В открытом космосе они были первыми

   

                ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ и УАЙТ ЭДВАРД.
                Их основные достижения.
  Леонов Алексей Архипович-первый человек, вышедший в открытый космос.
  Уайт Эдвард- первый американец, вышедший в открытый космос.
Леонов Алексей.   Уайт Эдвард.
Дата рождения. 30.05.1934. 17.09.1930-январь 1967.
Особые достижения. Первым в мире вышел в открытый космос. Первый американец в открытом космосе.
Количество полетов.                2                1
Общий налет. 7суток 33 минуты 8секунд. 4суток 1час 56минут 12секунд.
Количество выходов в открытый космос.               1               1
Время выхода.          23 минуты.
  \12минут\.              34минуты.
      \20минут\.
               
                Детство, школа и начало летной карьеры.
     Алексей Леонов родился в многодетной семье железнодорожника. У него было 9 братьев и сестер. Сам он с детства увлекался рисованием, но жизненные обстоятельства не позволяли ему пойти по пути чисто художественного творчества. Да и кроме рисования у него была мечта стать летчиком.
   Алексей окончил среднюю школу в 19 лет, так как пришлось работать помогать семье. Фактически после школы он был призван в армию и направлен в школу первоначального обучения летчиков в городе Кременчуг.   
   После Кременчуга Леонов продолжил летное обучение в Чугуевском военном  училище летчиков, которое и окончил в 1957 году, в возрасте 23 лет.
    Детство и юность Эдварда Уайта вполне обычны для среднего американца.  В 18 лет окончил школу. В 22 года окончил Военную академию в Вейст-Пойнте. Но он хотел быть не просто военным, а военным летчиком. Подал рапорт о переводе из армии в военно-воздушные силы. Рапорт удовлетворили, и у Эдварда Уайта начался самый важный этап в его жизни.
                В возрасте 23-35 лет.
  В течении 5-ти лет Уайт не только стал превосходным летчиком-истребителем, но и одновременно окончил Мичиганский университет на присвоение степени магистр по авиационной технике.
   Но на этом Эдвард не остановился. Он окончил школу летчиков-испытателей, и стал летать пилотом на самолете «К-135», на котором проходили тренировку в невесомости астронавты НАСА.
  Так что вполне естественно, что в 1962 году, в возраст 32 лет он прошел отбор,  затем учебу и стал астронавтом НАСА.
   Алексей Леонов после военного летного училища прослужил в войсках два года, и, пройдя сито отбора, попал в первый отряд космонавтов в 1960 году. Но своего полета ему пришлось ждать 5 лет.
   Вместе с Павлом Беляевым он совершил свой первый космический полет в период 18-19 марта 1965 года, на космическом корабле «Восход-2».  В первые же сутки полета, 18 марта, Леонов  вышел в открытый космос. Выход продолжался 23 минуты, из которых 12 минут Леонов находился вне корабля.
   Командир экипажа полковник Беляев Павел Иванович. Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Рослятинского района Вологодской области. В 1942 году поступил работать на завод. В 1943 году поступил в Ейское военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1945 году. Участник войны с Японией. Окончил в 1959 году Военно-воздушную академию. В Центре подготовки космонавтов с 1960 года. Член КПСС с 1949 года.
     Второй пилот экипажа подполковник Леонов Алексей Архипович. Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области. Окончил в 1957 году Чугуевское военное авиационное училище летчиков. В Центре подготовки космонавтов с 1960 года. Член КПСС с 1957 года.
    Первый скафандр для работы в открытом космосе был разработан для А. Леонова и П. Беляева, которых отобрали в конечном итоге для выполнения этого сложного и ответственного задания.
   В их скафандрах использовались две герметичных оболочки, из которых одна была резервной, и вступала в действие только при повреждении основной.
   Чтобы скафандр не раздувался до бесконечности под действием внутреннего давления, в нем использовалась силовая оболочка. В местах для сгиба рук и ног она была снабжена специальными шарнирами, чтобы обеспечить определенную подвижность космонавту. Использовались специальные шарниры и в перчатках космонавта
   Для подгонки силовой оболочки на конкретного человека в скафандре имелась специальная троссовая система подтяга и регулировочные элементы на конечностях.
