Родом из СССР ч. 2, 26гл

                Г л а в а  26.

           Я думал, что Белка моя устанет от наших походов по Москве и не вспомнит о моих снах, которыми я хотел с ней поделиться при Володе. Но Володька как всегда увёл разговор в сторону, при этом дав маме много информации о Савве Морозове. Думаю, что мама знала всё рассказы о семье Морозовых – и даже больше Баги, но поддержала его, чтоб мой друг показал свою начитанность. Впрочем, Вовка признался, что его пичкает этими страшилками его отец, чтоб при случае сделать «противником революционеров» и запрятать в тюрьму. Я верил другу и сочувствовал ему.  И часто останавливал его в школе, чтоб меньше выдавал свои секреты, а то  наши активисты живо побегут, докладывать о крамольных мыслях одноклассника. Были такие желающие. Многих за доносы потом повезли в Венгрию. Это случилось как раз, после нашего с Белкой возращения из Польши.
           Тогда «сражающиеся» за поездку в Венгрию, с лёгким сердцем вычеркнули меня из списков: - «Ты уже был за границей. Дай и нам поехать туда». Я не спорил. У нас и денег не было и желания – посещать чужие страны, где злотые (польская валюта) улетают как птицы, не пропищав на прощание ни слова. Но мама помнила о моих снах и когда мы, после прогулки пили чай, она вспомнила как раз не о Морозове и даже не о Пушкине – о ком ей Вовка не дал рассказать, а о Суворове и Кутузове.
           - Значит, ты видел наших великих полководцев во снах ещё простыми прапорщиками?
           - Не знаю, прапорщиком ли был Суворов, но он здорово командовал. И все его слушались – даже Потёмкин не мешал, хотя, догадываюсь, Екатерина дала своему любимцу власти больше чем Суворову. Хотя Суворов был постарше Потёмкина и женат. А Потёмкин парень.
           - Нет, в те годы, Суворов был ещё не женат. Я, кажется, уже говорила вам с Володей об этом. Потёмкин тоже не был возлюбленным Екатерины Второй, хотя она на него глаз положила, отмечая его ум и чувствуя, что когда-то он станет ей лучшим защитником.
           - А кто её обижал? – не вытерпел я.
           Её всё ещё опекали, а попутно и  обижали братья Орловы, которые с друзьями и посадили Катерину на трон. Как обижали, интересуешься? Это трудно рассказать. Братья считали, раз они помогали при том мятеже, да ещё вскоре расправились с её мужем – Петром Третьим – убив его, значит Катерина им всем обязана. Хотя она их одарила богатством. А Алексея Орлова сделала героем – впрочем, он и был им. Это тот Орлов, который одержал победу в Чесменском бою.
Я чувствовал, что Белка знает что-то большее об обидах Екатерины Второй, но стесняется мне об этом рассказать. Эх, был бы я постарше. Но в затруднениях надо Белку выручать.
           - Зато потом, - вспомнил я, что уже читал книгу «Княжна Тараканова», - опозорился, Чесменский герой, что взял в плен бедную, девушку и привёз её на растерзание своей правительнице, хотя и чувствовал, что скоро она всех Орловых пошлёт куда подальше.
           - Это ты о ком говоришь? О женщине, которая называла себя дочерью Елизаветы Петровны?  И, наверное, хочешь, чтоб я тебе растолковала, была ли сия особа внучкой Петра !?
           - Ну да! На русском языке ни гу-гу эта красивая девушка не знала, а зато на итальянском, французском, я думаю, шпрехала только так.
           - Если «шпрехала», как ты говоришь, то, наверное, знала и немецкий язык и польский – если уж она разгуливала по Европе, и многие богачи во всех странах её привечали.
           - Но почему Елизавета дочь Петра, если у неё была тайная дочь, не могла её посадить на трон? А придумала какого-то Петра Третьего – которого потом убили братья Орловы, потому что он и править не мог, а был дурак-дураком.
