Открытка

                Рассказ основан на реальных событиях.


   Эта история произошла почти пятьдесят лет назад в небольшом подмосковном городке в коммуналке под самой крышей. Наш дом стоял на главной улице. Деревья, посаженные под окнами за долгие годы выросли и закрывали его до четвертого этажа. Зато, нам сверху был виден самый популярный кинотеатр города "Орбита" с его яркими афишами, небольшая кафешка напротив, сквер и пустырь.
   Дом и сейчас стоит. Мысленно я часто поднимаюсь по лестнице под самую крышу. Почему? Ведь, мне безрадостно было жить здесь. Наверное, с каждым годом я все отчетливее понимаю, что здесь закончилось мое детство.
   В ту зиму стояли сильные морозы. С утра к голубому, подернутому на востоке нежно розовым светом, небу протянулись дымные дорожки. Деревья, украшенные инеем и снегом, стояли неподвижно в звонкой тишине. И только снегири, перепрыгивающие с ветки на ветку, роняли белый пух на прохожих.
   Я сидела дома с ангиной, перевязанным горлом и мне ничего не оставалось делать как пить все время чай и смотреть на других детей, играющих во дворе.
   Гулять меня так и так никогда не выпускали, поэтому я им не завидовала. Просто считала, что раз мама сказала, что прогулки не для меня - значит так тому и быть.
   Из-за угла дома показался мальчишка-сосед со своим другом. Они шли из школы, пиная банку на ходу. Вскоре они скрылись в подъезде.
   Старые соседи по коммуналке,бездетные старики, получили квартиру и переехали. Мы жили очень дружно. Ни у кого не было замков и мы часто заходили друг к другу. Нам было жаль с ними расставаться, но и за них мы радовались, ведь, теперь они будут жить отдельно!
   А в их комнату въехала мать-одиночка, работавшая на стройке,  с сыном Вовкой на год младше меня. Худощавая, некрасивая женщина была всегда всем недовольна. Я, восьмилетняя девчонка, тогда не догадывалась почему: моя красавица мама недавно второй раз вышла замуж - "вытащила счастливый билет". Отчим - молодой, перспективный ученый, был значительно младше ее. Наверное, соседка с сыном часто говорили о нас в нелестной форме и Вовка считал своим долгом задеть, ущипнуть или толкнуть меня исподтишка.
   Как раз накануне, когда никого из взрослых не было дома, я не выдержала и дала ему сдачи. Надо сказать, что случайно я попала ему в самое больное место. И он злобно прошипел, что это мне еще припомнит.
   Вовка пришел не один. Друг пробыл у него час-полтора, потом ушел.
   А вечером того же дня все и началось.Соседка пришла с работы раньше моей мамы. Они тихо сидели в своей комнате. Но когда в квартиру вошла мама, она вышла и прямо с порога заявила, что завтра же намерена позвать слесаря врезать замок. У нее пропала ценная вещь и, что, возможно, это не единственная пропажа.
   Оказалось исчезла голографическая открытка. Это был чей-то подарок. Она сама не могла позволить себе купить такую дорогую. Открытка стоила целых пятьдесят копеек -дорого, если учесть, что обычная стоила три или пять. На пятьдесят же копеек можно было пообедать в столовой, доехав туда и обратно на автобусе, да еще купить хлеба.
   Мама молча затащила меня в комнату, прикрыла дверь и приступила к допросу. Я знать ничего не знала и говорила ей об этом. Но кроме меня в квартире целый день никого не было. А сын соседки не в счет - он же не украдет у родной матери?
   Моя же входила в раж. Я, будучи очень маленькой (вторая от конца при построении в классе) и худенькой, была запихнута в угол кровати.  Чтоб не орала, мать накрыла мою голову подушкой и била до исступления, уже не отдавая себе отчета, сначала руками, но когда отбила их, схватила ремень, который всегда висел для этих целей на видном месте.
   -Мамочка, пожалуйста, не бей! Я не брала эту открытку, -обессиленно хрипела я сквозь рыдания.
   -Ты только скажи, что взяла и я перестану,-шипела мать.
   Удары сыпались на меня со всех сторон. Сжавшись в комок, корчась от боли, я молила ее о пощаде.
   -Нет! Это ты взяла! В квартире больше никого не было. Признавайся!
   Мне казалось, что мои мучения продолжаются целую вечность. Мать уже устала бить меня, но как только я говорила, что не виновата, как-будто масло поливалось в огонь и все начиналось вновь.
   Я лихорадочно искала выход. Вспомнила, что моя школьная подружка- Ленка Савушкина собирала открытки. Их у нее было очень много (по моим понятиям).