   Поверх названных трех слоев скафандр покрывали несколькими слоями тончайшей метализованной пленки, которая в свою очередь покрывалась белой плотной тканью, имеющей высокие отражающие свойства. Эти последние слои скафандра надежно защищали космонавта от перегрева солнечными лучами и от переохлаждения.
   Шлем скафандра защищал космонавта от травм при ударах. На нем также крепились смотровое стекло, герметично соединенное со шлемом, и
светофильтр, защищающий лицо и глаза от тепловых и ультрафиолетовых лучей солнца.
    Радиопереговорное устройство было расположено следующим образом: в непосредственной близости от губ и шлемофона вмонтированы микрофоны, а у уха телефоны.
   Атмосферу внутри скафандра составляли несколько десятков литров кислорода, заполнявшие зазор между телом космонавта и герметичной оболочкой. Температура и давление внутри скафандра поддерживались автоматически системой жизнеобеспечения, которая располагалась и в самом скафандре и в установке, напоминающей ранец, закрепленный на спине.
   В наспинном ранце были размещены запас кислорода в трех баллонах емкостью по 2 литра каждый. На корпусе ранца имелся зарядный штуцер для подзарядки баллонов кислородом в период подготовки к выходу. По специальному манометру можно было контролировать запас кислорода в баллонах. Крепился ранец на спине с помощью быстродействующего разъемного соединения.
   Кислород подавался системой в скафандр непрерывно. Часть его использовалась космонавтом для дыхания. Другая часть обтекала тело, насыщалась углекислым газом, теплом, влагой, нагревалась, а затем выбрасывалась в атмосферу.
   Давление в скафандре составляло 0,4 или 0,27 атмосферы. Работать с таким избыточным давлением непросто. Ведь для того, чтобы только сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограмм.
     Остается рассказать о проблеме дыхания в космическом скафандре. Известно, что в обычных условиях человек дышит воздухом, состоящим на 78% из азота и 21% из кислорода. Остальные примеси составляют около 1%.
   Атмосферное давление составляет в среднем 760 мм. Рт. Столба.
    Такой состав воздуха не меняется с поднятием на высоту, Однако, общее барометрическое давление атмосферного воздуха постоянно снижается с поднятием на высоту над поверхностью земли. На высотах полета космических кораблей это давление можно считать практически отсутствующим, то есть существует практически полный вакуум.
   21% кислорода на Земле от общего атмосферного давления составляет 160 мм. рт. столба, и только при таком давлении  человек может нормально дышать. С подъемом на высоту это давление уменьшается и уже после шести километров у человека наступает кислородное голодание.
      Кроме то, нельзя забывать, что 78% азота в воздухе на высоте 7-8 километров переходят из растворенного состояния в организме человека в газообразное. При этом нарушается кровоснабжение важных органов деятельности человека. Возникают сильные боли.
   На высотах более 20 километров азот закипает при нормальной температуре тела человека.
   Вот почему для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека нужно было создать в скафандре среду с избыточным давлением, превышающим атмосферное давление на данной высоте, и газовым составом, обеспечивающем нормальное дыхание.
   В тоже время, если избыточное давление в скафандре делать слишком большим, то он будет раздуваться с поднятием на высоту и затруднять выполнение космонавтом запланированных операций.
     В скафандре А. Леонова можно было установить два уровня давления 400 и 270 мм. рт. столба. При большом давлении легче дышать и Леонов использовал его практически все время своего выхода. Он нормально вышел из шлюза, выполнил основную работу по отходу  и возвращению к кораблю, но включить кинокамеру не смог. Дело в том, что кнопка включения  кинокамеры располагалась на правой штанине скафандра, и во время тренировок он простым опусканием руки вниз касался нужной кнопки. В реальном выходе, при том же давлении в скафандре, вакуум космоса оказался более глубоким, и скафандр раздулся более обычного. Поэтому те, кто смотрел документальные кадры о первом выходе в космос, недоумевали – почему Леонов так часто и лихорадочно хлопает себя по штанине. А он всего лишь искал кнопку, которая сдвинулась вниз, и дотянуться до нее было невозможно.