           - Насчёт Петра Третьего – это ты правильно сказал. Не известно, что было бы с Россией, если бы он стал править. Отдал бы Россию под власть Фридриха Второго, кажется, которому он поклонялся. Но давай забудем Петра Третьего и даже несчастную княжну Тараканову, которые попали под жернова истории. А вспомним, в каком положении находилась Екатерина, когда Россия воевала на три фронта. Один фронт, как ты уже прояснил для себя, был в Крыму. Ещё освобождали Болгарию из-под турецкого ига.
           - И на севере зашевелились некоторые страны, желая отщипнуть от России большой кусок для себя. Но хоть в Петербурге были ослабленные суда, они прогнали врагов.
           - И только там и в других местах стали немного затухать бои, вдруг обозначился главный враг Екатерины – Емельян Пугачёв. Что знаешь про него, хотя бы по «Капитанской дочери» Пушкина? Или из истории, что-то помнишь.
           - А я совмещу, как ты это делала в школе. Этот тип назвался Петром Третьи – будто не убили царя, а он спасся. И одев на себя, какие-то регалии – будто царские, шел на Москву. К нему народу много обиженного присоединилось – даже башкиры. Помнишь Салавата Юлаева?
           - Значит, войско он себе собрал немалое. И вот по пути в столицу, кого миловал, как Гринёва в «Капитанской дочке», а многих убивал, вешал, издевался над людьми. Вот его Катерина испугалась больше всего. И удалив Гришку Орлова из палат своих, призвала Потёмкина и тайно вышла за него замуж, чтоб он не уезжал более от неё и помогал ей править.
           - Но Потёмкина она не послала, чтоб он усмирил Емельяна – мужа новоявленного?
           - Для этого у неё было много полководцев. Вот уж всех не помню, кто громил пугачёвский сброд, но, кажется, и Суворов там гений свой приложил. И вот когда Пугачёва загоняли в норы, как раз и объявилась княжна Тараканова. Она Пугачёва признавала, братом называла.
           - И вот тут-то Екатерина и дала приказ Алексею Орлову – Чесменскому взять девицу в плен?
           - Да. И если ты внимательно читал книгу, Алексей с ней поступил нечестно. Сделал вид, что он влюбился в дочь Елизаветы – внучку Петра Первого и готов ей служить. Готов с ней покорить Россию и царствовать.
           - Ага! Даже как будто женился на ней, на корабле. А привёз её беременной от него, и кинули красавицу в крепость. Ты как хочешь, мам, а мне жалко княжну Тараканову.
           - А как мне-то было жалко, когда я книгу читала в молодости – даже плакала. Возможно, это была аферистка, но вреда России она принести не могла, если бы Алесей на ней женился по-настоящему. И Екатерина намекала этому коту, что, мол, сделал ребёнка, так женись на ней, если она признает, что всё придумала, по поводу родства с русским двором.
           - И Алексей же ходил вроде в крепость, но княжна, хоть и умирала тогда, но плюнула ему в глаза. Как ты думаешь, мам, она умерла или нет? Потому что наша учительница рассказывала, что вроде Тараканова выжила и жила потом долго в монастыре, только без ребёнка – он умер.
           - Вот тут не знаю, что тебе сказать, - Белка растерялась. – Знаю только, что её не затопило в крепости, как на картине показывали в Третьяковской галерее. Потому что тогда тот потоп не дошёл до крепости. Но начальник довёл до Екатерины, что княжна была залита водой. А кто-то, если я не ошибаюсь, художник Ге нарисовал картину – так и осталось в истории. Что написано пером или кистью, то не вырубишь топором. Сальери, если ты читал Пушкина «Маленькие трагедии» тоже не травил Моцарта. Но как написал поэт, так и осталось это в умах людей. И хватит нам философствовать. Мы с тобой перерыли такой пласт нашей истории, что тебе и мне надолго будет переваривать всё в головах.
