Книга, которую нужно увидеть

Несколько дней читал роман Энтони Дорра «Весь невидимый нам свет» («Азбука» СПб , 2015г.). Мог бы осилить и за пару дней, но тогда существовала опасность пройти  мимо невидимого волшебства словесной паутины, в которую ловит нас автор текста, на первый взгляд, простого, где нет никаких метафорических изысков, но удивительно зримого. Ощущение,  будто смотришь превосходный забытый фильм забытых кинорежиссеров мастерски  владеющих секретами «параллельного монтажа», который в отличие от монтажа «ассоциативного» позволял полностью  погружаться в происходящее на экране.
Я - не противник «ассоциативного монтажа», проторившего путь к авторскому кино Тарковского, Параджанова, Антониони и других мэтров. Но временами от фильмов и книг с подтекстом, который нужно домыслить, устаешь.
Роман Энтони Дорра «Весь невидимый нам свет» не детектив, хотя есть там и такой след. Это скорее «роман воспитания», того «европейского воспитания», которым в свое время ошеломил Ромен Гари. История слепой девочки Мари-Лоры и параллельная история немецкого паренька Вернера, взрослеющих на фоне войны,  разворачивается перед читателем неспешно. Несколько раз это плавное повествование резко прерывается бомбами и снарядами, обрушившимися в течение четырех дней в августе 1944 года на бретонский городок-крепость Сен Мало. Эти батальные страницы  должны подвести  нас к контрапункту, когда два параллельных сюжета сойдутся в одной точке в высоком доме номер четыре по улице Воробель, где немецкий паренек из Эльзаса наконец, встретит  слепую французскую  девушку из Парижа. Чтобы спасти ей жизнь, чтобы расстаться, чтобы нелепо погибнуть в самом конце войны.
«Европейское воспитание» закончено.
Пересказывать сюжет романа американского автора – занятие беспредметное. Это все равно как попытаться пересказать сюжеты многочисленных фильмов Клода Лелуша, где все строится вокруг вечной истории мужчины и женщины. Нюансов и оттенков множество, а сюжет неизменен, прост и лаконичен.
Возьму на себя смелость провести такую параллель, -  Энтони Дорр это Клод Лелуш в прозе. Но если с фильмами Лелуша мы прекрасно знакомы, роман американца Энтони Дорра – восхитительное открытие книги, которая, несомненно, войдет в сотню лучших произведений  XXI века.
Возможно, бесспорный успех этого прекрасного романа  побудит издателей, прежде всего из «Азбуки», познакомить русскоязычного читателя с другими книгами Энтони Дорра, тем более что их немного, еще один роман, два сборника рассказов и травелог об Италии.
А пока желаю всем увидеть, именно увидеть «Весь невидимый нам свет»,   - эту вечную как мир  историю Мари-Лоры и Вернера. Где нет пресловутого хэппи-энда, но есть мягкая, как свет осенью, грусть.


Рецензии