   Более того. Из-за повышенного раздутия скафандра Леонов не смог с первого раза войти в шлюзовую камеру при возвращении. После нескольких неудачных попыток он принял рискованное решение – снизил давление в скафандре до 270 мм. рт. столба. А ведь физические и моральные силы Леонова уже были на пределе. Повышенная температура, значительное потоотделение, кровяное давление до 180, пульс 160.  В таком состоянии решиться на снижение потребляемого организмом кислорода очень сложно. Но и другого выхода у Леонова не было. Решение оказалось верным. Леонов вошел в шлюзовую камеру, восстановил давление, выполнил успешно все последующие операции.
   Принцип выхода в открытый космос через шлюзовую камеру  так и  остался главным в нашей космической программе. А  сама шлюзовая камера в дальнейшем уже стала неотъемлемой частью конструкции будущей орбитальной станции, а не отстреливалась после завершения работ, как это было на корабле «Восход-2».
     Выход А. Леонова помог практически решить многие вопросы деятельности космонавтов в открытом космосе.
     Например. Оказалось, что отход и подход к кораблю с помощью страховочного фала представляет собой довольно сложную и опасную процедуру. Чем больше расстояние отхода от корабля, тем больше скорость возвращения космонавта к кораблю и скорость вращения самого космонавта.
Это влечет за собой не только потерю ориентировки, но и опасность повреждения скафандра и травм космонавта в момент соприкосновения с элементами корабля и станции. Ведь этими элементами могут быть и антенны, и перила, и другие выступающие части.
   Кроме того. Чем больше длина фала, тем больше вероятность запутывания в нем космонавта Необходимо постоянно контролировать положение не только собственное, но фала, и корабля, и скорости вращения с перемещением.
   Опасен и тепловой перегрев, так как может вызвать «солнечный удар», а следом не только потерю работоспособности, но и смерть.
    Впервые неприятности перегрева испытал на себе А. Леонов. Метод снятия тепла в его скафандре за счет вентиляции чистого кислорода не был в полной мере эффективным. В результате нештатной ситуации и больших физических перегрузок температура его тела значительно повысилась, пот заливал не только тело, но и лицо. Сильно запотело и стекло шлем. Это ухудшало ему видимость в самые ответственные минуты выхода в космос.
   Все скафандры соединялись с кораблем или станцией усиленным фалом для обеспечения безопасности космонавтов. В нем были также пропущены провода связи и управления.
   После полного и успешного выполнения программы космического полета  космонавтам Беляеву П. И. и Леонову А. А. предстояло возвратиться на землю.
 Однако и на этом участке полета не все пошло гладко. При спуске космонавтам Беляеву и Леонову пришлось впервые использовать ручную ориентацию корабля перед спуском с последующей выдачей тормозного импульса.  К этому пришлось прибегнуть из - за отказа в работе основной автоматической системы ориентации. Причем обнаружилась существенная особенность. Корабль оказался чрезвычайно чувствительным к малейшим перемещениям космонавтов. Он, как маленькая лодка  на воде, кренился от малейшего изменения положения  или перемещения космонавтов.
   Беляев все же сориентировал корабль, но тормозной импульс выдал специально чуть больше расчетного. Он дал возможную поправку на свою ошибку в отсчет работы двигателя по секундам, чтобы с гарантией перелететь Европу. В результате, как и следовало ожидать, он перестарался и возвращаемый аппарат сел в глухие дебри Пермской тайги.
    В сорокаградусный мороз, в полутораметровом снегу экипаж около двух суток боролся за свое существование, пока не подоспела помощь спасателей. Экипаж впервые реально испытал на себе все средства спасения и выживания, которые он осваивал на предварительных тренировках перед полетом.
     Эдвард Уайт вышел в открытый космос  3 июня 1965 года в возрасте 35 лет во время полета космического корабля «Джемини-4».  Через два с половиной месяца после Алексея Леонова. Управлял космическим кораблем астронавт Макдивитт.
   Принцип работы скафандра, в котором Уайт вышел в открытый космос тот же , что и у Леонова.
   После выхода на орбиту Макдивитт помог Уайту одеть на скафандр, в котором он находился во время старта, ранцевую автономную систему жизнеобеспечения.
   Кабину возвращаемого аппарата, в котором находились астронавты  постепенно разгерметизировали, выровняв давление в кабине и снаружи корабля. Только после этого Уайт открыл люк и вышел в открытый космос на длину страховочного троса.