           - Да, жалко, что Вовка нас не слышал. Он тоже любит поговорить, о былых временах и как одни люди захватывали трон и пыхтели на нём, но не сдавались, а другие рвались к нему и жизней лишались. Или оставались жить как неизвестный тебе Иван Антонович – тоже царских кровей – сидел при Екатерине Второй в крепости. Это как у «Трёх мушкетёров» - там тоже правил один брат – Людовик Четырнадцатый, а его близнец томился в крепости, чтоб не было войн между родными братьями. Чего только в истории не случается.
           - Поговорила бы с тобой и об Иване Антоновиче и об Людовике Четырнадцатом, но оставим это для более подходящих времён. А сейчас два усталых путника должны лечь спать. Кто пойдёт первым мыться перед сном? Или ванну кто-то занял? Что-то мне мерещится, что вода бежит.
           - Пока не бежит, иди. А я тебе и себе постели приготовлю и тоже всех за тобой. Беги, мам, а то если туда раньше тебя зайдёт этот алкаш Валера – наш новый сосед, то до утра будет в ванне спать. Я когда ходил в туалет, слышал, как он с матерью ругается, и она его может выгнать. И он займёт ванну – не станешь же ты участкового каждый день вызывать.
           - Да, - Белка быстро собрала необходимое и отправилась в ванну. Я, услышав, как она зажгла газ и пустила воду, постелил постель ей, потом себе и тоже собрав чистые вещи, стал ждать, когда мама уступит мне место в ванной. Хотя бояться уже было нечего – пьяный Валера был изгнан из комнаты матери и шумно прошёл по коридору, натыкаясь, то на стенку, то на стол. Не матерился, с тех пор, как Белка предупредила мужика и матушку его, чтоб выражались культурно в коридоре и других местах общего пользования. У себя в комнате тоже чтоб матерились тихо. И потому, над чем мы с мамой посмеивались, дрались эти два любящих выпить, молча, пыхтели как паровоз.
           Мама вернулась, и я быстро занял ванную, потому что хоть и было поздно, но мало ли кто из соседей ещё захочет помыться. Принял душ я быстро – уже готовил себя к лётному училищу, где, быть может, будет военная дисциплина. Жить, мне мерещилось, будем в казармах и мыться, когда свободен, можно будет лишь под холодным краном во дворе – это летом и осенью. Будут, наверное, и мытьё в общих банях – раз в неделю. Вздохнув, что я лишусь возможности мыться каждый день в душе, особенно в летнее время. Но, возможно, - я рисовал себе и такие картинки – будет где-то река или пруд, куда по команде нас будут  отпускать снять с себя жару. Только будет ли время бегать к реке или озеру?
           Когда я вернулся, мама ещё не спала. Сказав мне: - «С лёгким душем!» - она хотела повернуться к стенке и спать, как мне захотелось, поговорить ещё. Вначале я улёгся на лежбище в маленькой комнате. Мне мама её выделила как анклав, чтоб я мог иногда обособиться и учить уроки. Её комната большая была проходная. Но когда приедут наши поляки мне придётся спать в комнате мамы на раскладушке, а этот маленький закуток предоставить гостям.
           - Мам, вот ты планируешь, что Алька и Петя будут спать на моей кровати. Допустим, она большая и эти два брата уместятся. Но вдруг у Петьки недержание мочи или что-нибудь с почками, и он ночью будет срываться в туалет. Он же, как медведь будет топать, и будить тебя всякий раз. И натыкаться в коридоре на что-нибудь в темноте.
           - Если ты подозреваешь такую беду у Пети, то, как Анна – мать их сможет отправить в чужую страну такого проблемного парня?
           - Мы же с тобой уже определили, что тётя Аня, во мщение тебе, посылает сыновей, что её муж любил тебя без ответа с твоей стороны. Но хоть она вроде простила тебе, что он всегда хотел видеть тебя и ходить с тобой по Москве или в театры, но злоба в ней потихонечку копилась.
