Воробьиная охота

        Вспоминается мне, такой  случай из детства, было ли это ранняя весна или поздняя осень, но было довольно прохладно и зябко.

        Произошла ли денежная реформа, это навряд ли.

         Ранним утром, тогда мы жили в  пристройке к дедовской хате, принесли мне посмотреть воробья, возможно, это было моя первая и самая близкая встреча с воробьём.

         Мне подали воробья на печку, я не ожидая подлости, а скорее всего самообороны воробья, я его взял и зажал в ладонях, а он ловко извернулся и цапнул за указательный палец.

         Ущипнул довольно больно, я от страха и неожиданности разжал ладони, воробей выпорхнул и полетел по комнате.

           Немного полетав, он уцепился и повис на занавеске.

      Родители и брат весело хохотали, отчего им было весело, я не понял, может от того что меня укусил воробей, от того что я струхнул и выпустил воробья или глуповато - испуганное было у меня лицо.

        Но вскоре я попал на воробьиную охоту. Что это было тогда, сказать не могу, не вдавался я тогда в такие подробности.

         Был ли это отголосок Мао Дзэдуна о борьбе с воробьями, который он провозгласил 18 марта 1958 года на восьмом съезде Компарти Китая или уже это была помощь братскому народу Китая в восстановлении поголовья воробьёв, после признания ошибочного решения по уничтожению воробьёв в 1959 году.

        Если бы китайцы небыли Иванами Непомнящими мировой истории, не попали бы в дурную историю, до их эксперимента такой борьбой с птицами уже предпринимались отдельными правителями.

             Результат один и тот же, без птиц ещё хуже.

     Для чего ловили воробьёв, я уже не помню, ловили, это значит, так было нужно.

           У нас в хоздворе, где кормилась наша домашняя птица, стоял деревянный ящик, с  дыркой, куда свободно пролезала рука, дырка закрывалась дверцей. 

           Ящик, как я понимаю, был изготовлен специально, был уже печальный опыт вытаскивания воробьёв из ящика, когда из под приподнятого ящика над землёй,  воробьи разлетались.   

         К ящику была протянута  верёвка из сарая, на конце верёвки привязана палка, сантиметров пятидесяти.

        Пришли с братом, подставили ящик  палкой, под ящик насыпали горсть пшеницы, зашли в сарай прикрыли за собой дверь, оставили небольшую щель, чтобы наблюдать за ящиком.

          Воробьи птица коллективная и быстро обучающая, слетев стайкой с рядом стоящей  вишней,  скакала  вокруг ящика, поглядывала на приманку, но под ящик не лезла.

      Если для меня это был первый день охоты, то для воробьёв, такие ящики стояли во дворах, где жила детвора и уже не один воробей попал в такую ловушку.

       У нас была своя тактика, воробьи выработали свою, они скакали вокруг ящика, отвлекая внимание притаившегося охотника, один из воробьёв заскакивал под ящик, быстро склёвывал зерно и  вот он уже среди своих.

         Любое неловкое подёргивание верёвкой и все птицы взлетали и рассаживались среди ветвей вишни.

        Приходилось снова ждать, когда они решаться снова вернуться к ящику.

     Воробьи слетали, скакали вокруг ящика и по очереди заскакивали под ящик склевать зерно.

        Наша попытка отлавливать по одному воробью, успеха не принесла

      Брат дёргал верёвку, а воробей успевал вспорхнуть и самый последний момент покинуть место под ящиком.

       Было довольно холодно даже в сарае.

      Брат дул на руки, в которых держал верёвку, все это время, посматривая на ящик.

         Мне было проще, я стоял у него за спиной, руки держал в карманах, иногда надоедая брату просьбой:
                - Дай подержу верёвку.

          Разве мог брат доверить мне такое ответственное дело.

        Верёвку нужно держать всегда натянутой, воробьи очень чётко реагировали на колебания верёвки, чуть что, стайка вспорхнула и её уже нет, жди потом, когда снова решаться слететь с дерева.

          Когда воробьи казалось ещё немного, не вытерпят голода и залезут под ящик, притопала курица и бесцеремонно забралась под подпёртый ящик и стала нахально клевать нашу приманку.

            Мы стали на неё шикать, чтобы убиралась по добру по здорову.

    Но курица ноль внимания в нашу сторону, воробьи воспользовались этой суматохой и заскакивали, склёвывали зёрнышко, выскакивали.

        Подпрыгнув несколько раз у ящика, оценив обстановку как безопасную, вновь заскакивали.

       Тогда брат решил накрыть воробьёв вместе с курицей, дёргает верёвку, ящик падает, воробьи в рассыпную, но парочку накрыли точно.

         Побежали вынать воробьёв,  и готовить ящик к новой охоте.

       У брата уже был опыт по ловле воробьёв в ящике.

        Открывает рывком дверцу, быстро засовывает руку, чтобы не выпорхнули воробьи.

        Воробьи носились по ящику и в руки не давались, к тому же мешала курица, сидевшая внутри ящика. 

             Брат изловчился, схватил одного воробья, который жалобно пищал в его руке и отбивался из всех своих воробьиных сил.

         Воробей вынут, дверца закрыта, теперь самое главное, передать мне в руки и не упустить воробья.

          Уж воробья, я принял его в свои руки, не упущу, воробей пытался щипать меня за пальцы клювом, мне было больно, но я терпел.

        Вскоре воробей устал трепыхаться и затих зажатым в моём кулаке.

                Вот и второй пойманный воробей.

         Брат передаёт его мне, я его  принял пузом в своей  ладони, тот резко отталкивается лапками, вырывается и улетает.

           Брат был недоволен мной, очень недоволен, столько времени просидеть в холодном сарае, много времени потратить на поимку и вот так нелепо упустить.

         Брат приподнял ящик, выписал курице ускорение под зад в виде пендаля резиновым сапогом.

         Он устанавливал палку под ящиком для дальнейшей охоты.

         А я сам не понял для чего поднёс воробья к самому своему носу, хотел наверно его подбодрить, держись мол пташка, настал твой черёд, не знаю что подумал воробей, но он изловчился и уцепился мне клювом за ноздрю.

         Я от боли разжал пальцы, чем и воспользовался воробей.

           В это время брат разогнулся и повернулся, воробей пролетел рядом с его лицом, от неожиданности брат отпрянул назад.

         Такого помощника брат отправил домой, ему такие помощники не нужны, он и сам как ни будь справиться.

      Помогал вскоре Петьке по поимке воробьёв со своими друзьями, воробьи не хотели лезть под ящик, через несколько дней зашёл к Петьке и увидел новое его изобретение.

            Петька собрал хватку и подвесил на верёвке, под сеткой насыпал приманку, воробьи, не ожидая подвоха, смело прыгали под сеткой, верёвка отпущена и воробьи попались.

         Оставалось достать воробьёв, которых было прекрасно видно под сеткой, не то что  в ящике, где нужно было ловить их на ощупь.

         Отловленных воробьёв Петька относил в сарай, а что потом  с ними делали, был не в курсе.

17 март 2015г.


Рецензии