Случай в дороге...

 

               

                КАПЫЛЮШНЫЙ Н.В.

 
      
                С Л У Ч А Й   В   Д О Р О Г Е…

      
             Случилось это с нами  ночью холодной зимой где-то в  конце 80-х. Необходимо было перегнать на предприятие, где мы   работали, два спецавтомобиля: один старенький УАЗ-52 и новый ГАЗ-66 с прицепом. Прицеп представлял собой комплексный агрегат с электростанцией и гидроустановкой весом около тонны. Оба эти автомобиля предназначались для отработки программы создания специальных средств по обеспечению эксплуатации двигателей на новых по тем временам самолетах семейства Су. Так как время было тяжелое, денег у предприятии не то, что на зарплату своим работникам, но и на закупку необходимой техники не было, решили по договоренности с военным ведомством брать ее во временное пользование в авиационных частях.
         
        И так, мы втроем с напарником, ведущим инженером летно-испытательного отдела Костиным Борисом Дмитриевичем, а по совместительству и водителем, еще с одним водителем гаража Юрием отправились в Нижегородскую область в Савастлейку, где располагался известный Центр подготовки и переучивания летного состава авиации ПВО. Время это было не только тяжелым в финансовом отношении, но и дороги представляли собой большую опасность от криминальных элементов. Поэтому не столько для защиты, сколько для внешнего вида и самоуспокоения своих коллег я одел военную полковничью форму. Добрались мы до места поездом, переночевали в гостинице и с утра занялись приемкой техники. На мне лежала ответственность за оформление документов, а ребята осматривали, принимали и готовили к перегону машины, причем каждый ту, которую должен был перегонять. Вот здесь, как оказалось позже, и выяснилось качество их работы. Если Юрий добросовестно проверил и опробовал свой ГАЗ -66, то Борис слишком доверился местным технарям. А поплатились мы все трое.

        Выехали мы в тот же день, надеясь к вечеру преодолеть 250 км пути до Москвы. Решили, что Борис будет следовать за нами, контролируя «поведение» прицепа передней машины.  Наши приключения начались уже после Мурома. Оку переехали по зимнику, миновали город, а километров через десять у какой-то деревни перестали наблюдать нашу «буханку», как в народе называют этот УАЗ, в зеркала заднего вида. Через некоторое время вдалеке показались тусклые огни очень медленно двигающейся машины. Оказалось, что левое заднее колесо оказалось пробитым и спущенным. А отстал он не только по этому. Здесь нужно сделать небольшое отступление.

         Борис по своему характеру был добряком и общительным парнем, знал массу анекдотов, которые «сыпались» из него, как из рога изобилия, а как заядлый курильщик часто оказывался в курилке. Так что приемка машины происходила соответствующим образом. Пока он там «травил» анекдоты, местные умельцы-технари быстренько сменили на УАЗ,е его достаточно добротную резину на старые и изношенные покрышки с командирской машины. Когда я оформил акты передачи и возвратился на стоянку из штаба части, оба водителя мне доложили, что все готово к перегону. Время в короткий зимний день терять было нельзя и мы тронулись в обратный путь. При выезде из Мурома  Борису просигналил первый «звонок»: плохо закрепленная на задней стенке кабины водителя заводная рукоятка двигателя на ходу выскочила из зажимов и упала на аккумулятор. Все там заискрило, но прошло на удачу без последствий. Однако время на проверку электропитания было потеряно. Итак  продолжим.

         Мы поняли, что теперь  к запланированному сроку до Москвы уже не доберемся. Но ночевать нам негде, так что вынуждены менять колесо на запасное и двигаться дальше. А ко всему прочему еще оказалось, что у Бориса «умыкнули» домкрат и колесный ключ. Думаю, что не специально, просто забыли положить обратно, когда меняли колеса. Это уже было слишком. Пока ругались, награждая каждого поочередно и обоюдно разными нелестными эпитетами, курили с расстройства, Борис куда-то исчез. Думали отошел к придорожному кустарнику «до ветру», но что-то подозрительно долго его нет. Стоим, ждем, мерзнем, а мороз градусов 20. Вдруг видим, что по проселку от деревни идет Борис и что-то тащит в охапке, прижимая к груди. Оказалось, что чувствуя свой серьезный ляп, он махнул в деревню, что была в метрах 500-х от дороги, чтобы выпросить у кого-то из жителей хотя бы молоток и зубило. Дело в том, что в целях безопасности от дорожных грабителей мы попросили после приемки «прихватить» электросваркой дверь кунга на ГАЗ-66, где хранилось все оборудование машины-лаборатории, в том числе и нужный нам инструмент вместе с домкратом. Вот для чего Борис ушел в деревню за молотком и зубилом – чтобы разблокировать дверь кунга. Но они не понадобились. У дома сельской администрации стоял «уазик». Значит, не все потеряно! Короче говоря, отдав в залог свои наручные часы Борис взамен получил и домкрат и колесный ключ. Теперь мы были спасены. На замену колеса запасным потребовалось не более двадцати минут, тут же подъехал деревенский «уазик», его хозяева возвратили часы, мы им с благодарностью – их «автоимущество». Как видим, мир не без добрых людей, но даром теперь никто ничего не дает. Теперь можно ночь простоять на дороге и никто не остановится, голосу не голосуй. Раньше такого не было, водитель в пути при поломке никогда одиноким не был, обязательно кто-нибудь останавливался и предлагал помощь.