           - Пусть бы её злоба обернулась на её землячку – учительницу Альки – потому что Юрий уже серьёзно завёл себе в Варшаве любовницу. Даже ночевать у неё остаётся. Прости меня, что говорю тебе об этом. Но когда мы были в Варшаве, я думаю, ты слышал это от Кристины или от Альки, а уж от Пети обязательно – мать при них критикует её. Вот пусть Аня на разлучницу и сердится – при чём здесь я?
           - Вот на учительницу Альки тётя Аня не станет сердиться, чтоб её сыночку не было плохо, а тебе достанется. И чтоб хоть немного тебе помочь, я завтра получу паспорт и сразу поеду оформляться в «Восьмой хладокомбинат», куда берут подростков с документами.
           - Знаешь что. Я поеду с тобой – у меня два дня выходных – за переработку. Так что и за паспортом вместе и на хладокомбинат оба поедем. Должна же я посмотреть, где ты станешь работать. С твоим бригадиром познакомиться – хорошо, если это будет женщина. Потому что мужчины там трудятся в основном пьяницы.
           - Хорошо бы бригадиром был трезвенник мужчина, - вздохнул я. – Потому что у тебя сын такой большой вымахал, что на него заглядываются женщина под сорок и больше лет.
           - Да что ты! – ахнула Белка и даже перевернулась, от неожиданности на диване: - Тебе делали нескромные предложения взрослые тёти?
           - Не делали, но наша учительница географии умышленно занижала мне отметки, что наши мудрецы, кто встречается с девушками в постели, сказали мне как один, что она хочет от меня, чтоб я к ней в гости сходил, якобы для личных занятий. Кое-кто из них ходил и получил годовую пятёрку. Мне намекали, что она ждёт меня.
           - Какая мерзость! – в голосе матери прозвучал гнев. – И ты мне не говорил, что эта учительница портит подростков. Я бы сходила к новой директрисе и поговорила бы с ней.
           - А новая дуректриса, - я умышленно исказил слово, - тоже, говорят, не равнодушна к рослым подросткам. Так что действуют на пару с географичкой. Поэтому они выживают Галину Николаевну из школы. Впрочем, Галина Николаевна и сама уйдёт, наверное. Болеет она часто.
           - Жалко Галину Николаевну – она, я думаю, и болеет, потому что догадывается об этом хамстве взрослых женщин, по отношению к юношам. Но тебе из этой школы надо переходить, если ты не желаешь, чтоб я сходила в Районное здравоохранение, и рассказала, про эти проделки учителей, по отношению к ученикам. Ведь могут и плохими болезнями наградить парней, а потом доказывай, что ты не верблюд.
           - Вот спасибо, мам, ты просто гений. Конечно не надо скандала. Пусть его делают родители тех, кто ходил к учительнице за отметку вина отнести и в постели поваляться. Хотя, может, сами папаши ходили за сыновей отрабатывали. А мы с тобой пойдём на Север – как у Киплинга уходили звери от беды.
           - На Север! – Белка воодушевилась. – Но жалко хорошего физика и математика. А у тебя это основные предметы при поступлении в училище.
           - Про физика я тебе скажу так. Он хороший теоретик, но задачи в классе решать, как положено, не хотел. А говорил тем, кто будет сдавать в институтах физику, чтоб задачи решать приходили к нему домой. Вёл такой факультатив дома – разумеется за деньги.
           - Господи! И в смысле задач по физике у тебя, получается, прорехи в знании. А как он тебя мне хвалил. Наверное, хотел, чтоб я тоже давала тебе деньги на его «индивидуальные» занятия. И я бы давала, если бы ты это сказал. Из кожи бы вылезала, а давала.