  В данном варианте выход в открытый космос шлюзовая камера, как у Леонова, не использовалась. Выход был прямо из кабины.
   Но на этом различие двух выходов не исчерпывалось. У Уайта с собой было ранцевое устройство на сжатом газе, которое позволяло ему маневрировать в открытом космосе. Что он и сделал, отдалившись от корабля на 5-6 метров. Уайт поворачивал вправо, влево, двигался вперед, даже пробовал крутиться.
    Он не просто повторил выход Леонова. Он продолжил проверку возможностей работы человека в открытом космосе с помощью устройства для передвижения в космосе.
   У нас такого устройства не было и не планировалось использовать. Только через 30 лет космонавты Викторенко и Серебров проверили возможность перемещения в космосе с помощью космического мотоцикла. Но в практических работах он так и не использовался.
                В возрасте 36 - 50 лет.
   Своего второго полета Эдвард Уайт ждал два года.   На 1967 год было запланировано несколько полетов нового космического корабля «Аполлон» с экипажами для отработки этапов полета на Луну.
    Первым должен был стартовать экипаж корабля «Аполлон-1» в составе: Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роберт Чаффи.
    27 января 1967 года экипаж проводил на своем корабле тестовые проверки оборудования. Произошло короткое замыкание в электропроводке, мгновенный пожар с очень высокой температурой. В течении 15 секунд весь экипаж погиб.
    Возможно, короткое замыкание в электропроводке не было бы таким гибельным для экипажа, если бы внутренняя атмосфера в корабле не была бы чисто кислородной.
   Многие материалы  в корабле после этой катастрофы поменяли, кое-что изменили. Но атмосфера так и осталась кислородной. Все экипажи космических кораблей по программе полетов к Луне работали именно в этих условиях.
         Алексей Леонов совершил свой второй полет в возрасте 41 год  в период 15-21 июля 1975 года. Это был экспериментальный полет «Аполлон-Союз».
     15 июля начался отсчет экспериментальному совместному полету космических кораблей «Союз» и «Аполлон».
     На околоземную орбиту в 15.20 выведен космический корабль «Союз-19» с экипажем: командир экипажа полковник Леонов Алексей Архипович, бортинженер Кубасов  Валерий Николаевич.
   К старту готовились сразу два космических корабля. Оба заправлялись топливом, чтобы в случае неудачи со стартом первого корабля в космос мог уйти второй корабль не позднее пяти суток от контрольного времени.
   Когда уже начался отсчет стартового времени, на космическом корабле «Союз» вышла из строя телевизионная система. А это означало отсутствие с орбиты телевизионных репортажей. Но и сообщить американцам о возникшей неисправности никто не спешил. Была возможность того, что американцы не только задержат свой старт, но и вообще откажутся от полета из-за низкого уровня безопасности космических кораблей в СССР.
   Старт состоялся успешно, а Леонову с Кубасовым в первые, самые тяжелые, сутки полета предстояло устранить неисправность. Или хотя бы попытаться. Специалисты на земле усиленно искали возможность выхода из создавшейся ситуации.
   Через семь с половиной часов после старта «Союза» с мыса Канаверал
стартовал ракетоноситель с космическим кораблем «Аполлон», на борту которого находился экипаж: командир экипажа Томас Стаффорд, пилот стыковочного модуля Дональд  Слейтон и пилот отсека экипажа \командного модуля\ Вэнс Бранд.
   Старт у них тоже прошел гладко, но без неприятностей не обошлось. На старте и участке выведения Бранд неточно работал с переключателями. В результате была потеряна часть телеметрической информации. Кроме того.  В магистрали горючего вспомогательных двигателей появились пузырьки газа, используемого для наддува. Это могло привести к подаче избыточного количества окислителя в двигатели и опасному для них повышению температуры.
   Стаффорд быстро разобрался в ситуации и вручную произвел пролив горючего через все 16 вспомогательных двигателей, удалив пузырьки.
   Труднее всего, оказалось, разобрать стыковочный штырь между кораблем и стыковочным модулем. Это нужно было сделать, чтобы обеспечить доступ в этот самый стыковочный модуль \она же шлюзовая камера для обеспечения взаимных переходов из корабля в корабль после стыковки\. Один из разъемов был установлен неправильно и не позволял работать с инструментом. Пришлось тоже сделать паузу до утра, пока специалисты разрабатывали методику выхода из создавшейся ситуации.