   -Да, это я взяла,- не выдержала я.
   Что с меня взять - мне было восемь лет.
   Мама прекратила меня бить и потребовала вернуть открытку. Я обещала вскоре принести ее. Она даже не сообразила, как больной ребенок, сидевший целый день дома без ключей, мог выйти и спрятать где-то проклятую открытку.
   Морозный зимний вечер, довольно темно. По заснеженной улице бежит рыдающая маленькая девочка, ничего не видя во круг. "Боженька, забери меня к себе. Я не могу и не хочу жить. За что она меня не любит?"- твердила я сквозь слезы. Если бы это была проезжая улица, наверняка, попала бы под машину.
   Не знаю, что подумала моя подруга, увидев меня рыдающую с синяками и кровоподтеками, с перекошенным от боли лицом (мама травмировала копчик и эти боли мучают меня всю жизнь). Кое-как сквозь слезы, объяснив ситуацию, я умоляла помочь мне - отдать открытку, если та найдется в ее коллекции.
  Мы пересмотрели все коробки с ее "богатством". Но такая открытка являлась редкостью. На ней была изображена заснеженная избушка на лесной опушке. В окошке горел свет, а из трубы к небу вился дымок. Открытку надо было поворачивать и тогда изображение становилось объемным. Она ассоциировалась у меня с популярной песней того времени "Зима" в исполнении Эдуарда Хиля. "У леса на опушке жила зима в избушке" - доносилось с экранов телевизоров.
   Рухнула моя последняя надежда. Вернуться домой без открытки я не могла. Лена сочувствовала мне, но что было делать?
   Когда я вышла от нее был уже поздний вечер. Побродив по заснеженным улицам, промерзнув до костей, наконец, решилась пойти к бабушке и все ей рассказать. Хоть мне и стыдно было признаваться, что мама постоянно лупит меня. "Раз бьет, значит - я плохая"-думала я. А кому приятно быть плохим?
   Моя бабушка, мамина мама жила километров в пяти от нашего дома. Не помню как добралась до нее в мороз и темень, что рассказала ей. Но, наверное, мой зареванный вид и синяки произвели должное впечатление. Она схватила меня за руку и потащила к маме. Я упиралась, ведь та грозилась убить меня, если не принесу открытку.
   Дома бабушка стыдила маму, укоряла, говорила, что в детстве ее никто пальцем не трогал и, что так бить и издеваться может только садистка. Отчим не вмешивался. Сославшись на ранний подъем, он ушел спать.
   Бабушка отчитала и соседку. Та, без зазрения совести заявила, что конкретно никого не обвиняла. А Вовка злорадно ухмылялся из-за спины.
   Было далеко за полночь, когда все разошлись.
   С тех пор я жила еще незаметнее, тише и все время не выходила из комнаты.
   Вскоре мы переехали в Москву. У меня родились сводные брат и сестра. Мое детство кончилось фактически не начавшись. Зато началась другая жизнь. История про Золушку всего лишь сказка. Я же прожила эту "сказку".
   Время от времени мама говорила: "Сознайся. Ведь, это все таки ты взяла открытку". И никакие мои оправдания не принимала.
   На мой же вопрос - за что она меня била все детство?- отвечала безапелляционно: -"Было бы за что, вообще, убила бы". Правда, значительно позже, под конец жизни, она добавляла, что из меня все таки получился хороший человек.
   Если бы не наше с ней полное внешнее сходство, можно было бы подумать, что меня взяли из детдома. Ни к брату, ни тем более к сестре такого отношения не было. Им доставалось лучшее и самое дорогое, а "бестолковой дуре" перешитые обноски. Да, вообщем, дело вовсе не в них.
   Никто не догадывался ни о чем. Маму все любили и уважали. У нее были золотые руки. Многие завидовали ей, учились у нее. Я же очень гордилась ею и боялась, как кролик удава. Старалась изо всех сил получить хоть какое-то одобрение и поддержку.
   С годами мама попритихла, часто плакала, отчим напротив стал более озлоблен и агрессивен ко мне. Я многого добилась в жизни не благодаря ему, а вопреки всем этим издевательствам, унижениям, упрекам. "Никто не доказал обратного, ведь открытка так и не нашлась"- недавно заявил отчим. Сегодня он для меня не существует.
   До самой маминой смерти, я ждала и надеялась, что она обнимет меня, приласкает и скажет: "Доченька моя, ты самая лучшая. Я так люблю тебя и горжусь, что ты у меня есть".
   Мои мечты не сбылись.
 
                Аксаково, март 2015г.


Рецензии
Очень трогательный рассказ. Задело за живое.

Валентин Старицын 2   22.10.2016 10:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.