           - Мам, я спрашивал у ребят, тех, кто ходил к нему. Они не в большом восторге от его учёбы. Поэтому я хочу пойти сейчас в вечернюю школу рабочей молодёжи. Стану работать и учиться. И на те деньги – уж прости – найму себе хороших репетиторов. По математике тоже надо, потому что наш Прохор Максимович проболел целый год, и у нас вели занятия практиканты.
           - Но и практиканты могли попасться талантливые.
           - Это тебе повезло в седьмом классе с твоим учителем литературы. А к нам, мам, приходили одни бездари. Сынки высокопоставленных родителей. Они и в институты поступают по блату, учатся спустя рукава, а потом в школах или ещё где будут дурачить людей.
           - Боже мой! Как в нашей школе всё изменилось после смерти Бориса Григорьевича. Да, надо тебе уходить, дорогой мой. В десятом классе, как я слышала, документы не отдают в другую школу. Но я тебя поддержу. Пойдём за документами, в последней декаде августа, и пусть только заикнутся, что не отдадут. Полетим в Районо, будем настаивать, и если мне придётся рассказать, что там творится – я это сделаю. Но куда ты собираешься переносить документы?
           - В вечернюю школу рабочей молодёжи, которая находится за гостиницей «Минск» - это не далеко от нас. Скажу тебе, что там учится талантливая молодёжь. В основном актёры, спортсмены, кто снимается в фильмах, кто ездят на сборы или соревнования – это спортсмены.
           - В таком случае народу в классах будет меньше находиться. А значит, если учителя хорошие попадутся, то смогут тебе дать немного больше по физике и математике. Ну, плюс ещё репетиторы. Только где их найти хороших – не обманщиков, как ваш учитель физики.
           - Мам, я найду – не беспокойся. Мне тут парень встретился – чуть старше меня – может лет на десять. Так он физик где-то в научном институте. Мы с ним поговорили немного. Представь, мама, он будто экзаменовал меня. И говорит, что в физике – и не только – я разбираюсь хорошо. И он хотел бы, чтоб я пошёл с ним в команду – организуется игра такая – вроде ребусов: «Что? Где? Когда?» Это кто-то задаёт каверзные вопросы и игрокам надо отвечать. На этом даже деньги заработать можно. Но это будет когда ещё – не известно. И я ему сказал, что мне сейчас нужен репетитор по задачкам по физике и по математике, что поступить в училище.
           - Ты сказал в какое?
           - Да. Парень этот или взрослый мужчина удивился и согласился меня немного подучить, но не по физике, а по математике. А по решению задач по физике он мне другого рекомендовать будет. Почему по физике не хочет? Это я у него спросил. Знаешь, что сказал. Ему самому надо развить мышление математическое – потому он с меня будет брать минимальную сумму.
           - Ну, мудрецы, - Белка чуть развеселилась. – Выходит, пока ты ждал паспорт, не терял времени зря. И школу нашёл себе и репетиторов. Это меня радует. Но с обоими репетиторами ты меня познакомишь.
           - Это будет не скоро, мама. Мы с этим парнем обменялись телефонами, я даже знаю, где он живёт. Это на Красной Пресне, недалеко от Алёшкиной новой коммуналки. Но этот учёный сказал мне, что несколько месяцев он будет собирать команду – тренироваться с ней. А зимой выкроит время на подготовку меня в столь  замечательное учреждение. Может, когда стану лётчиком, он ещё со мной куда-нибудь слетает. Шутка, конечно.
           - Боже! Ты снимаешь тяжесть с моей души, что не хочешь остаться в этой школе. Узнав такое, я бы там устроила кой-кому сладкую жизнь. Но ты уходишь, и даже другую школу приглядел, и репетиторов нашёл – надеюсь не обманщиков. Но как ты познакомился с учёным физиком – открой секрет. Где-нибудь по дороге от Алексея, я думаю. Да?