    16 июля на космическом корабле «Союз» ночь прошла относительно спокойно. А утром рано начались ремонтно-восстановительные работы.
   Опыта таких работ у советских космонавтов было мало. Только два экипажа отработали на станциях 15 и 30 дней. Инструменты для таких работ только разрабатывались и изготавливались. Ведь простой отверткой или молотком в космосе работать нельзя. К тому же, в данном полете вообще не предусматривался никакой ремонт. Инструмента не было никакого.
Вот часть рекомендаций, отправленных экипажу космонавтом Шониным, который был оператором связи у экипажа.
ШОНИН: Будьте внимательны…Центральные жилы…соединить перемычкой из контровочной проволоки длиной 30-40 сантиметров так, чтобы она не касалась корпусов разъемов. Для этого перемычку надо изолировать…
ЛЕОНОВ: Учту. Дальше…
ШОНИН: Контровочную проволоку можно взят с гаек верхнего шитка СКГС за обшивкой серванта.
ЛЕОНОВ: Все?
ШОНИН: Изолирование можно осуществить пластырем, резиновым мешком…
КУБАСОВ: А лейкопластырем медицинским можно?
ШОНИН: \после консультации\ Можно.
   И пошла работа. Леонов использовал нож, который купил накануне на рынке и на всякий случай прихватил с собой. Он ведь имел аварийную посадку вместе с Павлом Беляевым, когда они больше суток провели на морозе и в снегу выше пояса.
   Обрадованный Леонов в одном из сеансов связи сообщил, что они сумели даже запасной провод нужной длины найти.  К концу дня ремонт был закончен, включены цветные камеры, и контрольный тест успешно ушел на землю.
   И все это в самый острый период адаптации к невесомости, когда даже голову повернуть трудно, а приходилось и кувыркаться и прилагать достаточно большие физические усилия.
   А на орбите  «Аполлона»  из-за ложного срабатывания аварийной сигнализации астронавтам пришлось в первую ночь спать по 2-4 часа.
   С утра Бранд,  пользуясь рекомендациями Земли, разобрал штырь. Доступ в стыковочный модуль был обеспечен.
   Далее космический корабль «Аполлон» под управлением Стаффорда совершил все необходимые первичные маневры и  приблизился к космическому кораблю «Союз».
  17 июля астроение Леонова с Кубасовым значительно улучшилось после устранения неисправности, хотя график работы у них был по - прежнему напряженным.
   Роль нашего корабля при предстоящей стыковке была пассивной. То есть. Выполнив все маневры, Леонов сориентировал корабль в пространстве и должен был поддерживать эту ориентацию до завершения операции стыковки.
   Все динамические операции по маневрам, облетам, сближениям должен был выполнять космический корабль «Аполлон».
    К 18 часам корабль «Аполлон» выполнил все необходимые маневры и начался завершающий этап сближения и причаливания с кораблем «Союз».
   Мягкая стыковка произошла в 19.09 по Москве, на 6 минут раньше расчетного времени. Жесткая стыковка произошла в 19.12.
  Относительные скорости кораблей при стыковке 0,09-0,12 метра в секунду.
   Леонов с Кубасовым начали готовиться  к встрече. В 19.35 они провели грубую проверку герметичности своего корабля и открыли люк из возвращаемого аппарата в бытовой. Началась точная проверка герметичности корабля. Отклонений не было. Снижение давления в корабле до 500 мм. рт. столба было проведено заранее.
   В 20.00 туннель-лаз между стыковочным модулем «Аполлон» и бытовым отсеком Союза» был наддут до 250 мм. рт. столба, и в 22.12 космонавты «Союза» открыли люк бытового отсека.  Давление в корабле и туннеле-лазе было выравнено. Космический корабль «Союз» с экипажем к приему гостей были готовы.
   Уже через несколько минут после стыковки  астронавты «Аполлона» начали открывать люк на входе в стыковочный модуль. Они сразу же почувствовали неприятный запах, напоминающий запах горелого клея или ацетона.  Сразу же были одеты кислородные маски, но вскоре после анализа  с земли, маски были сняты. Земля решила, что опасности для здоровья астронавтов нет. Работы были продолжены. Давление в корабле и стыковочном модуле выравнено.
