общественного, чтоб вот так вот гладко, без сучка и задоринки общее мнение было.

И виноват в этом, полагаю несколько преувеличенно, именно Валентин Распутин. Как и великие классики литературы 19-го века он не соизволил снизойти до разбора процессов на более "прозаическом" числовом уровне, на котором делали анализ и принимали новые тяжёлые решения о своей деятельности некоторые современники и 19 го века.

Как к примеру, помещик Николай Николаевич Неплюев (его произведения публицистические в несколько томов в библиотеке Троицкой Лавры, но нынешняя патриархия не будет спешить их публикации, как и популяризировать систему созданного им успешного братства), и ряд других аналитиков, которых обычно считают революционерами или экономистами, к словам которых как бы вовсе не обязательно прислушиваться, читая более приятное для себя в литературе.

Поэтому и нет разногласия в оценках Распутина как литератора: добро - оно хоть всяким по-своему понимается, но добро.
Этому не возразишь.

Добрая ему память и пожелание возможности улучшения.
А Вам - бодрости.

Георгий Сотула   17.07.2019 01:00     Заявить о нарушении
Ничего я не понял в твоей, Георгий, рецензии )
Помещика Неплюева я не знаю, не читал. Я знаю другого помещика Струйского, который сочинял блестящие стихи и одновременно забивал до смерти своих крепостных крестьян (19 век). Выходит, гений и злодейство совместимы?
Однако же, за рецку спасибо!

Николай Иванович Кирсанов   17.07.2019 16:16   Заявить о нарушении
Да, тут у меня виден некий призыв к критике.
Нехорошо, конечно, делать много указаний типа "прочти", однако приведу пример современника и Пушкина, Лермонтова, Гоголя, и других - Н.Ф.Павлова.
Его "Письма к Гоголю..." своей резкой критикой очень помогли Николаю Васильевичу психически "прийти в себя" от сложных последствий обсуждения в обществе его произведений.
Помог не хваля, а критикуя, давая возможность "приземлиться" с писательских "атмосфер".

И Вам тоже спасибо, Николай Иванович. Критика должна быть.

Георгий Сотула   17.07.2019 17:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.