Легенда ночного гостя

  Когда меня одолевала тоска, а сон бежал прочь, он всегда рассказывал мне сказки. Хотя началось всё неделю назад, но для меня это уже значило – всегда. Однако это редко были те волшебные истории, что принято читать детям. Чаще всего они были мрачными, как пасмурный день и прорастали ядовитыми цветами в самую глубину сознания. Впрочем, помогали как нельзя лучше. И с тех самых пор я научился находить красоту даже в том, где ни один человек её не сумел бы разглядеть.

  Так было и в эту, седьмую, ночь. Часы безучастно отсчитывали время: далеко заполночь.  Несмотря на это, в моей голове роились бессвязные мысли. И кажется, что Оле Лукойе пролил своё волшебное молоко мимо или и вовсе забыл обо мне. Но вдруг слышу чеканные шаги. И едва слышный шёпот:

– Что, опять не спится?

Хотя, вопрос был чисто формальным. Это же так очевидно. И резко, как вызов:
 
– Расскажи что-нибудь на этот раз, пожалуйста!

В ответ тихий смех и притворно-возмущённое:

– Ах, сколько можно же? Впрочем, слушай меня внимательно. Сегодня я поведаю тебе одну норвежскую легенду. Итак, баллада “Две сестры”:


На свете жили две сестры,
Они дружили до поры.
Одна прекрасна, как рассвет.
У старшей же – тех качеств нет.
Но не красой она брала!
А тем, что доброю была.

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

В тот год герой  искал жену.
Из двух он выбрал лишь одну:
Влюбился в младшую храбрец,
Да только “против” был отец:
– И хоть ты славный будешь зять,
Да с младшей свадьбе не бывать!

Звуки арфы тонки да  красивы.
И полны чудодейственной силы.

Уж хоть не нимфа на лицо,
Да старшей дарит он кольцо.
Но знала – всё же, не мила.
Враз злоба старшую взяла.
Лихая мысль стучит в виске.
Она сестру зовёт к реке.

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

Пока плела сестра венок,
Её сестрица сбила с ног.
И младшая уже в воде.
А значит, скоро быть беде.
И молит старшую сестру:
– Спаси, ведь я же утону!

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

Но та глуха к мольбам её:
– За то, что любишь не твоё!
Теперь уж крикнула – постой!
– Нет. Умирай, он будет мой!
Недолго длился жизни бег,
Вслед тело вынесло на брег.

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

К утру его нашёл пастух.
Её давно ж покинул дух.
Он понял: деву не спасти.
И сделал арфу из кости.
А волосы – нежны, светлы.
И он свил три из них струны.

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

О свадьбе девы узнав слух,
Решил прийти туда пастух.
На свадьбу арфу ту принёс,
Но не скрывает горьких слёз.
И вот тягучий слышен звук:
Сама запела арфа вдруг!

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.

Вступила ль первая струна –
В грехе призналась та сестра.
И слышен глас струны второй –
Покрылась старшая корой.
Как только третья отзвучала –
Так замертво сестра упала!

Звуки арфы тонки да красивы.
И полны чудодейственной силы.


  На некоторое время воцарилось тяжёлое молчание. И в этот раз мой ночной гость решил прервать его первым:

 – И как тебе сказочка? – произнёс он с интересом естествоиспытателя.

– Своеобразная, но вполне в твоём стиле. Есть в ней  какое-то, едва уловимое, очарование. Только жаль, что всё закончилось именно так.

 – Но справедливость же восторжествовала! Пусть и таким способом,  разве нет?

 – Пожалуй, но это же сказка! Где подлинно счастливый конец?
Он ответил, вкрадчиво произнося каждое слово, будто опасаясь, что я не пойму:
 
–  Сказки – отражение жизни, друг мой. А в жизни не всегда всё получается так, как мы того хотим. И даже когда наступает счастливый конец, многие продолжают роптать на судьбу, чем делают всё несоизмеримо хуже. Но, если тебя это утешит, то есть версии, где арфа раскалывается надвое, а убитая сестра воскресает.  Но позволь узнать, будет ли тогда грех старшей сестры истинным злом?

  Я не смог ничего ответить. Мне всё сложнее думать над чем-то глобальным, а в глаза, словно песок насыпали. Я чувствую, что проваливаюсь в сон. Лишь мысленно успеваю сказать “спасибо”. И, как ни странно, он отвечает:

– Всегда пожалуйста. Хороших снов! А я, возможно, приду, как только буду нужен.

  Раздалось несколько удаляющихся шагов. И наступила тишина, обволакивающая, что твой кленовый сироп. Её нарушают только угасающие мысли где-то на грани сознания:

“Я каждый раз забываю спросить у тебя – кто же ты. Может, ты и сам являешься волшебным сказочником или даже его кровным братом? А если и так, то была ли это сказка ужасной? Впрочем, сегодня я опять опоздал. Может, в другой раз”.

  Но вот мысли замолкли. И мне уже снится страна вечного лета да холодные норвежские фьорды.


Рецензии