    Выравнивание давления в обоих случаях было необходимо для того:
-Чтобы выровнять атмосферу двух кораблей в момент перехода и взаимных действий. В «Аполлоне» в обычных полетных условиях поддерживается кислородный состав атмосферы при давлении 300 мм. рт. столба. В «Союзе» поддерживается обычный земной состав воздуха под обычным давлением в одну атмосферу.
-Чтобы получить возможность открыть люки при переходах из корабля в корабль. Если не выровнять давления, то с двух сторон люки будут иметь большую разницу давлений, преодолеть которую человеку не под силу. Д и закрывать люк при большой разнице давлений с разных сторон тоже опасно.
    Люк на входе в туннель-лаз, ведущий из стыковочного модуля в бытовой отсек космического корабля был открыт в 22.15. Стаффорд и Слейтон немного задержались, так как запутались в кабелях, проложенных в туннеле-лазе. В 22.17  Стаффорд открыл люк на выходе из туннеля – лаза в корабль «Союз».
  В 22.19.25  зафиксировано историческое рукопожатие в космосе Леонова и Стаффорда.
   Леонов, Кубасов, Стаффорд и Слейтон разместились вокруг праздничного стола в бытовом отсеке.
  Бранд остался в космическом корабле «Аполлон». Этого требовала полетная инструкция, так как аварийные ситуации не исключались.
    Диктор Центрального телевидения Виктор Балашов зачитал приветствие
от Л. И. Брежнева, а затем Президент США Никсон 10 минут беседовал с астронавтами и космонавтами.
   Оба экипажа:
-Провели телерепортажи на свои страны.
-Обменялись флагами СССР и США.
-Обменялись различными сувенирами.
-Пописали свидетельство ФАИ о стыковке космических кораблей разных стран на орбите.
-Провели совместный эксперимент «Универсальная печь».
Завершилась встреча совместным обедом. Закрытие люков после ухода американских астронавтов произошло на полтора часа позже запланированного.
  18 июля после отдыха  состоялось еще два  дружественных посещения.
   Сначала Бранд перешел в корабль «Союз», а Леонов в корабль «Аполлон». Взаимное знакомство с кораблями друзей длилось около 6 часов.
   Затем, после небольшого отдыха, Стаффорд перешел в «Союз»,  а Кубасов перешел в «Аполлон». Новое посещение длилось около 5 часов.
    19 июля после выполнения программы взаимных посещений все экипажи возвратились в свои корабли и закрыли за собой все люки. Это произошло в
00.05. Но после гостей всегда надо прибраться. Поэтому на отдых оба экипажа ушли в 02.30.
  После сна оба экипажа начали подготовку к расстыковке двух кораблей.
Расстыковка произошла в 15.02. Маневрирование по уходу снова выполнял корабль «Аполлон», имеющий большой запас топлива.
 «Аполлон» ушел от корабля «Союз» на такое расстояние, что закрыл для наблюдателей из Союза» Солнце.  Фотографирование «искусственного солнечного затмения» проводилось автоматически.
   Затем началась повторная стыковка, при которой в активном положении находился агрегат стыковки космического корабля «Союз».
   Маневры причаливания, как и в первом случае, выполнял корабль »Аполлон». Но управлял кораблем на этот раз Слейтон с разрешения Стаффорда. Стыковочный опыт Слейтона был небольшим, но он не мог возвратиться на Землю, не попробовав  управлять кораблем в реальных условиях. И Стаффорд удовлетворил его просьбу. Ведь Слейтон более 16 - ти лет ждал своего космического полета. Он был в первом отряде астронавтов, его отчисляли из отряда по состоянию здоровья. И все эти годы он упорно шел к своей цели.
   На расстоянии 50 метров от «Союза» «Аполлон» завис, и Слейтон сообщил, что, как ему кажется, «Союз» отклонился от требуемой ориентации. Для гарантии стыковки Слейтон дал дополнительный импульс двигателю.
