Про Павловск, Пушкина и кота-баюна

Инженер Собакин, несмотря на свою обстоятельную профессию, был романтиком и отчаянным пушкинолюбом. В прошлом году, например, он специально ездил в Одессу. Посидеть на лавочке, погреть лицо на южном солнце, представить себе Пушкина в феске и с тростью, сделанной из ружейного ствола.

Вообще-то инженер ехал на юг, на воды. Матушка была непреклонна и настояла, чтобы он оставил на время работу и занялся, наконец, своим здоровьем. Но по дороге Собакин уступил соблазну и решил заехать в город Павловск Воронежской губернии, который стоял на старом тифлисском тракте.

В Павловске-на-Дону Пушкин, как мы знаем, тоже бывал, проездом. Мало того, именно здесь, если верить одному известному литературоведу, он услышал новые сказки про кота-баюна. Не те, северорусские, мрачные, про кота - убийцу витязей, а весёлые и дурашливые. Эти новые сказки так ему понравились, что он даже хотел написать по их мотивам стихи.

Город оказался таким, каким представлялся в мыслях Собакину: двухэтажные каменные дома, церковь с высокой колокольней, пожарная каланча и пышные бутоны аделаидина цвета в палисадниках обывателей. Сентябрьский воздух был тонок и светел, и даже с намазанными по нему лёгкими высокими облаками, давал сто очков вперёд волглому грузному питерскому небу.

Находившись до усталости, инженер пришёл в свою гостиницу и лёг почивать.

Спал он плохо, ворочался, потел и просыпался через каждый час. Ему снился один и тот же кошмар, про работу. Как он разбирает свой новый двигатель, над которым сейчас работал, снимает пару деталей, а дальше всё, двигатель перестаёт его слушаться, нахохливается как зверёк какой и замирает. Собственно, из-за проблем с конструированием двигателя и вызванных этим ночными кошмарами матушка и отправила его на воды.

В очередной раз Собакин проснулся около четырёх утра. Встал, открыл форточку, выпил стакан воды, лёг на правый бок и стал шептать сам себе строки из «Руслана и Людмилы». Это помогало заснуть.

Лёгкая тень скользнула по подоконнику, по полу, а затем кто-то большой запрыгнул на кровать. Собакин приподнял голову. У него в ногах устроился кот, - огромный, мохнатый, рыжий.

- Хозяйский, - подумал инженер и провалился в сон.

Проснулся он поздно, в восемь утра, но в отличном расположении духа. Там, во сне, он справился-таки со своим двигателем. Всё пошло ладно и складно, двигатель работал и урчал, как кот.

- Кот! – подумал инженер, - где же кот? Он осмотрел всю комнату – того нигде не было.
- А что, - спросил он юношу за конторкой, - много ли у вас тут котов?
- Помилуйте, какие коты? У хозяйки от ихней шерсти слёзы текуть. Не держим-с этих бездельников.
- Баюн, - подумал Собакин. - Так вот ты какой…

Доехав до станции, инженер сел в поезд, уходивший на север, в Санкт-Петербург. Пора было возвращаться к работе. Тем более, что он знал, как её завершить. А на воды он съездит как-нибудь в другой раз.


Рецензии