Тройной портрет Карла Первого Антонис ван Дейк

А.ван Дейк,Тройной портрет Карла Первого,1635г

      Тройные портреты в истории изобразительного искусства встречаются крайне редко. Подобные картины служат основой для создания трёхмерных скульптурных композиций. Апогеем английского периода творчества ван Дейка стало вышеназванное полотно.

 О ХУДОЖНИКЕ

 Антонис ван Дейк-   фламандский живописец. Учился живописи в Амстердаме,
 в 1615 открыл собственную мастерскую. Ван Дейк уже в юности обратился к портретной живописи, занявшей центральное место в его творчестве.

    Около 1618–1620 он работал помощником Питера Пауля Рубенса, во многом восприняв его сочную, полнокровную живописную манеру. Варьируя выработанные Рубенсом образы и приемы, ван Дейк придавал героям своих картин более изящный характерный облик.

         Английскому королю Карлу Первому очень нравилась живопись художника. Король и королева постоянно заказывали фламандцу свои портреты, и именно он запечатлел их для потомства. Тридцать пять портретов Карла I (из которых 7 - конных), 35 портретов королевы Генриетты, бесчисленные изображения королевских детей - все это свидетельствует о том, как часто обращался король к гению своего придворного художника.
          
           Портрет был начат художником скорее всего во второй половине 1635 года, когда (как отмечали современники) король "находился в полном расцвете щедро отпущенных ему жизненных сил. Он был очень хорошо сложен.
          Портрет "Карл I в трех ракурсах" предстояло отослать в Рим скульптору Лоренцо Бернини, которому полотно должно было заменить живую модель. Пользуясь им, скульптор должен был вылепить бюст Карла I.

            Натура скорее меланхоличная, чем веселая, он обладал располагающей внешностью, столь же приятной, сколь и серьезной. Поступки короля свидетельствуют, что ему не свойственны неумеренные вожделения и деспотические наклонности, и он действительно являет собой государя, исполненного добра и справедливости"

О картине.

     Тройной портрет сделан по пояс и изображает короля (слева направо) в профиль, в три четверти и анфас на фоне грозового неба. Ван Дейк вдохновлялся картиной Лоренцо Лотто Портрет мужчины в трёх ракурсах, имевшемся в Королевском собрании. На монархе три камзола разного цвета, но один и тот же кружевной воротник, что оживляет непривычный сюжет композиции.

   Слева Карл придерживает рукой атласную ленту с висящим на ней Малым Георгием, правая рука держит плащ. Взгляд у него созерцательный и отрешённый, а весь облик проникнут царственностью и достоинством.

      Английский монарх предстаёт перед глазами зрителей во всей тонкости своих переживаний, чего автор добивается умелым использованием красок. Ван Дейк писал жидкими красками, не обводя контуры линией, а свободно означая их игрой света и тени.
          Именно таким образом великие мастера средних веков достигали воспроизведения души изображаемых ими людей. Живописная манера Ван Дейка изысканна. Он понимал, что тройной портрет будут придирчиво рассматривать римские художники и знатоки, поэтому работал над ним с особой тщательностью.

           Работа в исполнении Антониса ван Дейка понравилась Карлу Первому. Картину предстояло отослать в Рим скульптору и архитектору эпохи барокко Лоренцо Бернини, которому полотно должно было заменить живую модель.

           Король в письме Бернини выразил надежду, что последний «изваяет наше изображение в мраморе по нашему подобию на холсте, которое вскоре ему будет выслано». Джованни Белорри вспоминал: «Он угодил несколько раз королю тем, что сделал портрет своей правой рукой, а кавалер Бернино должен был сделать скульпуру в мраморе, что для него не составляло труда, поскольку на холсте имелись три изображения: в фас, в профиль и в полупрофиль».

      Получив тройной портрет, ваятель заметил «некоторую горестную обречённость, читающуюся в чертах этого выдающегося государя». Он сделал бюст монарха летом 1636 года. А уже весной следующего года кардинал Бербернини позаботился об отправке произведения в Англию. Скульптура прибыла в Оутлендский дворец в июле 1637 года. Созданный Бернини бюст вызвал восхищение английского общества, но , к сожалению, погиб при пожаре (1698)

ИНТЕРЕСНАЯ ИСТОРИЯ

            Рассказывают, что когда готовый бюст монарха был доставлен ко дворцу и Карл I со свитой пошли его осматривать, огромный ястреб, несший в клюве раненую птицу, пролетел над их головами и капли крови упали на бронзовую шею короля. Говорят, что кровь так и осталась на бюсте до самого момента гибели скульптуры в 1697 году во время дворцового пожара. Предзнаменование оказалось зловещим. Сама картина оставалась собственностью Бернини и его наследников до 1803 года. Позже она была привезена в Англию и прошла через руки многих коллекционеров, прежде чем была куплена в коллекцию короля Георга IV.

        Последние десять лет жизни ван Дейк провёл в Англии при дворе Карла Первого. Он ушёл из жизни сравнительно рано, в сорок два года, но успел создать несметное число произведений. Беспокойная, насыщенная неустанным трудом жизнь ван Дейка отличалась напряжённым ритмом, а сама его личность – противоречиями на редкость ярко одарённой, мятущеся творческой натуры.

             Ван Дейк умер в Лондоне. Его похоронили в Лондонском соборе Святого Павла. Своим творчеством Антонис ван Дейк подготовил рацвет английской живописной школы 18 столетия, прославившейся именами Рейнолдса, Гейнсборо и других непревзойдённых портретистов и пейзажистов.

http://maxpark.com/community/6782/content/1629688


Рецензии
Как же тяжело было работать придворным художником -постоянно надо было делать так, чтобы работа нравилась заказчику, а они были как правило очень высокопоставленными особами и вольности были вряд ли допустимы. Не потому ли в работах Ван Дейка практически нет работ на свободную тему, где бы художник был раскрепощен, а любая дошедшая до нас работа практически имеет налет официоза.

Александр Пастернак   12.06.2015 20:47     Заявить о нарушении
Нельзя с вами не согласится.Ван Дейк писал на заказ,чаще всего писал знать.Но какие портреты! Каждый -маленький шедевр.Помните его портрет двух молодых людей,Лорд Джон и лорд Бернар Стюарты .Какие парни,а как выписана одежда,особенный взгляд ,они ощущают свою знатность и важность.Возможно по ссылке увидите портрет.
http://bibliotekar.ru/muzeumLondon/29.htm
Нужно будет в корне заняться его творчеством.Там есть о чём побеседовать.

Алина Алексеева-Маркезин   12.06.2015 21:31   Заявить о нарушении