    Направляющие выступы одного агрегата стыковки не совпали с впадинами другого за счет бокового смещения, и возник вращающий момент с угловой скоростью 0,5 метра в секунду по рысканию и 0,3 градуса по тангажу.
   Слейтон запоздал и включил автоматическую систему компенсации вращения только тогда, когда рассогласование по углу достигло уже значительной величины. Через 24 секунды он снова перешел на ручное управление, так как автоматическая система слишком медленно, как ему казалось, возвращала корабли в расчетное положение. И каждое такое переключение режимов создавало для «Союза» дополнительное возмущения  в виде угловых скоростей и колебаний. Но стыковочный агрегат «Союза» выдержал эти колебания.
   Окончательная стыковка произошла в 15.34.
   Сам процесс после касания продолжался около 6 минут, и все это время держал в огромном напряжении весь персонал ЦУПа.
    На все эти операции управления Слейтон потратил 145 килограмм топлива, при расчетной величине 54 килограмма. Общий запас топлива для вспомогательных двигателей «Аполлона» составляет 1291 килограмм.
   В 18.28  произошла вторая и окончательная расстыковка кораблей.
    После выполнения эксперимента «Ультрафиолетовое поглощение» корабли окончательно разошлись, приступив каждый к своей персональной программе полета.
   В 23.43.40 корабли разошлись на 10 километров, что и явилось по ФАИ окончанием группового полета кораблей.
     20 июля после отдыха Леонов с Кубасовм провели все тестовые операции для обеспечения спуска на Землю. Отклонений не было.
   21 июля на космическом корабле «Союза-19» в 13.10 был выдан тормозной импульс. В 13.50 возвращаемый аппарат с экипажем  успешно приземлился в Казахстане.
   Было бы неправильно, если не рассказать – как же закончился этот полет с американской стороны.
  После расстыковки с «Союзом» астронавты на космическом корабле «Аполлон» выполнили обширную программу научных экспериментов. Рабочий день у них продолжался по 16-17 часов.
   24 июля в 23.37 маршевый двигатель «Аполлона» был включен на торможение и отработал 7 секунд. Спустя 7 минут произошло отделение двигательного отсека. Управление на атмосферном участке спуска осуществлял Бранд. На высоте 9 километров он по ошибке не включил автоматический цикл обеспечения посадки.
   Ошибка была обнаружена Стаффордом на высоте 7 километров, когда обнаружилось, что тормозные парашюты не введены. Бранд вручную дал команду на выпуск парашютов, и ориентация возвращаемого отсека стала меняться. Одновременно продолжали работать и двигатели ориентаци, возвращающие прежнюю ориентацию отсека. Снова Стаффорд первым заметил неисправность и вручную перекрыл доступ топлива в двигатели.
   Однако. Некоторое количество окислителя \четырехокись азота\  оставались в одном из двигателей и просочились в кабину через клапан обеспечивающий доступ воздуха в кабину на высотах ниже 7 километров.
В результате астронавты получили сильное отравление. Бранд даже более минуты находился в бессознательном состоянии.
   Ситуацию снова спас Стаффорд. Он смог отделиться и со второй попытки достать кислородные маски для всех членов экипажа. Бранд пришел в сознание, но состояние его было достаточно тяжелым.
   В добавление ко всему, при приводнении отсек подпрыгнул и перевернулся вверх днищем. Доступ воздуха в отсек на некоторое время прекратился.
    Через 42 минуты отсек с экипажем был поднят на борт вертолетоносца, и астронавтов осмотрели медики. Их сразу же доставили в госпиталь.
                Остальные  годы.
   После совместного полета с американцами Алексей получил звание генерал-майор, и до 1991 года \с 1982  года\ продолжал работать в должности первого заместителя начальника Центра подготовки космонавтов.
   В 1991 году Начальником Центра подготовки космонавтов был назначен
Климук П.И.
   Леонов рассчитывал сам занять этот пост, но руководство решило иначе. Общего языка в общении они не нашли, и Леонов был сначала оправлен в резерв командования ВВС, а затем и в отставку.
   Ныне Алексей Архипович ведет достаточно активно  общественно-пропагандистскую работу. И он же Вице-президент «Альфа-банка».


                ЛЕСНИКОВ  ВАСИЛИЙ  СЕРГЕЕВИЧ.


Рецензии