         На этот раз конфигурацию нашей «транспортной колонны» мы поменяли: Борис теперь ехал впереди. Кроме того, значительно снизили скорость, оберегая ненадежные колеса «буханки», так как «запаска» была уже использована. Так и плелись «черепашьим шагом» аж до Ногинска, где нас ожидало новое приключение. Было около двух часов ночи, когда вдруг Борис резко остановился, мы сделали то же самое. Вышли из машины, подходим и слышим его обычное: «Картина Шишкина «Приехали…». Как оказалось, лопнул приводной ремень генератора, а это уже приговор: «Сливай воду!», иначе при такой отрицательной температуре можно разморозить двигатель в два счета. Слили воду, посовещались и решили теперь ехать в связке: ставшую  холодной  «буханку» подцепить тросом к гидроэлектроагрегату, а за ее рулем сидеть поочередно, меняясь через каждый километр. Так как такой автопоезд по Москве вряд ли пропустят, решили в Балашихе свернуть влево к поселку МАРЗ, что у станции Черное, где жила мать моей жены. Решено и поехали, но теперь уже почти по обочине и еще медленнее. На светофоре у поворота на Монино, где был пост ГИБДД, нас остановили. Объяснили инспектору в чем дело, да и моя «папаха» помогла, так что он пропустил нас дальше, но посоветовал обратиться к дежурному на проходной академии, что виднелась чуть впереди по шоссе. Но когда я, предугадывая бесполезность этой затеи, обратился на проходной к дежурному помочь запасным приводным ремнем, там нас… не ждали. В общем, поехали, или точнее, поплелись дальше. При въезде в Балашиху в очередной раз поменялись  за рулем и я, как считал, уступил место Борису, а сам быстро к Юрию в кабину отогреваться. Это происходило на 27-м километре Горьковского шоссе, где было ближе к поселку МАРЗ, однако по пути был, хотя и сквозной, но все таки военный пост со шлагбаумом, через который ночью нас могли не пропустить. Поэтому решили не рисковать и повернуть на светофоре в Кучино, а там через город Железнодорожный и станцию Черное – к месту. Так и сделали. Время позднее, около четырех часов ночи, на шоссе никого, но горит красный свет. Был соблазн сходу сделать левый поворот и пересечь шоссе, но впереди увидели синюю мигалку встречной милицейской машины и остановились у осевой линии, где как всегда зимой образуется снежный бугорок. Встречный УАЗ остановился тоже на красный свет. В это время я слышу слабый удар и наша «буханка» тоже останавливается у снежного бугорка параллельно головной машине!? Выходим, лейтенант милиции – тоже. Я начинаю проклинать судьбу, что устроила нам эти испытания, ругать своих помощников и так разошелся, что не понял сначала вопроса, который мне задал молоденький лейтенант: «Товарищ полковник, я Вас прекрасно понимаю и сочувствую, но где же водитель этой машины?» ???  Глянув на этот, как я уже успел убедиться, «мотохлам», я оторопел: Бориса в кабине не было… С перепугу я даже заглянул под машину. И сразу, как молния, мысль о том, что могло произойти непоправимое! Обращаюсь к лейтенанту: «Вы можете меня подбросить примерно километр назад?». Лейтенант и сам понял, что дело не шуточное и с готовностью согласился. Пока ехали, я вкратце успел рассказать лейтенанту о всех наших приключениях в дороге. Вдруг видим навстречу нам бежит снежный человек, весь белый от пара и инея, а длинные ледяные сосульки висят под носом и на бороде. Это был наш Борька! Ну раз так резво бежит, значит живой и здоровый!

         Разворачиваемся и останавливаем машину, Борис влезает и пошел меня «костерить»: «Вы же меня едва не раздавили, когда тронулись и поехали, а я в это время перелезал через буксировочный трос! Хорошо, что успел выпрыгнуть в сторону. Как я ни бежал и орал вам вдогонку, вы уехали. Пришлось греться ногами, я знал, что через километр вы остановитесь».

         А произошло это так. Когда мы остановились для пересадки, я «одубев» от холода, быстро выскочил из машины, машинально захлопнул дверку, забыв о том, что на ней отсутствует наружная ручка, и открыть ее можно было только изнутри. Для этого при поднятом дверном стекле единственная возможность это сделать только через правую дверь, перешагивая через буксировочный трос. Я же юркнув в теплую кабину, грел замерзшие руки на теплом моторе и отогревался сам, ни о чем больше не думая.  Водитель ГАЗ-66, посмотрев в зеркало заднего вида увидел, что левая дверь буксируемой машины закрыта, тронулся с места и поехал, ничего не подозревая.

         Мы нормально преодолели остаток пути до МАРЗА,а. Моя теща Антонина Федоровна  нас на скорую руку покормила и уложила спать, но Юра решил ехать в Москву и поставить опломбированный ГАЗ-66 в гараж предприятия. Мы же с Борисом, поспав не более 3-х часов, занялись нашей злополучной «буханкой». Приводной ремень нам безвозмездно дал подполковник-строитель из местного стройотряда поселка «Заря». Приведя в порядок машину, мы в этот же день перегнали ее на предприятие. Вот с такими приключениями закончилась наша зимняя командировка, о которой мы впоследствии часто вспоминали, подтрунивая друг над другом.

               
                *     *     *


        Нужно сказать, что проект, ради которого мы старались и страдали в дороге, при мне так и не был осуществлен из-за прекращения финансирования.  Техническое задание по мобильному обеспечению эксплуатации двигателей АЛ-31Ф, которое мы совместно с коллегами летно-испытательного отдела готовили в течение целого года, осталось лишь на бумаге, да в памяти старого компьютера, давно замененного на более новый. Так что взятую во временное пользование автотехнику пришлось возвратить хозяевам. Как сейчас обстоит дело в этом вопросе, я не знаю, ведь прошло уже более 13-и лет после моего увольнения с предприятия.

      


       


 




               


          
         

               
               

      
               

;



;
         
       

   


Рецензии