Едем в Москву. Рассказ Ларисы Андреевой

Едем в Москву, в Кремль, на ёлку!

Новый 1956 год! Едем в Москву, в Кремль – на ёлку! Это событие происходит впервые в стране, поэтому напишу подробнее.
До этого были каникулы с ёлками, представлениями, подарками. Ёлку наряжали всегда, сколько себя помню. Пироги, крахмальные салфеточки и дорожки на полочках над диваном, чисто вымытые полы и двери (почему-то всегда мыли двери!) – всё дышало праздником. А самая интересная ёлка была во Дворце Пионеров. Попасть на неё было большим везением.
Так вот. Перед новым 1956 годом в школе объявляют, что в Москву поедет группа отличников – в награду за хорошую учёбу. Попала в их число и я. Правда, оказалось, что оплачивать поездку будут родители… Мои согласились. Целых четыре дня в столице! Ура! 
Поезд плацкарт, душно и жарко. Утром в очереди в туалет теряю сознание – тихо сползаю по стенке на пол. Всё слышу, но ничего не могу… Суют в нос нашатырь. После долго сижу одетая в шубу в тамбуре на откидном сидении – дышу свежим воздухом…
Вот и Москва. Спускаемся в метро. Эскалатор не так страшен, как говорили. А вот убранство станций поразило!  Потом я такого уже не видела: вдоль всех стен – буфеты с шикарными витринами, на них шоколад, пастила –такие брусочки розовые и белые, зефир, вафли. Может, были и другие деликатесы, но эти привлекли внимание. Продавщицы за прилавками в белых крахмальных наколках на головах и белых фартучках грудками-клинышками. Всё так богато и недоступно.
На метро едем в настоящую гостиницу ВДНХ – «Колос». Лифт – тоже впервые в жизни, как и десятый этаж. Из окна вид на Москву – вечером море огней, очень красиво! Завтракали и ужинали в гостинице, обедать было некогда. Запомнился хлеб – тоненькие батоны, нарезанные наискось очень тонко. Почему-то было очень вкусно!
Дальше дни, заполненные до отказа, вечером еле передвигаем ноги. Приехали-то в валенках, а в Москве – плюсовая температура, ходили в туфельках («сменка» для ёлки).
Экскурсия по городу на автобусе. «Посморите налево, посмотрите направо». Вид с Ленинских гор на Москву впечатляет – город как на ладони, видно далеко, погода позволяет.
Идём в музей В.И.Ленина. Сразу вспомнились стихи С.Михалкова:
В воскресный день с сестрой моей
Мы вышли со двора.
«Я поведу тебя в музей», -
Сказала мне сестра.
Вот через площадь мы идём,
И входим наконец в большой
Красивый красный дом,
Похожий на дворец…
Всё так: и Красная площадь, и  «дом, похожий на дворец». Тихо бродим по залам. Кругом все говорят шёпотом. Кроме посмертной маски Ленина, особых воспоминаний об увиденном там не осталось.
А вот и главное событие – едем на ёлку в Кремль. Проходим через Спасские ворота, откуда выходит почётный караул. Ёлка прямо в Георгиевском зале (Дворца Съездов ещё нет). Огромная, сверкающая, вращается вокруг своей оси. Море детей, все нарядные – ещё бы! – ведь главная ёлка страны! Дед Мороз – огромный дядя с оглушительным голосом. Представление обычное: Дед Мороз и Новый год (обязательно пионер) ищут Снегурочку, потом все кричат: «Ну-ка. Ёлочка, зажгись! Ну-ка, ёлка, повернись!» Она зажигается и крутится. Все становятся в круги (концентрические, детей много) и поют: «В лесу родилась ёлочка». Ещё немного загадок, шуток, конкурсов и, наконец, главное – подарок!
Маленький металлический баульчик с нарисованным на нём хороводом жив до сих пор. Теперь он – экспонат коллекции раритетов моей племянницы.
Другая ёлка оставила в памяти больше запомнившихся моментов. Это была ёлка в Колонном зале Дома Союзов – Красном доме. Здесь всё было масштабно: у входа детей встречали персонажи детских сказок. Несколько залов было отведено для праздника, в каждом – своё представление, свои конкурсы и аттракционы. Ёлка, конечно, великолепная – в два этажа (как и зал), с огнями и игрушками, которых мы больше нигде не видели. Артисты выступали перед детьми – «самые-самые». Запомнила, что пела Валентина Левко – очень известная тогда оперная певица. Танцевали братья Гусаковы, вдвоём выбивали что-то вроде чечётки. Потом они уехали в Америку… Ну и подарок – конус, перевёрнутый остриём вниз, заполненный как обычно конфетами, сладостями. Я потом такие конусы-подарки рождественские, в рост ребёнка, видела в фильме о Рождестве где-то в Дании или Норвегии. Этот конус, хоть и очень красивый, не сохранился – картонный был.
Потом были ещё экскурсии. В Оружейную палату Кремля, по самому Кремлю. Всех интересовало, почему у Царь-колокола обломан бок и где он раньше висел. (А он и не висел нигде). А из Царь-пушки, оказывается, никогда не стреляли. По территории Кремля тогда впервые можно было гулять, почти свободно.
Отдельно отмечу поход в Мавзолей. Там были тогда и Ленин, и Сталин, Длиннющая очередь через всю Красную площадь. Двигаемся довольно быстро, но всё равно очень холодно – в туфельках-то! В очереди все молчат – тревожное ожидание какого-то жутковатого чуда. Проходим мимо постовых внутрь. Полумрак. Сворачиваем направо. Вниз ступени. Все смотрят вперёд, поэтому не до ступенек. Дежурные (невидимые в полумраке) постоянно напоминают: «Осторожно, ступени». Входим в помещение с двумя постаментами. Сталин выглядит получше (посвежее, что-ли…) Проходим очень близко – жутковато. Выходим в боковую дверь на солнце, хоть и зимнее…
В эту поездку (в Мавзолей) одна девочка отстала от группы и потерялась. Приехали в гостиницу – нет одной пионерки! Позже приезжает сама. Честь и хвала московской милиции: подошла к постовому, объяснила, что потерялась. Тот не только объяснил, как пройти в метро, но и дал пятачок на проезд. А название гостиницы и номер комнаты нам вдолбили по приезде…
А ещё ходили в Третьяковскую галерею. Залов много, экскурсовод торопит. Мы уже изрядно устали от насыщенной программы. Но всё-таки на всю жизнь запомнились «Гибель Помпеи» К.Брюллова, «Утро в сосновом лесу» И.Шишкина, и «Явление Христа народу» А.Иванова…
В последний день нам разрешили пробежаться по ЦУМу – видимо, руководителям это тоже было надо. Моих денег не хватило на мечту: верблюжьи варежки бежевого цвета ценой 2 руб. 20 коп. Больше покупать ничего не хотелось.
Домой ехала очень довольная. Подарки с ёлок не распаковывала до самого дома. В результате обнаружилось, что конфеты слиплись и растаяли, а мандаринки испортились  (в вагоне-то было опять очень жарко). Ну да ничего, зато я была в Кремле на Ёлке!
Было это полвека назад…


Румянцева Л.К.
Свердловск - Екатеринбург


Рецензии