           - Правильно думаешь. Я шёл от Алёшки на трамвай, через довольно красивый парк, который ты должна знать. Знаешь, да? Это напротив Райкома Партии, куда ты ездила, чтоб нас с учёта на квартиру не сняли. А этот учёный физик гулял с собакой – большой такой. Но собаку на поводке прогуливал мальчишка – видимо сын учёного или брат. А физик сидел и разгадывал кроссворд. Я иду мимо, он спрашивает у меня слово. Я быстро отгадываю, потом ещё слово, что ему не даётся. И ещё. Тогда он попросил сесть рядом и поговорить с ним. И мы с ним про Космос, про инопланетян разговорились довольно серьёзно. Он мне, мама, такое порассказал, что я тебе даже записал почти целую тетрадь. Почему не показывал? Так вот ждал момента. Надо же было сначала тебе про школу сказать, что я там учиться не желаю, потом про знакомство с этим учёным, а затем о чём мы с ним толковали пару часов, пока его сын или брат не позвал его домой. Вот тут уже они мне и дом свой показали, даже окна квартиры. Но возле дома этого учёного все бабки знают. Так что ты, мама, его не бойся я и познакомлю вас, и с соседями ты сможешь поговорить.
           - Боже! Какой ты у меня умный, Олег. Всё продумал и такими знакомствами обзавёлся. Я за тобой как за каменной стеной уже себя чувствую. И верю, что ты преодолеешь все преграды. А я обещаю тебе вытерпеть все фокусы наших друзей поляков, которые они нам будут показывать. Ну что такое капризы не совсем здоровых подростков, если у меня есть такой сын, как ты.
           - А ещё ты должна меня без страха отпустить в Лётное училище. Это если я по здоровью пройду комиссию в Шереметьево. А там, говорили мне, отбраковывают только так.
           - Не обещаю, что не буду бояться. Но подопру тебя сильно как мать. Все свои страхи спрячу, и буду бороться вместе с тобой. А теперь спать. Завтра помчимся за паспортом и потом на Фили, где ты собираешься поработать. Кстати сказать, возьмём купальники и навестим любимую Москву-реку. Володю бы взять с собой, но разве он поедет.
           - Володя не поедет, хотя бы потому, что плавать не умеет. И в Хладокомбинат он со мной не захотел идти, по причине, что рано вставать надо на работу. Та же самая причина у Алёшки, хотя эту работу указал мне он. Но работа – ладно. Обойдусь без них. А вот Бага ахнет, когда узнает, что из школы ухожу. И ведь не уговоришь его уйти со мной. Хотя можно Вовку подкупить, что там будет учиться с нами творческая молодёжь. Он очень на молодых актрис падкий, которых может там увидеть. Вот, закину ему эту удочку – может, пойдёт? Но надо работать – вставать рано, ложиться поздно – это он не потянет. Да и отец не разрешит, мне кажется.
           - Георгий Михайлович лучше бы следил, чтоб сын не выпивал в подворотнях. И не надо, сын, чтобы он с тобой шёл в вечернюю школу. Он там скорее себе найдет друзей по бутылке и будет тебе лишняя забота – бегать за ним. И когда мы уже заснём, как говорят в Одессе?
           - Спокойной ночи, Белка моя. Спасибо, что поговорила.
           - И тебе спасибо. Столько мне тайн своих открыл. Спокойной ночи!

                Часть 3-я - http://www.proza.ru/2015/04/22/910


Рецензии
Вот ведь, как жизнь повернула! Чуть на "Что? Где? Когда?" не попал, в вечернюю школу ушёл из нормальной. Удивительно! Когда мы учились, в вечернюю школу только очень слабые ученики уходили, а тут почти отличник.

Татьяна Мишкина   30.03.2017 15:23     Заявить о нарушении
Я тоже думал, что сменная школа, это так себе. А оказалось, лучшая ШРМ по всему городу, учителя - методисты. Не учёба - удовольствие.

Александр Карпекин   03.04.2017 02:29   Заявить о нарушении